Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-26/2021 по иску Балуевой Александры Александровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верещагинском районе Пермского края о перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Балуевой Александры Александровны на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 02 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Балуева А.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верещагинском районе Пермского края о перерасчете пенсии с момента ее назначения - 04 января 2009 года по настоящее время.
В обоснование исковых требований указала, что является получателем страховой пенсии по старости с 04 января 2009 года, назначенной в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". С размером пенсии, определенной на момент назначения пенсии, она не согласна. Ее заявления о перерасчете размера пенсии не удовлетворены. Считает, что ответчик неправильно применяет закон. Также в составе суммарного расчетного пенсионного капитала отсутствует фиксированный платеж страховых взносов за 2008 год в сумме 2 613 рублей, отраженный в ее лицевом счете, а размеры коэффициентов индексации РПК, не соответствуют тем, размерам коэффициентов, которые ежегодно утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела исковые требования истцом были дополнены. Истец просит включить период учебы в училище в общий трудовой стаж, провести корректировку РПК согласно законодательству, а так же учесть сумму страховых взносов в размере 2 828 рублей уплаченных в 2008 год в расчет пенсии, с момента ее начислении, с учетом индексации, и страховых взносов в размере 4 591 рублей 02 копейки, которые не отражены на лицевом счете, произвести перерасчет пенсии, с учетом всех исправлений с момента назначения пенсии по настоящее время.
Решением Верещагинского районного суда Пермского края от 02 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований Балуевой А.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 июня 2021 года решение Верещагинского районного суда Пермского края от 02 марта 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Балуевой А.А. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Балуева А.А. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13 октября 2021 года в порядке подготовки гражданского дела к рассмотрению произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верещагинском районе Пермского края на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что 04 декабря 2008 года Балуева А.А. обратилась в УПФР в Верещагинском районе с заявлением о назначении пенсии.
Решением УПФР в Верещагинском районе истцу с 04 января 2009 года была назначена ежемесячная пенсия пожизненно в размере 4 606 рублей 06 копеек (2 427 рублей 65 копеек - страховая часть, 1 794 рубля - фиксированная выплата, 381 рубль 41копейка - страховые взносы).
В дальнейшем пенсия индексировалась в соответствии с действующим законодательством (изменение фиксированных выплат, применении индексации) и корректировалась с учетом уточнений по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета сумм страховых взносов, ранее не учтенных при назначении трудовой пенсии.
На заявление Балуевой А.А. от 11 августа 2020 года о перерасчете пенсии, ответчиком дан ответ от 10 сентября 2020 года N 3348 о том, что размер страховой пенсии по старости установлен в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Верещагинском районе Пермского края от 28 октября 2020 года N 550805/20/4006 Балуевой А.А. отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 01 ноября 2020 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о перерасчете пенсии, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1, 3 статьи 30, статьей 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что общий размер пенсии, установленный истцу по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определен правильно, пенсия истце назначена по наиболее выгодному для неё варианту.
Отказывая в удовлетворении требовании о включении в общий трудовой стаж периода обучения с 01 сентября 1971 года по 17 июля 1974 года в ГПТУ N 59 г. Донецка, суд первой инстанции исходил из того, что Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которым определено, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 указанного Закона, утратил силу с 01 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Положения пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на основании которых истцу произведен расчет размера пенсии не предусматривают включение периода обучения в общий трудовой стаж при определении расчетного размера трудовой пенсии.
Отклоняя доводы истца о том, что ответчиком при расчете пенсии не включены страховые взносы за 2008 года в сумме 2 828 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что с 01 августа 2009 года размер пенсии истца был скорректирован с учетом поступивших сведений о страховых взносах за 2008 год с учетом суммы 2 828 руб, произведен перерасчет пенсии с даты её назначения.
Суд первой инстанции указал, что страховые платежи в сумме 4 591 рубль 02 копейки по чекам-ордерам N 97, N 98, N 61, N 63 на индивидуальном лицевом счете истца не подлежат учету, так как указанные платежи были оплачены за наемных работников.
Установив, что размер пенсии истца по пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на 01 января 2021 года составит 11 814 рублей 74 копейки, суд первой инстанции пришел к выводу, что размер пенсии, исчисленный по пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях" меньше чем размер пенсии, исчисленный по пункту 3 статьи 30 указанного закона, который на 01 января 2021 года составил 16 938 рублей 85 копеек, в связи с чем пришел к выводу, что оснований для перерасчета пенсии истцу в меньшем размере не имеется, ответчик выбрал более выгодный для истца способ определения пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя доводы истца о том, что ответчиком при расчете размера пенсии был неправильно определен страховой стаж, суд апелляционной инстанции исходил из того, что из ответа УПФР в Верещагинском районе Пермского края от 10 сентября 2020 N 3348 года, справки о назначенных пенсиях и страховых выплатах на обращение истца, следует, что трудовой стаж истца определен продолжительностью 29 лет 02 месяца 28 дней в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предусматривающим включения периода обучения в трудовой стаж в целях определения расчетного размера пенсии. В рамках данного дела пенсионным органом представлен расчет размера пенсии, из которого следует, что определение размера пенсии в соответствии с положениями пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является для истца наиболее выгодным.
Отклоняя доводы истца о необходимости перерасчета размера пенсии в связи с заменой одного из периодов работы на период ухода за ребенком, суд апелляционной инстанции исходил из того, что такой перерасчет в соответствии с пунктом 48 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 производится в случае, если при замене периода у застрахованного лица возникает право на пенсию или на определение индивидуального пенсионного коэффициента в большем размере. Таких сведений, в частности, об обращении истца к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии путем замены двух периодов работы на периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми, в материалах дела не имеется. Ответчиком произведен перерасчет периода путем замены его на три дня периода отпуска по уходу за ребенком путем пропорционального исчисления размера коэффициента этого периоды исходя из его продолжительности. Сведений о наличии второго ребенка, предоставлении истцу отпуска по уходу за ним, продолжительности такого отпуска, возможности замены периода работы, совпадающего по времени с указанным периодом, в целях произведения более выгодного для истца расчета в деле не имеется.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступил в силу с 01 января 2002 года. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня вступления в силу которого Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно части 3, 4 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей указанному закону.
С 01 января 2015 года страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Для расчета страховой пенсии учитывается индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). ИПК суммируется и умножается на стоимость балла, который ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации. К полученному результату прибавляется фиксированная выплата.
До 31 декабря 2014 года пенсии в Российской Федерации устанавливались в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01 января 2002 года.
С 01 января 2002 года на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях", в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются в том числе периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве; служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
В соответствии с пунктом 12 статьи 30 названного закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Из приведенных норм материального права следует, что при назначении пенсии должен выбираться вариант назначении пенсии, а также вариант расчета размера пенсии в наиболее выгодном для застрахованного лица варианте, либо по выбору застрахованного лица. Расчетный размер трудовой пенсии определяется в соответствии с пунктами 3, 4 статьи Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Размер пенсии истца судами проверен и обоснованно признан правильным, соответствующим требованиям пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Размер пенсии истцу установлен по наиболее выгодному для истца варианту, то есть по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В судебном постановлении суда первой инстанции приведен подробный расчет размера пенсии истца, который проверен судами, обоснованно признан правильным и доводами кассационной жалобы не опровергается.
Судом первой инстанции приведен расчет размера пенсии истца в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях", согласно которому размер пенсии на 01 января 2021 года составил в размере 11 814 рублей 74 копейки, а также размер пенсии истца по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому размер пенсии на 01 января 2021 года составил 16 938 рублей 85 копеек, что явно выше размера пенсии чем по пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях".
Вопреки доводам кассационной жалобы, при разрешении спора судами правильно применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и с их учетом дана надлежащая оценка установленным фактическим обстоятельствам дела. Иное понимание и толкование автором кассационной жалобы норм материального права не является основанием для отмены судебных постановлений.
Довод кассационной жалобы о том, что судом необоснованно период обучения в училище не включен в общий трудовой стаж, судом кассационной инстанции отклоняется. Поскольку истцу назначена пенсия в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а в соответствии с данной нормой закона период обучения не подлежит включению в общий трудовой стаж, суды обоснованно отказали истцу в удовлетворении требований о включении в общий трудовой стаж периода учебы с 01 сентября 1971 года по 17 июля 1974 года в ГИТУ N 59 г. Донецка.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводами судов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на субъективном толковании норм материального права вследствие чего не могут являться основанием для отмены судебных постановления в кассационном порядке.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верещагинского районного суда Пермского края от 02 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Балуевой Александры Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.