Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу защитника Администрации города Перми Самочковой О.В. на постановление начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 27 января 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда города Перми от 30 марта 2021 года, решение судьи Пермского краевого суда от 21 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации города Перми,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 27 января 2021 года Администрация города Перми признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 190 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда города Перми от 30 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 21 мая 2021 года, постановление должностного лица изменено с исключением из постановления ссылки на нарушение требований п. п. 8.4, 8.6, 9.11 СП 8.13130.2009 и со снижением административного штрафа до 150 000 рублей.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, защитник Администрации города Перми Самочкова О.В. просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Таким образом, ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является бланкетной нормой и отсылает к содержащимся в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, нормативных документах (в том числе сводах правил) специальным условиям социального и (или) технического характера, установленным в целях обеспечения пожарной безопасности. Нарушение таких условий образует состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективную сторону данных правонарушений составляют действия (бездействие), нарушающие установленные правила и требования в области пожарной безопасности.
При этом противоправное деяние виновного лица не связывается ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.
Из материалов дела следует, что 18 декабря 2020 года при тушении пожара в частном жилом доме по адресу: "данные изъяты" выявлено, что ближайшие источники противопожарного водоснабжения отсутствовали в радиусе 200 м: ближайший источник водоснабжения (пожарный водоем) находился на расстоянии 350 м (улица Геологов, 33).
Указанные обстоятельства послужили основанием для назначения Администрации города Перми наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения администрацией административного правонарушения подтвержден совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым должностным лицом и судьями нижестоящих инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо и судьи нижестоящих инстанций при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованным выводам о виновности администрации в совершении административного правонарушения.
В соответствии с требованиями ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Ссылка судьи районного суда на исключение п.п. 8.4, 8.6, 9.11 СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N178, является ошибочной.
Тот факт, что положения СП 8.13130.2009 на дату совершения правонарушения утратили силу, не свидетельствует об отсутствии состава административно правонарушения, поскольку имеющиеся в них требования к показателям дальности размещения пожарных резервуаров или искусственных водоемов не утратили своей актуальности.
Как верно отмечено судьей краевого суда, постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2020 года N 985 утвержден Перечень национальных стандартов и свод правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
В соответствии с указанным Постановлением обязательному применению подлежит, в том числе раздел 5 СП 31.13330.2012.
В соответствии с п. 5.10 СП 31.13330.2012 вопросы обеспечения пожарной безопасности, требования к источникам пожарного водоснабжения, расчетные расходы воды на пожаротушение объектов, расчетное количество одновременных пожаров, минимальные свободные напоры в наружных сетях водопроводов, расстановку пожарных гидрантов на сети, категорию зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности следует принимать согласно Федеральному закону, а также СП 8.13130, утверждённым приказом МЧС России от 30.03.2020 N225.
Таким образом, в целях соблюдения требований ст. ст. 68, 69 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности подлежат применению в обязательном порядке требований предъявляемых к размещению пожарных водоемов, изложенных в п. 10.4 СП 8.13130, которым предусмотрено, что пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп). Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с п. 10.7 настоящего свода правил. При этом суждения о необоснованном применению к такому случаю положений СП 8.13130 вызваны неправильным толкованием норм права.
Аналогичные требования, предъявляемые к размещению пожарных водоемов, содержались и п. 9.11 СП 8.13130.2009.
Таким образом, на заявителя как на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.
В соответствии с ч. 2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что администрация имела возможность обеспечить выполнение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но администрацией не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Жалоба не содержит доводов, непроверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся судебных актов. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования ст. ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление о привлечении администрации к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Поскольку ссылка судьи районного суда на исключение пунктов 8.4, 8.6, 9.11 СП 8.13130.2009 Свод правил. "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N178, является ошибочной, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 30 марта 2021 года подлежит изменеию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Ленинского районного суда города Перми от 30 марта 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации города Перми, изменить.
Изложить резолютивную часть постановления в следующей редакции: "Постановление начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю Суханова Е.К. N 2-1 (2ПСЧ)-21 от от 27 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Администрации г. Перми изменить, снизить назначенное в виде административного штрафа наказание до 150 000 рублей, в остальном постановление N 2-1 (2ПСЧ)-21 от 27 января 2021 года оставить без изменения, а жалобу защитника - без удовлетворения".
Решение судьи Пермского краевого суда от 21 мая 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника Администрации города Перми Самочковой О.В. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.