Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.
судей Ермолаевой Л.П, Трапезниковой И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сараева Александра Юрьевича на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 29 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 24 августа 2021 года, по административному делу N2а-3461/2021 по административному исковому заявлению Сараева Александра Юрьевича об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Сараев А.Ю. обратился в Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга с административным исковым заявлением о признании незаконными заключения об отсутствии у него гражданства и отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации; просил возложить на административных ответчиков обязанность устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований указал, что 6 ноября 2019 года обратился в ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением по вопросу оформления и выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, поскольку родился в "данные изъяты" году на территории бывшего "данные изъяты") у родителей, имеющих соответствующее гражданство (СССР), с 2004 года проживает в Российской Федерации и в настоящее время не имеет гражданства какого-либо иного государства. Письмом от 5 декабря 2019 года за подписью начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N 14 УМВД России по городу Екатеринбургу Бусыгиной С.Н. ему был дан ответ, в котором, по мнению административного истца, сделаны выводы об отсутствии у него гражданства Российской Федерации и в связи с этим отказано в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, что полагал незаконным.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УМВД России по г. Екатеринбургу, ГУ МВД России по Свердловской области, начальник отдела по вопросам миграции ОП N 14 УМВД России по г. Екатеринбургу Бусыгина С.Н, в качестве заинтересованного лица привлечена Свердловская региональная общественная организация "Уральская ассоциация беженцев" (далее - Ассоциация беженцев).
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 29 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 24 августа 2021 года в удовлетворении заявленных Сараевым А.Ю. требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 29.10.2021 через суд первой инстанции, Сараев А.Ю. (далее так же - заявитель) просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов обстоятельствам административного дела. Суды, установив, что по его заявлению административный ответчик не проводил проверки, обязанность проведения которой предусмотрена пунктом 5.1 Указа Президента РФ от 14.11.2002 N1325, необоснованно признали незаконным требование административного истца о проведении такой проверки и оказании госуслуги по выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.
В суде кассационной инстанции представитель Ассоциации беженцев Лунашева Л.С. доводы кассационной жалобы административного истца поддержала, полагая судебные акты подлежащими отмене.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
В силу ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ч. 3 ст. 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных решений, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 06 ноября 2019 года Сараев А.Ю. обратился с заявлением в ГУ МВД России по Свердловской области, указав, что является гражданином Российской Федерации по рождению, просил распорядиться выдать ему паспорт гражданина Российской Федерации.
По обращению Сараева А.Ю. составлено Заключение от 05 декабря 2019 г, согласно которому проверка по обращению Сараева А.Ю. признана оконченной, обращение - неподдержанным. Письмом от 05 декабря 2019 года за подписью начальника отдела по вопросам миграции ОП N 14 УМВД России по г. Екатеринбургу дан ответ, разъясняющий положения законодательства о гражданстве с учетом имеющихся в распоряжении данного ответчика сведений о регистрации Сараева А.Ю. на территории Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что административным ответчиком по обращению Сараева А.Ю, выполнены необходимые предусмотренные законом действия, обращение рассмотрено в установленные законом сроки с направлением письменного ответа по существу обращения.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и подтверждены представленными по административному делу доказательствами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для принятия судом решения о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение данными действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Порядок рассмотрения обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам урегулирован нормами Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
Согласно статье 10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
В соответствии с п. 3 ст. 5 названного Федерального закона гражданин, направивший обращение, вправе получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов.
В силу пункта 8 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 сентября 2013 года N 707 (далее - Инструкция) сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина; принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Вопросы, связанные с порядком приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", а так же принятым в его развитие Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" (далее - Положение), Инструкцией об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений, утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2019 года N 623 (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 1 Положения, заявление по вопросам гражданства Российской Федерации и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства составляется в двух экземплярах (каждый на бланке) по форме, соответствующей конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации (приложения N 1 - 6, 8). Вместе с заявлением представляются документы, подтверждающие наличие установленных Федеральным законом оснований и соблюдение условий приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление (размером 3x4 сантиметра), а также квитанция об оплате государственной пошлины или консульского сбора.
Перечни документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения, прекращения или оформления гражданства Российской Федерации, приводятся в разделах II, II. 1, III и VI настоящего Положения (пункт 5 Положения).
Пункты 51, 52 Положения предполагают проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
Исследовав положения Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, (утвержден Приказом МВД России от 13 ноября 2017 года N 851) суды установили, что административный истец в порядке данного административного регламента не обращался, заявление о выдаче (замене) паспорта по форме 1 П не заполнял.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, т.к. поступившее в адрес ГУ МВД России по Свердловской области обращение было рассмотрено в порядке, установленном Федеральным законом N 59-ФЗ, с направлением в установленный названным законом срок мотивированного ответа, содержащего разъяснение действующего законодательства по вопросам приобретения гражданства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о незаконном отказе в удовлетворении требований о проведении проверки по обращению Сараева А.Ю. подлежат отклонению, поскольку судами установлен факт рассмотрения обращения административного истца в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона N 59-ФЗ, не регламентирующего основания и порядок проведения проверок при рассмотрении обращений граждан.
С учетом изложенного судебная коллегия усматривает отсутствие нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не являются достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 29 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 24 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сараева Александра Юрьевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 07.12.2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.