Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирюхиной О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-240/2021 по административному исковому заявлению Тростянской Анны Николаевны о признании недействующим в части распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2020 года N 2427 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год"
по апелляционной жалобе Тростянской Анны Николаевны на решение Тульского областного суда от 27 июля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
30 ноября 2020 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение N 2427 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" (далее также - Распоряжение).
Текст Распоряжения опубликован 30 ноября 2020 года на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Тульской области и на официальном сайте правительства Тульской области, 18 декабря 2020 года в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://npatula.ru).
Пунктом 1 Распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее также - Перечень на 2021 год). Под пунктом N в Перечень на 2021 год включено нежилое помещение с кадастровым номером N.
Тростянская А.Н, собственник указанного помещения, обратилась в Тульский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приведенного положения нормативно-правового акта, ссылаясь на то, что объект недвижимости, принадлежащий ей на праве собственности, не обладает признаками объектов, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Помещение не входит в состав здания, обладающего признаками административно делового центра, под торговлю не используется и не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, или которые фактически используются под эти цели.
Решением Тульского областного суда от 27 июля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что судом неправильно применены нормы материального права, в том числе, не принято во внимание, что помещение с момента перехода права собственности к административному истцу не использовалось; для включения помещения в оспариваемый Перечень сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, недостаточно, должно быть проведено обследование его фактического использования.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвовавшим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности постановленного судебного решения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 307 с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Правомерно суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания не соответствующим статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации пункта N Перечня о включении помещения с кадастровым номером N.
Выводы суда согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное отношение, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, оцененных судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (статьи 3 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав положения Закона Тульской области от 20 ноября 2014 года N 2219-ЗТО "Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", решения Собрания депутатов муниципального образования города Донской Тульской области от 30 июля 2019 года N 67-7 "Об утверждении Положения о налоге на имущество физических лиц", Положения о министерстве экономического развития Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 года N 452, постановления правительства Тульской области от 17 февраля 2014 года N 61 "Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области", правильно установил, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий министерства имущественных и земельных отношений Тульской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, одновременно определяет критерии объекта налогообложения, с которыми связывает включение его в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемые в том числе для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц (статьи 378.2, 402, 406 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса перечень, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, к которым отнесены в том числе нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается использование в этих целях не менее 20 процентов его общей площади (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, федеральный законодатель установилдва самостоятельных критерия отнесения объекта недвижимости к объекту налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости: или по предназначению в соответствии с технической документацией, или по фактическому использованию.
Следовательно, для признания законным пункта N о включении помещения с кадастровым номером N в Перечень на 2021 год достаточно установить его соответствие хотя бы одному из названных критериев.
При этом правовое значение имеет именно предназначение помещений, расположенных в спорном объекте недвижимости, а не его наименование и цели использования.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом при его рассмотрении, нежилое помещение с кадастровым номером N, имеет наименование и назначение: "нежилое помещение", площадью 226, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
В соответствии с данными технического паспорта и экспликации к нему по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в общую площадь объекта (объект нежилого назначения) - входят помещения следующего назначения: "тамбур" 3, 9 кв.м, "ателье" 40, 2 кв.м, "ателье" 21 кв.м, "ателье" 36, 5 кв.м, "ателье" 65, 1 кв.м, "кладовая", 5.9 кв.м, "ателье" 23, 1 кв.м, "туалет" 1, 2 кв.м, "туалет" 1, 2 кв.м, "коридор" 29, 1 кв.м, то есть помещения площадью более 20% от общей площади предусматривают размещение объектов бытового обслуживания, что в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для включения объекта недвижимости в Перечень.
При этом, суд первой инстанции обосновано учел, что приведенный технический паспорт на спорный объект недвижимости согласно материалам инвентарного дела, являлся актуальным на дату формирования Перечня 2021 года до внесения в него изменений - ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы апелляционной жалобы о неиспользовании спорного помещения в целях размещения ателье, не имеют правового значения и не опровергают выводы суда, поскольку объект недвижимости включен в Перечень по иному основанию.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в решении суда с приведением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки в суде апелляционной инстанции не усматривается.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тульского областного суда от 27 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тростянской Анны Николаевны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.