Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Сапрыгиной Л.Ю, Зариповой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июня 2021 года по административному делу N 3а-28/2021 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Сагоконь Дмитрия Александровича о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 09 апреля 2020 года N 15/3 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа".
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, представителей административного ответчика Дрыгу А.А, Криволапову М.В, заинтересованного лица Агеева А.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на ее доводы административного истца Сагоконь Д.А, заключение прокурора Трошкиной М.В, полагавшей кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - тарифный орган) N 86/101 от 20 декабря 2018 года установлены и введены в действие с 21 декабря 2018 года тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа, а также установлены долгосрочные параметры регулирования на период с 21 декабря по 31 декабря 2018 года, 2019 год, 2020 год.
Данный нормативный правовой акт был проверен в порядке абстрактного нормоконтроля по административному исковому заявлению ЗАО "ТЭК" (административное дело N 3а-149/2019).
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16 января 2020 года отменено решение Челябинского областного суда от 18 сентября 2019 года по данному делу и принято новое решение о признании недействующими с момента вступления в силу апелляционного определения пунктов 1 и 3 Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N 86/101 от 20 декабря 2018 года и приложения N 1 "Тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа, на 2018-2020 годы" к вышеназванному постановлению N 86/101 от 20 декабря 2018 года; суд обязал тарифный орган принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные недействующими нормы.
Во исполнение данного судебного акта 09 апреля 2020 года тарифным органом принято постановление N 15/3 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа", приложением к постановлению утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа, на 2020 год.
Индивидуальный предприниматель Сагоконь Д.А. является потребителем тепловой энергии, поставляемой единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" за плату, исчисляемую по тарифам, утвержденным тарифным органом.
Он обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим постановление от 09 апреля 2020 года N 15/3 и приложение к нему, указав на несоответствие данного замещающего нормативного правового акта содержанию апелляционного определения Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16 января 2020 года, а также нормам Федерального закона N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении", Постановления Правительства Российской Федерации N 1075 от 22 октября 2012 года "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", приказа Федеральной службы по тарифам России от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", что повлекло установление экономически необоснованного тарифа для потребителей тепловой энергии.
Решением Челябинского областного суда от 15 марта 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июня 2021 года указанный судебный акт отменен с принятием нового решения, которым постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 09 апреля 2020 года N 15/3 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа" признано недействующим с момента принятия.
В поданной 09 ноября 2021 года кассационной жалобе тарифный орган, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Индивидуальный предприниматель Сагоконь Д.А. представил письменные возражения на доводы жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, полагавшего апелляционное определение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции, констатировав принятие регионального правового акта уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением порядка его принятия, опубликования и введения в действие, руководствуясь частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, сделал вывод об отсутствии по настоящему делу такого основания.
Суд апелляционной инстанции признал ошибочными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска исходя из того, что замещающее признанный недействующим нормативный акт постановление N 15/3, принятое тарифным органом во исполнение судебного акта, не устраняет ранее допущенное нарушение при установлении тарифа с начала периода регулирования.
Судебная коллегия по административным делам кассационного суда поводов не согласиться с заключением суда апелляционной инстанции не усматривает.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
ООО "Перспектива" осуществляет деятельность по теплоснабжению потребителей города Троицка на основании Концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения центральной части города Троицка, находящихся в муниципальной собственности города Троицка Челябинской области от 28 апреля 2017 года, в соответствии с которым концессионер (ООО "Перспектива") обязан осуществить строительство газовой котельной мощностью 120 МВт, выполнить реконструкцию муниципального имущества (тепловых сетей), переданных администрацией Троицкого городского округа в рамках названного Концессионного соглашения, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта Концессионного соглашения (система коммунальной инфраструктуры, в том числе отдельные объекты такой системы, и иные объекты коммунального хозяйства, предназначенные для производства, передачи и распределения тепловой энергии в центральной части муниципального образования "город Троицк" Челябинской области, которые подлежат модернизации).
Из раздела IV Концессионного соглашения от 28 апреля 2017 года следует, что модернизация (реконструкция) объекта соглашения осуществляется как за счет средств концессионера (ООО "Перспектива") и привлеченных им средств, так и за счет концедента (муниципальное образование "город Троицк" Челябинской области).
Согласно пункта 4.16 Концессионного соглашения от 28 апреля 2017 года объем и источники инвестиций, привлекаемых концессионером в целях модернизации (реконструкции) объекта, определяются в соответствии с инвестиционными программами концессионера на текущий год, утвержденными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30 октября 2018 года N 66/12 утверждена инвестиционная программа ООО "Перспектива" на 2018 - 2032 годы, которая включает мероприятия, предусмотренные Концессионным соглашением от 28 апреля 2017 года. Источником финансирования мероприятий инвестиционной программы выступают привлеченные ООО "Перспектива" денежные средства.
Законность постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30 октября 2018 года N 66/12 "Об утверждении инвестиционной программы ООО "Перспектива" на 2018-2032 годы" проверена Арбитражным судом Челябинской области (решение от 29 августа 2019 года по делу N А76-2444/2019).
В связи с вводом в эксплуатацию в 2018 году новой газовой котельной, построенной ООО "Перспектива" во исполнение Концессионного соглашения, и прекращением поставки тепловой энергии от ТЭЦ Троицкой ГРЭС, постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N 86/101 от 20 декабря 2018 года установлены и введены в действие с 21 декабря 2018 года тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа, а также установлены долгосрочные параметры регулирования на период с 21 декабря по 31 декабря 2018 года, 2019 год, 2020 год.
Во исполнение пункта 52 Основ ценообразования постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N 97/13 от 19 декабря 2019 года осуществлена корректировка на 2020 год долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа.
Как указано выше, апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16 января 2020 года признаны недействующими с момента вступления в силу апелляционного определения пункты 1 и 3 Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N 86/101 от 20 декабря 2018 года и приложения N 1 к вышеназванному постановлению.
Суд апелляционной инстанции признал необоснованным включение тарифным органом в необходимую валовую выручку регулируемой организации в составе неподконтрольных расходов расходы ООО "Перспектива" на обслуживание заемных (кредитных) средств, привлеченных в 2017 году для реализации мероприятий инвестиционной программы, указав, что данные расходы организации подлежали учету в составе нормативного уровня прибыли ООО "Перспектива", установленного Концессионным соглашением в размере 0, 57% на каждый год действия концессионного соглашения. Указанные обстоятельства повлекли завышение в расчете текущих расходов ООО "Перспектива" в составе необходимой валовой выручки и неправильное определение величины нормативной прибыли регулируемой организации.
Тарифный орган письмом от 27 февраля 2020 года N 07/774 согласовал ООО "Перспектива" изменение значения долгосрочного параметра регулирования деятельности - размера нормативного уровня прибыли, установленного Концессионным соглашением в размере 0, 57%, до следующих значений: в 2019 году - 7, 71%, в 2020 году - 6, 66%, в 2021 году - 6, 01%, в 2022 году - 4, 21%, в 2023 году - 2, 68%, в 2024 году - 1, 18%, с 2025 по 2031 годы - 0, 57%.
Решением УФАС по Челябинской области от 23 марта 2020 года изменение условий Концессионного соглашения от 28 апреля 2017 года согласовано.
09 апреля 2020 года тарифным органом принято замещающее постановление N 15/3, приложением к которому утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа, на 2020 год, размер которых выше тарифов, установленных признанным недействующим постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N 86/101 от 20 декабря 2018 года.
Приложением к постановлению N 15/3 от 09 апреля 2020 года утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа, на 2020 год, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения: одноставочный руб./Гкал на 1 полугодие 2020 года - 1622, 55, на 2 полугодие 2020 года - 1902, 42; население (с учетом НДС) одноставочный руб./Гкал на 1 полугодие 2020 года - 1947, 06, на 2 полугодие 2020 года - 2282, 90.
Суд апелляционной инстанции обоснованно констатировал, что тарифный орган не производил пересмотр долгосрочных параметров регулирования цен (тарифов), устанавливаемых перед началом долгосрочного периода, в том числе нормативного уровня прибыли за каждый год регулирования, включая периоды с 21 декабря по 31 декабря 2018 года, 2019 год, с учетом недостатков постановления N 86/101 от 20 декабря 2018 года, выявленных в порядке абстрактного нормоконтроля.
Поскольку постановление N 15/3 от 09 апреля 2020 года является замещающим правовым актом, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что этот нормативный правовой акт должен быть направлен на установление экономически обоснованного размера тарифа с начала периода регулирования с целью устранить ранее допущенное нарушение с учетом выводов апелляционного определения от 16 января 2020 года.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия не усматривает исходя из того, что нормативный правовой акт, принимаемый органом регулирования в целях замены акта, признанного судом недействующим, не придает тарифам обратную силу. Принятие такого акта, согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2, 4, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", не вводит новое правовое регулирование с распространением его на ранее возникшие отношения, а направлено на установление экономически обоснованного размера тарифов в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих отношениях.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов НВВ рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний).
При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов НВВ регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71 Основ ценообразования).
Пунктом 72 Основ ценообразования предусмотрено, что при регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования.
Согласно пункту 51 Основ ценообразования значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются (за установленными исключениями).
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.
Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что установление долгосрочного параметра регулирования только на один год (в данном случае 2020 год) противоречит требованиям Закона о теплоснабжении, Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 и Методическим указаниям.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учел, что при принятии заменяющего нормативного правового акта тарифным органом не исключены суммы расходов на обслуживание заемных средств, привлеченных для реализации инвестиционной программы, из состава неподконтрольных расходов ООО "Перспектива", включенных в необходимую валовую выручку перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него, а также не произведен расчет нормативного уровня прибыли ООО "Перспектива" на каждый расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования, расчет предпринимательской прибыли, как исчисленный из текущих расходов, включающих неподконтрольные расходы в соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования, что свидетельствует о невыполнении апелляционного определения от 16 января 2020 года при принятии замещающего правового акта.
В нарушение предписаний части 9 статьи 213, части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязывающих административного ответчика доказать законность оспариваемого постановления, Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области доказательств, подтверждающих устранение выявленных судом нарушений при принятии замещающего акта, не представило, поэтому суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о признании постановления N 15/3 от 09 апреля 2020 года недействующим с момента принятия.
Доводы тарифного органа о том, что у него отсутствует обязанность производить пересчет установленных перед началом долгосрочного периода долгосрочных параметров, подлежащих учету для расчета тарифов с 21 декабря по 31 декабря 2018 года и на 2019 год, правильно отклонены судом апелляционной инстанции с приведением исчерпывающих выводов в судебном акте.
В этой связи согласование УФАС по Челябинской области изменения условий концессионного соглашения от 28 апреля 2017 года, заключенного ООО "Перспектива" с муниципальным образованием "город Троицк", как и решения арбитражных судов по вопросам утверждения инвестиционной программы ООО "Перспектива", оспаривания действий ФАС России по урегулированию разногласий в сфере тарифного регулирования выводы судебной коллегии апелляционного суда не опровергают, поскольку не являются основанием для освобождения тарифного органа от обязанности исполнить вступивший в законную силу судебный акт.
Суд апелляционной инстанции принял решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые отношения, при правильном их толковании и применении.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 08 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.