Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Азарова С.А. на решение Брасовского районного суда Брянской области от 29 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 9 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Азарова С.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 4" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения административного истца Азарова С.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ФСН России, УФСИН России по Брянской области Щербаковой Е.В. и представителя ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России Плюгиной О.Ю, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Азаров С.А. обратился в суд с названным административным иском, в котором просил признать незаконными действия административных ответчиков, выразившиеся в незаконным списании с его лицевого счета денежных средств за предоставленное ему питание по медицинским показаниям; взыскать в его пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
Требования мотивировал тем, что отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ "Исправительная колония N 4" УФСИН России по Брянской области, трудоустроен. Полагает, что, в связи с имеющимся заболеванием, в рамках Приказа Минюста Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", соответствующей медицинской комиссией ему назначено лечебное питание, которое должно предоставляться осужденным бесплатно. Однако, с его лицевого счета ежемесячно взыскиваются денежные средства за предоставленное питание, которым он должен обеспечиваться бесплатно.
Решением Брасовского районного суда Брянской области от 29 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 9 сентября 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 25 октября 2021 года через Брасовский районный суд Брянской области и поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 11 ноября 2021 года, Азаров С.А. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований. Указывает, что в связи с имеющимся у него заболеванием он в силу закона должен обеспечиваться специальным либо лечебным питанием, которое предоставляется бесплатно, иного питания в общем порядке он не получает, однако с его лицевого счета незаконно удерживаются денежные средства. Полагает, что судами не установлены все имеющие значения для дела обстоятельства, не применен закон, подлежащий применению.
В письменных возражениях представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области просит кассационную жалобу Азарова С.А. оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, об отложении дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Азаров С.А. с 25 марта 2019 года по настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области.
Согласно справке об оказании медицинской помощи осужденному Азарову С.А. от 11 мая 2021 года, предоставленной отделом организации лечебно-профилактической работы ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России, у Азарова С.А. диагностирован ряд заболеваний, в том числе, "данные изъяты". В настоящее время состояние здоровья Азарова С.А. медицинскими работниками оценивается как удовлетворительное, он получает соответствующую противовирусную терапию.
В связи с имеющимся заболеванием осужденный Азаров С.А. получает, помимо общего питания, и дополнительное питание (повышенная норма питания) в соответствии с приказом Минюста России N 189 от 17 сентября 2018 года "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".
Также установлено, что в период отбывания наказания Азаров С.А. привлекался к труду, с 9 сентября 2019 года по 2 марта 2020 года был трудоустроен сборщиком изделий со сдельной оплатой труда, с 15 июля 2020 года трудоустроен также сборщиком изделий со сдельной оплатой труда.
Из справки ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области от 30 апреля 2021 года следует, что в периоды привлечения к труду осужденному выплачивалась заработная плата, из которой в соответствии с частью 1 статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации производились удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 названного Кодекса.
Согласно материалам дела, на протяжении всего периода содержания Азарова С.А. в исправительном учреждении он получал как общее так и дополнительное питание (повышенная норма питания), в связи с наличием у него заболевания ("данные изъяты"), что не отрицалось административным истцом. При этом, из заработной платы, начисленной Азарову С.А. за работу сборщиком изделий, производились удержания стоимости общего питания, дополнительное питание предоставлялось бесплатно как в периоды трудоустройства, так и в периоды отсутствия работы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что административный истец получает как общее питание, так и дополнительное питание (повышенная норма питания) в соответствии с приказом Минюста России N 189 от 17 сентября 2018 года, доказательств того, что Азарову С.А. соответствующим медицинским заключением назначалось какое-либо лечебное питание, и с него удерживались денежные средства за дополнительное питание (повышенную норму питания), материалы дела не содержат.
Судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 10З-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Организация питания осужденных производится, в том числе, на основании приказа Минюста России N189 от 17 сентября 2018 года "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".
Указанным приказом установлена повышенная норма питания для больных, осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время (приложение N 5).
Также из указанного приложения N 5 к приказу следует, повышенной нормой питания обеспечиваются, в том числе больные "данные изъяты" вне зависимости от места содержания.
Кроме того, осужденным помимо общего питания, дополнительного питания (повышенной нормы питания), может быть назначено лечебное питание, особенности назначения осужденным лечебного питания урегулированы нормами приказа ФСИН России N 696 от 2 сентября 2016 года "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (далее - Порядок).
Пунктами 141, 151 Порядка предусмотрено, что организация лечебного питания в лечебных учреждениях УИС является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий: больным осужденным, подозреваемым и обвиняемым, страдающим болезнями, указанных в приложении к утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации повышенной норме питания больных, выдается лечебное питание. Назначение на лечебное питание производится по заключению медицинского подразделения и приказа, издаваемого в учреждении УИС, на период нахождения больного на лечении.
Учитывая изложенное, лечебное питание назначается при наличии специального медицинского заключения и только на период нахождения больного на лечении.
Частью 1 статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. Осужденным, освобожденным от работы по болезни, осужденным беременным женщинам и осужденным кормящим матерям на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно. Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, а также осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно (часть 5 статьи 99 названного Кодекса).
Давая оценку действиям административных ответчиков, суды, руководствуясь приведенным выше правовыми нормами, и установив, что Азаров С.А. получает как общее питание, так и дополнительное питание (повышенную норму питания) в связи с наличием у него соответствующего заболевания, лечебное питание ему не назначалось в установленном порядке, денежные средства с его счета удерживаются за общее питание во время его трудоустройства и получения заработной платы, пришли к правильным выводам об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий административных ответчиков незаконными.
Выводы судебных инстанций основаны на нормах закона, регулирующего спорные правоотношения, и установленных по делу фактических обстоятельствах.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения и проверки судами нижестоящих инстанций, получили надлежащую правовую оценку.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Брасовского районного суда Брянской области от 29 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 9 сентября 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Азарова С.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.