Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Зариповой Ю.С, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Люшниченко Василия Викторовича на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2021 года, принятые по административному делу N2-1110/2020 по исковому заявлению Люшниченко Василия Викторовича к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании недоимки по страховым взносам безнадежной к взысканию.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Люшниченко В.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (далее -ГУ УПФР) о признании безнадежной к взысканию недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 17 328, 48 рублей, а также задолженности по пени, начисленным на указанную сумму недоимки в размере 3 228, 47 рублей, штрафам в размере 3 742, 21 рублей, в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке.
В обоснование требований указал, что был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 23 ноября 2007 года, решением налогового органа от 29 мая 2017 года его деятельность прекращена с внесением соответствующей записи в ЕГРИП. Каких-либо требований о взыскании задолженности по налогам и сборам, а также страховым взносам, пеням и штрафам на момент прекращения предпринимательской деятельности ему не предъявлялось. Однако в феврале 2020 года стало известно о наличии возбужденного в отношении него исполнительного производства. Согласно представленной информации 22 апреля 2015 года УПФР по ЯНАО вынесло постановление о взыскании с него страховых взносов, пеней и штрафов на общую сумму 24 299, 26 рублей за счет имущества плательщика страховых взносов с указанием на требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 19 января 2015 года. Между тем, ни само постановление, ни указанное в нем требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов он не получал, о возникновении спорной задолженности не уведомлялся. Спустя более чем 8 месяцев 30 декабря 2015 года на основании заявления УПФР по ЯНАО постановлением судебного пристава ОСП по г. Салехард и Приуральскому району Ямало-Ненецкого автономного округа в отношении него возбуждено исполнительное производство. С настоящим постановлением он также ознакомлен не был.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (Межрайонная ИФНС России N1 по Ямало-Ненецкому автономному округу).
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе (поступившей в суд первой инстанции 02 ноября 2021 года) Люшниченко В.В. просит об отмене принятых по делу судебных актов, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили. ГУ УПФР направило суду ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации в подпунктах 1-4.3 пункта 1 определены конкретные случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 5).
В частности, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Как установлено при рассмотрении дела, согласно выписке из ЕГРИП Люшниченко В.В. являлся индивидуальным предпринимателем в период с 23 ноября 2007 года по 29 мая 2017 года, в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов.
УПФР в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО Люшниченко В.В. направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 19.01.2015 N 03000140000346 на общую сумму 24 299, 26 рублей, в том числе в отношении следующей задолженности:
- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации - 17 328, 48 рублей;
- недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3 399, 05 рублей;
- пени в Пенсионный фонд Российской Федерации на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 222, 16 рублей и 2 282, 26 рублей;
- пени в Пенсионный фонд Российской Федерации на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 66, 64 рублей и 657, 51 рублей;
- пени в ФФОМС - 343, 16 рублей.
Согласно требованию указанную недоимку по страховым взносам и пени Люшниченко В.В. должен был уплатить в срок до 07 февраля 2015 года.
Требование направлено истцу 21 января 2015 года, возвращено в Управление отделением почтовой связи, в связи с истечением срока хранения.
Поскольку требование не было исполнено в добровольном порядке, Управлением 09 апреля 2015 года принято решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банке. Указанное решение направлено Люшниченко В.В. 14 апреля 2015 года.
В связи с тем, что на счетах Люшниченко В.В. отсутствовали денежные средства для погашения задолженности и у УПФР отсутствовали сведения о других счетах административного истца, принято решение о взыскании задолженности за счет его имущества в соответствии со статьей 20 Закона N 212-ФЗ. УПФР вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 22 апреля 2015 года N03000190003663. Данное постановление направлено Люшниченко В.В, возвращено в УПФР в связи с истечением срока хранения.
В соответствии с заявлением Управления от 16 ноября 2015 года были отозваны инкассовые получения из банка. После получения инкассовых поручений 19 ноября 2015 года, постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 22 апреля 2015 года направлено в службу судебных приставов.
30 декабря 2015 года возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного документа - постановление N 03000190003663 от 22 апреля 2015 года, выданный Управлением Пенсионного фонда РФ в городе Салехарде и Приуральском районе с предметом исполнения: страховые взносы, пени и штрафы в размере 24 299, 26 рублей. Остаток задолженности составляет 24 299, 26 рублей.
12 мая 2017 года Люшниченко В.В. обратился в УПФР с заявлением о предоставлении данных о наличии задолженности за период осуществления им предпринимательской деятельности. Письмом УПФР от 18 апреля 2017 года N 05/2991, полученным истцом 22 мая 2017 года, ему сообщена сумма задолженности по состоянию на 31 декабря 2016 года.
Суды установив, что Люшниченко В.В. являлся плательщиком страховых взносов за 2014 год, обязанность по уплате страховых взносов им не исполнена, УПФР по ЯНАО предпринимались меры, направленные на взыскание спорной недоимки по страховым взносам, требование административного органа с учетом момента выявления недоимки направлено в установленный законом срок, также в установленный законом срок после истечения срока, установленного вышеуказанным требованием, принято решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов (страхователя) в банках, в установленный срок и при наличии оснований принято и решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направлено в качестве исполнительного документа для исполнения в службу судебных приставов, пришли к выводу, что оснований для удовлетворения требований административного истца о признании безнадежной к взысканию недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам за период 2014 года в связи с истечением установленного срока их взыскания не имеется.
Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается.
В момент возникновения спорных правоотношений исчисление и уплата страховых взносов, взыскание недоимки по страховым взносам регулировались положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ).
В силу статьи 5 Закона N212-ФЗ плательщиками страховых взносов, помимо прочих, являются индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Общим правилом части 2 статьи 16 Закона N212-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Согласно статье 18 Закона N212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, В силу части 2 статьи 22 Закона N212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.
Из положений частей 1, 2, 3, 5, 6, 14 статьи 19 Закона N212-ФЗ следует, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
Решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. Решение о взыскании может быть передано руководителю организации (уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения о взыскании по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Частями 1-3 статьи 20 Закона N212-ФЗ предусмотрено, что орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Изложенные нормы действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений законодательства, с учетом установленных судами обстоятельств, указывают, что в отношении спорной недоимки органом контроля за уплатой страховых взносов предприняты соответствующие закону меры по взысканию, результатом которого стало взыскание недоимки по страховым взносам во внесудебном порядке, о чем вынесено постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов от 22 апреля 2015 года.
В настоящее время данный исполнительный документ находится на исполнении в службе судебных приставов. Предусмотренные законом основания для признания невозможной к взысканию недоимки по страховым взносам, взысканной вышеуказанным постановлением отсутствуют. Несогласие с тем, что должные меры для взыскания предприняты, противоречит установленным обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, сводится к их переоценке, что не является основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
В ходе рассмотрения дела установлены обстоятельства, подтверждающие, что при взыскании спорной недоимки соблюдались установленные законом порядок и сроки (в части направления требования, вынесения решений в порядке статей 19 и 20 Закона N212-ФЗ).
Доводы о том, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов, вынесено за пределами установленного законом срока, являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены (с учетом того, что указанный в требовании последний день для его исполнения приходился на выходной день, днем окончания срока являлся следующий рабочий день - 09 февраля 2015 года, вынесение решения 09 апреля 2015 года соответствует требованиям части 5 статьи 19 Закона N212-ФЗ).
Доводы о том, что постановление о взыскании страховых взносов содержит указание на несуществующий номер требования, не ставят под сомнение обстоятельства того, что спорная недоимка (именно за указанный период 2014 года, и в обозначенных в требовании размерах) взыскана.
Ссылки о том, что в письме УПФР не отражены суммы об указанной задолженности, не свидетельствуют об отсутствии недоимки либо утрате возможности ее взыскания, поскольку на указанный момент исполнительный документ уже находился на исполнении в органе принудительного исполнения.
Несогласие подателя жалобы с оценкой представленных в материалы дела доказательств и со сделанными на ее основании выводами нижестоящих судебных инстанций об установленных обстоятельствах дела, не является основанием для кассационного пересмотра судебных актов, поскольку предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в указанной части в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Люшниченко Василия Викторовича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 15 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.