Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П, Трапезниковой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Челябинской области", Призывной комиссии Челябинской области, Военного комиссариата Советского и Центрального районов г. Челябинска, Призывной комиссии Центрального района Челябинского городского округа на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 06 июля 2021 года по административному делу N2а-1075/2019 по административному исковому заявлению Шахматова Александра Владимировича об оспаривании решения призывной комиссии, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Шахматов А.В. обратился в суд с иском к призывной комиссии военного комиссариата Центрального района Челябинского городского округа о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии, оформленного протоколом N 5/У от 12 ноября 2020 года, о зачислении Шахматова А.В. в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Требования мотивированы тем, что Шахматов А.В. имел отсрочку от призыва на военную службу. 21 октября 2020 года по месту регистрации, в дверном проеме обнаружил повестку из районного военного комиссариата о необходимости явиться на медицинское освидетельствование. После прохождения медицинского освидетельствования, 02 ноября 2020 года Шахматову А.В. сообщено, что результат освидетельствования является недействительным, и ему необходимо явиться 05 ноября 2020 года для повторного медицинского освидетельствования. На тот момент ему исполнилось 27 лет. Призывной комиссией Центрального района Челябинского городского округа вынесено решение, оформленное протоколом N 5/У от 12 ноября 2020 года о зачислении Шахматова А.В. в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Решение полагает его незаконным, поскольку от прохождения военной службы он не уклонялся.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Военный комиссариат Советского и Центрального районов г. Челябинска, Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Челябинской области", призывная комиссия Челябинской области (л.д. 29).
Решением Советского районного суда г. Челябинска от 11 февраля 2021 года, в удовлетворении административного иска Шахматову А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 06 июля 2021 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым административный иск Шахматова Александра Владимировича удовлетворен, решение призывной комиссии Центрального района Челябинского городского округа от 12 ноября 2020 года N 5/У о признании Шахматова Александра Владимировича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, признано незаконным и отменено.
Не согласившись с определением суда апелляционной инстанции, административные ответчики обратились с кассационной жалобой, поданной 10.11.2021 через суд первой инстанции. Ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, ставят вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции. Полагают выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии доказательств исполнения военным комиссариатом своих обязанностей по призыву Шахматова А.В, а так же доказательств уклонения последнего от прохождения призыва, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Представитель административных ответчиков Никкель М.Э. на удовлетворении кассационной жалобы настаивал по приведенным в жалобе основаниям.
Административный истец Шахматов А.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, полагая оспариваемое определение законным.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных решений, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 указанного закона, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложены на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (статья 26 Федерального закона N 53-ФЗ).
Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, являющейся приложением N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 (далее - Инструкция от 02.10.2007), также содержит предписание, согласно которому оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками по форме, приведенной в приложении N 30 к этой инструкции, в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, учет и регистрация которых осуществляются по книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток, а также возлагает обязанность вручить повестку в том числе на работников военного комиссариата, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке (пункт 34).
Статья 28 Федерального закона N 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 (далее - Положение).
В силу пункта 34 Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального). Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункты 18 и 19 Положения).
Таким образом, федеральным законодательством именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Федеральный закон N 53-ФЗ возлагает конкретные обязанности на граждан в целях обеспечения воинского учета (статья 10), а также такие обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, как явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, находиться в военном комиссариате до начала военной службы; получать повестки военного комиссариата под расписку (пункты 1 и 2 статьи 31).
Иных обязанностей, в том числе самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, названным законом не предусмотрено.
Названные положения закона при разбирательстве споров по делам об оспаривании решений призывной комиссии о признании лица не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, предполагают необходимость установления судом обстоятельств, свидетельствующих о надлежащем исполнении военным комиссариатом обязанностей по осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву и, соответственно, установления обстоятельств, свидетельствующих об уклонении административного истца от исполнения воинской обязанности.
Судами установлено, что в материалах личного дела призывника содержалась информация о регистрации Шахматова А.В. по месту жительства по адресу: г "данные изъяты", и фактическом проживании по адресу: "данные изъяты"
Из личного дела так же следует, что в период с 04 июля 2019 года по 15 июля 2020 года должностными лицами военного комиссариата Советского и Центрального районов г. Челябинска оформлялось семь повесток о вызове Шахматова А.В. на медицинскую комиссию, из которых пять были оставлены в дверях по месту жительства административного истца, две повестки оставлены в почтовом ящике по месту жительства административного истца.
При проведении на основании обращения военного комиссара мероприятий по установлению фактического местонахождения и доставлению в военный комиссариат граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, участковым уполномоченным составлен рапорт, согласно которому в рамках розыска Шахматова А.В, были проверены адреса его возможного нахождения: "данные изъяты", и "данные изъяты"; в результате отработки указанных адресов, застать гражданина Шахматова А.В. не представилось возможным, по указанным адресам были оставлены повестки об обязательстве явки в военный комиссариат (л.д. 172).
Сведений о дате и времени посещения призывника с целью вручения ему повестки, а так же о дате, на которую извещался призывник о необходимости явки в комиссариат, рапорт не содержит.
Установив указанные обстоятельства, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда пришла к обоснованному выводу о том, что оповещение посредством оставления повесток в дверях и в почтовом ящике не свидетельствует о выполнении требований п. 34 Инструкции от 02.10.2007 и не может подтверждать факт получения указанных повесток призывником, а доказательств принятия иных достаточных мер, направленных на обеспечение извещения призывника о необходимости его явки для прохождения призывных мероприятий, административными ответчиками не представлено.
При названных обстоятельствах следует признать верными выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии бесспорных доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для принятия решения о признании административного истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе по существу повторяют правовую позицию, занятую административными ответчиками при разбирательстве дела в судах первой и апелляционной инстанции. Данные доводы не свидетельствуют о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях норм материального и процессуального права и не влекут отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства дела установлены судом апелляционной инстанции на основе имеющихся в деле доказательств, оснований для переоценки которых у суда кассационной инстанции не имеется.
С учетом изложенного предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 06 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Челябинской области", Призывной комиссии Челябинской области, Военного комиссариата Советского и Центрального районов г. Челябинска, Призывной комиссии Центрального района Челябинского городского округа - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 07.12.2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.