Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 22 ноября 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Потаповой Валентины Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности по включению периодов работы в специальных стаж и признании права на досрочную пенсию
по кассационной жалобе Потаповой Валентины Николаевны
на решение Лискинского районного суда Воронежской области от 15 октября 2020 года по гражданскому делу N 2-951/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 17 июня 2021 года по гражданскому делу N 33-3683/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, пояснения истца Потаповой В.Н. и ее представителя Иващенко М.А, действующей в порядке части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поддержавших доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Потапова В.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) (далее по тексту- ГУ- УПФР в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности по включению периодов работы в специальных стаж и признании права на досрочную пенсию.
Решением Лискинского районного суда Воронежской области от 15 октября 2020 года исковые требования Потаповой В.Н. удовлетворены частично: признано частично незаконным решение ГУ- УПФР в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) N 200000033780/350357/20 от 10 июля 2020 года об отказе в назначении пенсии Потаповой В.Н, на ответчика возложена обязанность по включению в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 3 января 1995 года по 17 марта 1995 года, с 29 марта 1999 года по 23 апреля 1999 года. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 26 января 2021 года решение Лискинского районного суда Воронежской области от 15 октября 2020 года в части отказа Потаповой В.Н. в удовлетворении исковых требований к ГУ-УПФР в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) отменено. В указанной части принято новое решение, признано незаконным решение ГУ-УПФР в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) N200000033780/350357/20 от 10 июля 2020 года об отказе Потаповой В.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; на ГУ-УПФР в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж Потаповой В.Н, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы: с 1 ноября 1999 года по 22 декабря 2004 года в должности медсестры по физиотерапии лечебно-диагностического отделения в Учреждении здравоохранения "Санаторий им. Цюрупы" в календарном порядке; с 23 декабря 2004 года по 1 декабря 2016 года, с 13 декабря 2016 года по 2 декабря 2019 года в должности медсестры по физиотерапии лечебно-диагностического отделения в ООО "Санаторий им.
Цюрупы" в календарном порядке; обучения на курсах повышения квалификации без отрыва от работы с 26 апреля 2004 по 22 мая 2004, с 27 апреля 2009 по 21 мая 2009 года, с 17 марта 2004 по 8 апреля 2014, с 1 апреля 2019 года по 25 апреля 2019 в календарном порядке; за Потаповой В.Н. признано право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 3 июня 2020 года; на ГУ-УПФР в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) возложена обязанность назначить и выплачивать Потаповой В.Н. досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 3 июня 2020 года. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 26 января 2021 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 17 июня 2021 года решение Лискинского районного суда Воронежской области от 15 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Потапова В.Н. ставит вопрос об отмене решения Лискинского районного суда Воронежской области от 15 октября 2020 года и апелляционного определения Воронежского областного суда от 17 июня 2021 года в части отказа в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на необходимость установления судом тождественности выполняемых работ по должности в ООО "Санаторий им. Цюрупы" и в Учреждении здравоохранения "Санаторий им. Цюрупы".
Поскольку судебные акты обжалуются в части отказа в удовлетворении исковых требований Потаповой В.Н, оснований для проверки судебных актов в полном объеме судебной коллегией кассационного суда не имеется.
Заслушав доклад судьи, разрешив заявление об отводе составу суда, отказав в его удовлетворении, выслушав пояснения участников процесса, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Потапова В.Н. (до брака Сиротина) 2 августа 1993 года принята на работу в Санаторий им. А.Д. Цюрупы на должность медицинской сестры лечебно-диагностического отделения по физиотерапии, где работает по настоящее время.
Согласно материалам дела, в период трудовой деятельности Потаповой В.Н. санаторий им. А.Д. Цюрупы, находящийся в сельской местности, изменял свое наименование и организационно-правовую форму: Санаторий им. А.Д. Цюрупы Воронежского объединения санаторно-курортных предприятий профсоюзов был преобразован 10 июня 1999 года в Учреждение здравоохранения "Санаторий им. Цюрупы", 23 декабря 2004 года - в ООО "Санаторий им. Цюрупы". Сведения об изменении наименования и организационно-правовой формы Санатория им. А.Д. Цюрупы отражены в трудовой книжке истца.
3 июня 2020 года Потапова В.Н. обратилась в ГУ-УПФР в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПФР в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) от 10 июля 2020 года истице отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. По расчету пенсионного органа, с учетом корректировки решения 24 сентября 2020 года, специальный стаж Потаповой В.Н. составляет 4 года 8 месяцев 19 дней.
ГУ-УПФР в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) отказано во включении в специальный стаж, в том числе, периодов работы Потаповой В.Н. с 1 ноября 1999 года по 25 апреля 2004 года, с 23 мая 2004 года по 26 апреля 2009 года, с 22 мая 2009 года по 16 марта 2014 года, с 9 апреля 2014 года по 2 декабря 2016 года, с 13 декабря 2016 года по 31 марта 2019 года, с 26 апреля 2019 года по 2 июня 2020 года в должности медицинской сестры по физиотерапии лечебно-диагностического отделения Учреждения здравоохранения "Санаторий им. Цюрупы", ООО "Санаторий им. Цюрупы", периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 26 апреля 2004 года по 22 мая 2004 года, с 27 апреля 2009 года по 21 мая 2009 года, с 17 марта 2014 года по 8 апреля 2014 года, с 1апреля 2019 года по
25 апреля 2019 года.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 указанного закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В силу подпункта "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 1 ноября 1999 года был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должность медицинской сестры по физиотерапии.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 1 ноября 1999 года только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 1 ноября 1999 года изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в том числе медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, а именно после 1 ноября 1999 года, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В силу положений части 5 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 названной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 года N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 года) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общества и учреждения имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из разъяснений, изложенных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ, подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных Потаповой В.Н. требований в части включения в специальный стаж периодов работы с 1 ноября 1999 по 22 декабря 2004 - в должности медсестры по физиотерапии лечебно-диагностического отделения в Учреждении здравоохранения "Санаторий им. Цюрупы" в календарном порядке; работы - с 23 декабря 2004 по 1 декабря 2016, с 13 декабря 2016 по 2 декабря 2019 - в должности медсестры по физиотерапии лечебно-диагностического отделения в ООО "Санаторий им. Цюрупы", суды обоснованно исходили из того, что профиль указанного санатория не поименован Списками должностей и учреждений, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, от 29 октября 2002 года N 781, т.к. пунктом 21 раздела "Наименование учреждений" поименованы санатории (курорты), в том числе, детские для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические, к которым ООО "Санаторий имени Цюрупы" не относится.
Суды также верно учли, что ООО "Санаторий им. Цюрупы" не является учреждением, в сведениях, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Потаповой В.Н, представленных работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации, отсутствует указание льготного кода профессии.
Суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца курсов повышения квалификации с 26 апреля 2004 года по 22 мая 2004 года, с 27 апреля 2009 года по 21 мая 2009 года, с 17 марта 2014 года по 8 апреля 2014 года, с 1апреля 2019 года по 25 апреля 2019 года, приходящиеся на спорный период работы Потаповой В.Н. в той же организации.
Поскольку судами отказано во включении истцу спорных периодов, оснований для назначения страховой пенсии досрочно в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, у судов не имелось.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Списков должностей и учреждений, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, от 29 октября 2002 года N 781, Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные Потаповой В.Н. в жалобе доводы о наличии оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж лечебной деятельности, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Доводы истца в кассационной жалобе о неполном содержании протокола судебного заседания, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку замечания на протокол судебного заседания рассмотрены судом в установленном законом порядке.
Ссылки в кассационной жалобе о наличии других сотрудников, которым включен период работы в указанном Санатории в специальный стаж, судебная коллегия считает не имеющими правового значения, поскольку обстоятельством, имеющим значение для дела, они не являются.
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Лискинского районного суда Воронежской области от 15 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 17 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Потаповой Валентины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.