Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Зориной С.А, Малоедовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе Петровой Ирины Николаевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 апреля 2021 года, вынесенное по гражданскому делу N 2-2190/2020 по иску Петровой Ирины Николаевны к Администрации города Новый Уренгой о возложении обязанности принять на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как лицо, подвергшееся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Петрова И.Н. обратилась в суд с иском к Администрации г. Новый Уренгой о возложении обязанности принять на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как лицо, подвергшееся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС.
В обоснование иска указано, что в 1986 году была подвергнута радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, проживая в г.Припять, Киевской области, имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В конце февраля 2020 года она обратилась с заявлением в Администрацию города Новый Уренгой о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как лицо пострадавшее вследствие Чернобыльской катастрофы. 18 марта 2020 года ответчиком было отказано, поскольку она не является малоимущей.
Решением Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 ноября 2020 года исковые требования были удовлетворены, на администрацию г. Новый Уренгой возложена обязанность принять Петрову И.Н. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как лицо, подвергшееся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 апреля 2021 года решение отменено с вынесением нового решения, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебное постановление, ссылаясь на его незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Петрова И.Н. является лицом, эвакуированным из зоны отчуждения - г. Припять, Киевской области, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
8 октября 2014 года И.Н. Петрова документирована паспортом гражданина Российской Федерации, зарегистрирована по адресу: "данные изъяты"
Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Петрову В.В, приобретено на основании договора долевого участия в строительстве жилья с использованием кредитных средств банка от 22 мая 2015 года.
И.Н. Петрова и В.В. Петров состояли в браке со 2 ноября 2012 года по 25 декабря 2018 года.
26 февраля 2020 года Петрова И.Н. обратилась в Администрацию г. Новый Уренгой с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Администрацией города Новый Уренгой было принято решение об отказе в признании Петровой И.Н. малоимущей в целях принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма от 02 марта 2020 года N 25.
Распоряжением Администрации города Новый Уренгой от 18 марта 2020 года N 320-р Петровой И.Н. 320-р Петровой И.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 51 Жилищного кодекса РФ, положениями Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, пришел к выводу, что жилищное законодательство предусматривает возможность постановки на такой учет не только граждан, нуждающихся в жилых помещениях и признанных в установленном порядке малоимущими, обеспечиваемых жильем из муниципального жилищного фонда, но и граждан, малоимущими не признанных.
Указав, что право на получение жилья граждан выехавших из зоны отселения и подвергшихся радиоактивному облучению связано лишь с нуждаемостью в жилье, следовательно, при разрешении вопроса о постановке истца на учет по указанному основанию для реализации ее права на участие в федеральной целевой программе "Жилище" не требуется признания истца малоимущей, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда, указав, что принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года и, соответственно, не имеющие статуса участников соответствующих подпрограмм федеральных целевых программ "Жилище" на 2002 - 2010 годы и на 2011 - 2015 годы и последующие годы, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Установив, что истец не относится к категории малоимущих лиц, а также обеспечена площадью жилого помещения более учетной нормы, поскольку проживает в жилом помещении площадью 39, 6 кв.м, приобретенном ее бывшим супругом в период брака, при этом доказательств того, что на данную квартиру не распространяется режим совместной собственности истцом не представлено, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения исковых требований заявителя.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда апелляционной инстанции.
В соответствии со ст. 22, п. 7 ст. 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон), гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 указано, что для участия в данной программе заявитель должен быть поставлен органом по учету и распределению жилья на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
При этом Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установлен порядок признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений.
Такой порядок определен в Жилищном Кодексе Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Жилищный кодекс РФ (ст. 49 ЖК РФ) предусматривает три категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилья за счет государственного жилищного фонда, жилищного фонда субъекта РФ и муниципального жилищного фонда. Это малоимущие, иные категории граждан, определенные федеральным законом и иные категории граждан, определенные законом субъекта РФ.
Как следствие, право на получение жилья граждан выехавших из зоны отселения и подвергшихся радиоактивному облучению связано лишь с нуждаемостью в жилье.
В соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Вопреки доводам кассационной жалобы, поскольку судом апелляционной инстанции было установлено, что истец проживает в настоящее время в жилом помещении, которое было приобретено в период брака, в связи с чем на него распространяются положения статьи 34 Семейного кодекса РФ, и обеспеченность истца с учетом данного помещения составляет 19, 8 кв.м (при учетной норме, установленной решением городской Думы МО г. Новый Уренгой от 28 сентября 2005 года N 64 - 12 кв.м), суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности того, что истец является нуждающейся в жилом помещении.
При этом в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приложенные к жалобе дополнительные доказательства (копия соглашения о разделе имущества, копия письма ПАО "Сбербанк"), не представленные ранее судам, кассационным судом не принимаются, поскольку кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо опровергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Приведенные доводы не опровергают выводы суда, не свидетельствуют о нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Петровой Ирины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.