Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-559/2021 по иску Зубкова Юрия Викторовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми (межрайонное) о включении периода в стаж, перерасчете размера страховой пенсии, по кассационной жалобе Зубкова Юрия Викторовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зубков Ю.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе города Перми (межрайонное) о включении в общий трудовой и страховой стаж периода службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 01 января 1991 года по 24 октября 1999 года, о перерасчете размера страховой пенсии по старости с 24 декабря 2019 года.
В обоснование исковых требований указал, что является получателем страховой пенсии по старости с 24 декабря 2019 года. При назначении пенсии ему не засчитан в общий трудовой (страховой) стаж период службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 01 января 1991 года по 24 октября 1999 года. По вопросу включения вышеуказанного периода в страховой стаж и перерасчета страховой пенсии по старости он обращался к ответчику в марте 2020 года. Ответчик неправомерно отказал в удовлетворении его заявления. Считает, что имеются правовые основания для включения в общий трудовой и страховой стаж периода службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 01 января 1991 года по 24 октября 1999 года.
Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 05 марта 2021 года постановлено включить в общий трудовой и страховой стаж Зубкова Ю.В. период службы в органах внутренних дел УВД Актюбинской области в Республике Казахстан с 01 января 1991 года по 24 октября 1999 года; на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе города Перми (межрайонное) возложена обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Зубкова Ю.В. с 24 декабря 2019 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 июня 2021 года решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 05 марта 2021 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Зубкова Ю.В. отказано.
В кассационной жалобе Зубков Ю.В. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на то, что вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых основания для включения в общий трудовой (страховой) стаж периода службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 01 января 1991 года по 24 октября 1999 года основан на неправильном применении норм материального права.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 октября 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми (межрайонное) на правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю.
В представленных на кассационную жалобу возражениях представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу истца без удовлетворения, ссылаясь на то, что доводы жалобы заявителя основаны на неправильном применении норм материального права.
Зубков Ю.В, представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения апелляционного определения.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Зубков Ю.В. является получателем страховой пенсии по старости с 24 декабря 2019 года.
При назначении пенсии ему не учтен в общий трудовой и страховой стаж период прохождения службы в органах внутренних дел в Республике Казахстан с 01 января 1991 года по 24 октября 1999 года.
31 марта 2020 года Зубков Ю.В. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии, представил справку N 7/12-2511 от 05 сентября 2011 года о прохождении службы в УВД Актюбинской области Республики Казахстан с 03 октября 1986 года по 24 октября 1999 года.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми (межрайонное) от 19 мая 2020 года N 954 в перерасчете страховой пенсии по старости Зубкову Ю.В. отказано в связи с отсутствием оснований для перерасчета.
Удовлетворяя требования Зубкова Ю.В. о включении в общий трудовой и страховой стаж периода прохождения службы в органах внутренних дел в Республике Казахстан с 01 января 1991 года по 24 октября 1999 года, о возложении обязанности по перерасчету пенсии с учетом данного периода, суд первой инстанции исходил из того, что 13 марта 1992 года подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения. В число государств - участников СНГ, подписавших данное Соглашение, входят Российская Федерация и Республика Казахстан. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. С учетом разъяснений, изложенных в письме Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N1-369-18, суд пришел к выводу, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отменяя решение суда и принимая новое решение об отказе в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что действующее пенсионное законодательство с учетом норм международного договора, к которому относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, не предусматривает возможность включения в общий и страховой стаж периода прохождения службы в органах внутренних дел в Казахстане после распада СССР.
Выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Зубкова Ю.В. соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С 01 января 2015 года страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 3 статьи 2 указанного Федерального закона, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 названного Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьей 4 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" установлено, что пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Однако в силу статьи 1 указанного Закона, его действие распространяется на лиц, указанных в статье 4 данного Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, что договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом СССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с нормой пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются согласно пп. 3 служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе и периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
В соответствии с пунктом 8 Указаний Минсоцзащиты Российской Федерации от 18 января 1996 года N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" при осуществлении пенсионного обеспечения лиц, переселившихся на жительство в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, в трудовой стаж, засчитываются периоды, перечисленные в статье 92 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.
В период службы истца действовал Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В статье 92 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 О государственных пенсиях в Российской Федерации" период службы в органах внутренних дел не указан.
Из вышеприведенных норм права следует, что период службы в вооруженных силах государств - участников Содружества Независимых Государств, а соответственно и приравненной к ним службы в органах внутренних дел этих государств, при установлении страховой пенсии по старости в Российской Федерации в страховой и общий трудовой стаж не засчитываются.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанций не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зубкова Юрия Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.