Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П, Трапезниковой И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Макеева Александра Сергеевича на решение Индустриального районного суда г. Перми от 18 мая 2021года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 16 августа 2021 года по административному делу N 2а-1768/2021 по административному исковому заявлению Макеева Александра Сергеевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации прав, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Макеев А.С. обратился с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю) о признании незаконным решения от 17 марта 2021 года N КУВД-001/2021- 6945108/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости здание, технический план которого подготовлен кадастровым инженером.
В обоснование иска указано, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты" Через МФЦ он обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации строения, расположенного на указанном земельном участке. Административным ответчиком подготовлено Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 17.03.2021 N КУВД-001/2021-6945108/1. Полагает указанные в уведомлении основания приостановления по мотиву того, что строительство на земельном участке с кадастровым N "данные изъяты" возможно только после перевода земельного участка в составе земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию, не соответствующими требованиям действующего законодательства, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки территории Краснослудского сельского поселения земельный участок входит в состав территориальной зоны Сх2 - к основным видам разрешенного использования которой относится "размещение для собственных нужд садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей".
Решением Индустриального района г. Перми от 18 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 16 августа 2021 года в удовлетворении требований административного истца отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Макеев А.С. обратился с кассационной жалобой, поданной 01.11.2021 г. через суд первой инстанции.
Ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, автор жалобы ставит вопрос об отмене судебных актов нижестоящих судов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Полагает ошибочными выводы судов о неприменимости к спорному земельному участку градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки территории Краснослудского сельского поселения, согласно которым территориальная зона Сх2, в состав которой входит спорный земельный участок, предполагает размещение для собственных нужд садовых домов.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Пермскому краю Моисеева Т.А. с доводами жалобы не согласилась, полагая основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствующими.
Иные лица участвующие в деле в заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Судами установлено, что Макееву А.С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты" категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства и садоводство".
26.02.2021 Макеевым А.С. в Управление Росреестра по Пермскому краю подано заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации строения, расположенного на указанном земельном участке.
Согласно представленному в орган государственной регистрации техническому плану, объектом, подлежащим постановке на кадастровый учет, является садовый дом.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Краснослудского с/п, утвержденными Решением Совета депутатов Краснослудского с/п от 19.06.2014 N 39, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен в зоне, занятой объектами сельскохозяйственного назначения (Сх2), видами разрешенного использования которой являются такие виды как "садоводство - осуществление сельскохозяйственной деятельности, в том числе, на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур" и "ведение садоводства" предполагающего, в том числе, "размещение для собственных нужд садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей".
Уведомлением от 17.02.2021 N КУВД-001/2021-6945108/1 Управление Росреестра по Пермскому краю сообщило о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права по основанию, предусмотренному п. 5 ч.1 ст. 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, указав, что до перевода земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" и изменения разрешенного вида использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки, основания для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении объекта, расположенного на земельном участке, отсутствуют.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы.
Изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
На основании пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В пункте 2 названной нормы права предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу пунктов 1, 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (подпункты 1 и 4).
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов.
На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
Садовые и огородные могут быть образованы из земель населенных пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения часть 11 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 7 ст. ст. 54 вышеуказанного Федерального закона для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Регистрирующим органом при проведении правовой экспертизы установлено, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" образован путем перераспределения из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" категории земель сельскохозяйственного назначения и видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
В силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Установив, что вид разрешенного использования спорного участка в ЕГРН помимо "для сельскохозяйственного производства" указан как "садоводство", что в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования относится к виду сельскохозяйственной деятельности и не предполагает возможность возведения на земельном участке объектов недвижимости, документов об изменении вида разрешенного использования земельного участка не представлено, суды пришли к верному выводу о наличии у регистрирующего органа оснований для приостановления государственной регистрации прав в силу непредставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Доводы подателя жалобы о необходимости определения правового режима спорного земельного участка исходя из вида разрешенного использования "ведение садоводства", установленного градостроительным регламентом для территориальной зоны Сх2 и предполагающего, размещение на земельных участках для собственных нужд садовых домов, несостоятельны, поскольку такой вид разрешенного использования в отношении спорного участка не установлен.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в силу чего предусмотренных положением статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены оспариваемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г. Перми от 18 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 16 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Макеева Александра Сергеевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 07.12.2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.