Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П, Трапезниковой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 15 Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение ФСС РФ на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 24 августа 2021 года по административному делу N 2а-371/2021 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" к Государственной инспекции труда в Свердловской области и главному государственному инспектору труда в Свердловской области Командирову Денису Викторовичу о признании незаконными и отмене предписания и заключения.
заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕС") обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Свердловской области и главному государственному инспектору труда в Свердловской области Командирову Д.В. о признании незаконным заключения по несчастному случаю со смертельным исходом от 23.10.2020 и признании незаконным предписания об устранении нарушения трудового законодательства N66/6-1575-20-ПВ/10-3735-И/57-87 от 23.10.2020.
Заявленные требования мотивированы необоснованностью выводов главного государственного инспектора труда о том, что несчастный случай - смерть мастера линейного участка службы эксплуатации линии электропередач "данные изъяты" произошедший 11.05.2020, связан с производством, поскольку смерть "данные изъяты" наступила вследствие общего заболевания, в силу чего, так же необоснованным является вынесенное инспектором предписание о составлении и утверждении акта о несчастном случае на производстве с "данные изъяты" по форме Н-1.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Фонд социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 15 Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение ФСС РФ (далее - Фонд страхования).
Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 22 апреля 2021 года требования удовлетворены, признано незаконным заключение Главного государственного инспектора труда в Свердловской области Командирова Дениса Викторовича по несчастному случаю со смертельным исходом от 23.10.2020 г. так же признано незаконным и отменено предписание Главного государственного инспектора труда в Свердловской области Командирова Дениса Викторовича об устранении нарушения трудового законодательства N 66/6-1575-20-ПВ/10-3735-И/57-87.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 24 августа 2021 года решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 22 апреля 2021 года отменено, в удовлетворении требований административного истца отказано.
Не согласившись с апелляционным определением, Фонд страхования обратился с кассационной жалобой, поступившей 22.10.2021 через суд первой инстанции.
В жалобе административный ссылается на необоснованность сделанного судом апелляционной инстанции вывода о том, что смерть "данные изъяты" имевшего заболевание - дилатационная кардиомапатия, косвенно связана с нарушением работодателем режима труда и отдыха. Полагает, что указанный вывод должен быть подтвержден заключением медицинской экспертизы в силу чего суд был не вправе делать его самостоятельно.
В суде кассационной инстанции представитель Фонда страхования Гиляева О.И. на удовлетворении кассационной жалобы настаивала по приведенным в жалобе основаниям. Представитель административного истца Ржанникова К.А страхования доводы кассационной жалобы Фонда страхования поддержала, полагая обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Иные участвующие в деле лица в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных решений, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11.05.2020 около 11 час. 43 мин. в филиале ПАО "Федеральная сетевая компания Единой системы" с мастером линейного участка "данные изъяты". произошел несчастный случай со смертельным исходом, при следующих обстоятельствах: на территории производственной базы, расположенной по адресу г. Екатеринбург, ул. Шоферов д. 8 в 11 час. 28 мин. в 7-8 метрах от места погрузки пресса "данные изъяты" внезапно упал на землю, начальник участка ООО "Электросетьстрой-11" "данные изъяты" вызвал бригаду скорой помощи. В 11 час. 43 мин. прибывшими на вызов работниками скорой помощи была констатирована смерть "данные изъяты"
Согласно выписке из акта судебно-медицинского исследования трупа "данные изъяты" от 13.05.2020 N 3577, смерть "данные изъяты". наступила от заболевания: дилатационная кардиомиопатия с развитием острой сердечной недостаточности, о чем свидетельствует микро- и макроскопические изменения внутренних органов.
По результатам расследования составлен акт о расследовании несчастного случая от 03.07.2020, согласно которому комиссия по расследованию несчастного случая пришла к выводу о квалификации несчастного случая со смертельным исходом с работником "данные изъяты". как не связанного с производством и не подлежащего оформлению актом формы Н-1 и учету в организации, в виду того, что причиной несчастного случая явилось общее заболевание умершего - дилатационная кардиомиопатия с развитием острой сердечной недостаточности.
На основании распоряжения от 17.07.2020 N 66/6-1575-20-ПВ/10-26-И/57-87 главным государственным инспектором труда Командировым Д.В. проведено дополнительное расследование, по результатам которого 23.10.2020 составлено заключение, что данный несчастный случай подлежит квалификации как связанный с производством, оформлению актом формы Н-1, учету и регистрации в ПАО "ФСК ЕЭС", так как причинами, вызвавшими несчастный случай, по мнению инспектора, явились неудовлетворительная организация производства работы, выразившаяся в неисполнении работодателем обязанности по надлежащей организации рабочего процесса, что привело к выполнению работником плановой работы без использования еженедельного непрерывного отдыха.
На основании данного заключения главным государственным инспектором труда Командировым Д.В. вынесено оспариваемое административным истцом предписание N 66/6-1575-20-ПВ/10-3735-И/57-87 от 23.10.2020, согласно которому на ПАО "ФСК ЕЭС" СПМЭС возложена обязанность в срок до 28.10.2020 составить и утвердить акт о несчастном случае на производстве с "данные изъяты", выдать под роспись акт по форме Н-1 близким родственникам "данные изъяты", направить в адрес инспекции экземпляр акта о несчастном случае.
Отменяя решение суда первой инстанции отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 227 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Понятие несчастного случая на производстве дано в статье 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" согласно которой несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
В соответствии с положениями ст. ст. 353 - 356, 382 ТК РФ, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 324, федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независим от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 38 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утверждено Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73) если при осуществлении надзорно-контрольной деятельности государственным инспектором труда установлено, что утвержденный работодателем (его представителем) акт формы Н-1 (Н-1ПС) составлен с нарушениями установленного порядка или не соответствует обстоятельствам и материалам расследования несчастного случая, государственный инспектор труда вправе обязать работодателя (его представителя) внести в него необходимые изменения и дополнения. В необходимых случаях государственным инспектором труда проводится дополнительное расследование несчастного случая (при необходимости - с участием пострадавшего или его доверенного лица, профсоюзного инспектора труда, должностных лиц иных органов государственного надзора и контроля, представителей страховщика). По результатам проведенного дополнительного расследования государственный инспектор труда оформляет акт о расследовании несчастного случая установленной формы и выдает соответствующее предписание, которое является обязательным для исполнения работодателем (его представителем).
Инспектором труда при проведении проверки установлено, что при расследовании несчастного случая комиссией не была дана оценка обстоятельств, которые могли явиться причиной несчастного случая (не проведение в установленном порядке периодического медицинского осмотра, отсутствие сведений о влиянии на здоровье работника вредного фактора - неионизирующего излучения (электромагнитного поля), работа на протяжении 22 дней подряд без выходных дней и времени отдыха, предусмотренных Трудовым кодексом РФ) указанные обстоятельства не оценены в совокупности.
Так же установлено, что содержание акта о расследовании несчастного случая не соответствует материалам расследования, а именно стаж работы, при выполнении которой произошел несчастный случай указан 21 год 09 месяцев, в данной организации 15 лет 11 месяцев, что не соответствует сведениям из трудовой книжки пострадавшего, в разделе 4 "Обстоятельства несчастного случая" не указаны сведения, предшествующие несчастному случаю, в частности выполнение работы по наряд-допуску для работы в электроустановках N 05 с наличием вредных и опасных производственных факторов, сроки расследования с 12.05.2020 по 11.06.2020, указанные в акте о расследовании несчастного случая, не соответствовали фактическим.
При названных обстоятельствах суд пришел к верному выводу о наличии оснований для проведения государственным инспектором труда в Свердловской области Командировым Д.В. дополнительного расследования и, соответственно, законности распоряжения от 17.07.2020 N 66/6-1575-20-ПВ/10-26-И/57-87.
Давая оценку законности вынесенного предписания, суд так же верно применил нормы действующего трудового законодательства.
Согласно частям первой и второй статьи 229 Трудового кодекса Российской Федерации для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. При расследовании несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии дополнительно включаются лица, указанные в части второй статьи 229 Трудового кодекса Российской Федерации.
По требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях работодатель за счет собственных средств обеспечивает в числе прочего выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов (абзац второй части второй статьи 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью третьей статьи 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что материалы расследования несчастного случая включают в том числе документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов, экспертные заключения специалистов, медицинское заключение о причине смерти пострадавшего, другие документы по усмотрению комиссии.
Частью пятой статьи 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает в частности обстоятельства и причины несчастного случая, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
Руководствуясь изложенными нормами, суд обоснованно указал, что при проверке законности решения комиссии, проводившей расследование несчастного случая со смертельным исходом, о квалификации этого несчастного случая как не связанного с производством ввиду того, что смерть работника наступила от общего заболевания, необходимо принимать во внимание конкретные обстоятельства, при которых с работником произошел несчастный случай со смертельным исходом.
Указанная обязанность при расследовании несчастного случая происшедшего с работником "данные изъяты" исполнена не была, имеющие значение для квалификации несчастного случая конкретные обстоятельства комиссией приняты во внимание не были.
Оценив в совокупности установленные государственным инспектором труда обстоятельства того, что работник был допущен работодателем к исполнению своих трудовых обязанностей, смерть "данные изъяты" произошла во время исполнения им трудовых обязанностей, до момента наступления смерти в период с 20.04.2020 по 11.05.2020 "данные изъяты" осуществлял трудовую деятельность без выходных и при отсутствии периодического медицинского осмотра, суд обоснованно согласился с выводом государственного инспектора труда о наличии косвенной связи между наступившей смертью "данные изъяты" и нарушением работодателей режима труда и отдыха работника, поскольку указанные выше факторы способствовали развитию у "данные изъяты" заболевания дилатационная кардиомиопатия, явившегося непосредственной причиной смерти.
Несогласие автора жалобы с выводами государственного инспектора труда по результатам проведения дополнительного расследования несчастного случая, изложенными в заключении от 23.10.2020, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам административного дела. Нарушения требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 24 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 15 Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение ФСС РФ - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 01.12.2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.