Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
Селиверстовой И.В, при секретаре Жанабергеновой В.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - ГБУ РО "Центр ГКО") на определение Рязанского областного суда от 5 октября 2021 года, которым назначена судебная экспертиза и приостановлено производство по административному делу N 3а-267/2021 по административному исковому заявлению ООО "Торговый дом "Барс" к ГБУ РО "Центр ГКО" об оспаривании решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, Заслушав доклад судьи Селиверстовой И.В, объяснения представителя ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" Королевой Е.Ю, поддержавшей доводы жалобы,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Торговый дом "Барс", являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером N, обратилось в Рязанский областной суд с административным иском, в котором просит признать незаконным решение ГБУ РО "Центр ГКО" от 25 июня 2021 года N ОРС-62/2021/000075 об отказе в установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, а также установить кадастровую стоимость нежилого здания равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 февраля 2021 года в размере 317 448 606 рублей в отчете об оценке N 8905 от 15 марта 2021 года, составленном "данные изъяты".
В обоснование требований ссылается на то, что административный ответчик в оспариваемом решении делает вывод о несоответствии отчета об оценке действующему законодательству в области оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, в то время как в отношении отчета об оценке было представлено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации, а приведенные в решении доводы не основаны на нормах действующего законодательства.
Считает, что оспариваемое решение является незаконным, нарушает законные права и интересы административного истца как плательщика налога на имущество организаций, исчисляемого из оспариваемой кадастровой стоимости, утвержденной в размере 565 188 242 рубля.
В предварительное судебное заседание представитель административного истца Лазаренко С.А. представил ходатайство о назначении по административному делу судебной оценочной экспертизы, производство которой просил поручить эксперту "данные изъяты", а также выраженное в письменном виде согласие экспертного учреждения на проведение экспертизы, документы, подтверждающие квалификацию эксперта, страхование его ответственности.
На разрешение эксперта просил поставить следующие вопросы:
Соответствует ли отчет "данные изъяты" об определении рыночной стоимости торгового центра N 8905 от 15 марта 2021 года требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и прав оценочной деятельности?
2) Если рыночная стоимость здания с кадастровым номером 62:29:0060031:780, назначение нежилое, количество этажей 8, в том числе подземных - 0, общая площадь 13560, 8 кв.м, адрес: Рязанская область, г. Рязань, ш. Московское, д. 7, определенная в указанном отчете эксперта, не подтверждается, то какова рыночная стоимость этого объекта недвижимости по состоянию на 1 февраля 2021 года?
Представитель административного ответчика Степаненко И.С. представила письменный отзыв на административный иск, привела доводы о несоответствии отчета об оценке "данные изъяты" N 8905 от 15 марта 2021 года требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также просила отложить судебное заседание, в связи с нахождением на больничном листе всех четырех представителей ГБУ РО "Центр ГКО".
Определением Рязанского областного суда от 5 октября 2021 года ходатайство административного истца удовлетворено, по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту Семизарову В.В, на разрешение эксперта поставлены вопросы о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и о рыночной стоимости спорного нежилого здания по состоянию на 1 февраля 2021 года, расходы на производство экспертизы возложены на административного истца, производство по делу приостановлено.
Не согласившись с определением суда, 22 октября 2021 года представитель ГБУ РО "Центр ГКО" Королева Е.Ю. подала частную жалобу, в которой просит отменить названный судебный акт, ссылаясь на неправомерное приостановление производства по делу, нарушение оспариваемым судебным актом прав и законных интересов административного ответчика, в результате неправильного применения и толкования судом норм процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указала, что производство экспертизы и приостановление производства по делу являются необоснованными и не приведут к установлению юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию, поскольку постановка второго вопроса направлена на установление обстоятельств, которые вообще не являются предметом рассмотрения в ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" РО "Центр ГКО", а предметом настоящего спора является не отчет об оценке, представленный заявителем, а решение административного ответчика. При этом установление кадастровой стоимости равной рыночной стоимости не может являться самостоятельным требованием применительно к статье 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Исходя из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции, в частности о прекращении производства по делу, в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 названного Кодекса.
Иные участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, административный истец письменно просит рассмотреть дело в его отсутствие, иные лица ходатайств об отложении судебного заседания не представили.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции посчитал возможным рассматривать административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, заслушав пояснения представителя ГБУ РО "Центр ГКО", исследовав выделенный материал из административного дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Постановлением правительства Рязанской области от 13 ноября 2020 года N 534-р установлено, что 1 января 2021 года является датой перехода на территории Рязанской области к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В соответствии с частью 15 названной статьи решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
При этом требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной не является самостоятельным и может быть заявлено только одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения (вопрос 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)).
Кроме того, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021) сделан акцент на то, что при оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости судом такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, в том числе и вопрос об установлении рыночной стоимости (статьи 77, 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Порядок назначения экспертизы и содержание определения суда о назначении экспертизы регламентированы статьями 77, 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу которых во взаимосвязи с положениями статей 115, 193, 202, 249, 313 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определение о назначения по делу экспертизы подлежит обжалованию лишь в части распределения расходов по ее оплате и приостановления производства по делу.
При этом названные нормы не предусматривают возможность апелляционного обжалования определения о назначении экспертизы в части иных вопросов, которые сами по себе дальнейшего движения административного дела не исключают, в том числе обоснованности ее назначения, выбора экспертного учреждения или эксперта, поставленных перед ними вопросов.
Поскольку частная жалоба на определение Рязанского областного суда от 5 октября 2021 года содержит просьбу об отмене названного судебного акта также в части назначения судебной оценочной экспертизы, постольку доводы настоящей частной жалобы с учетом изложенного выше являются несостоятельными и оставляются судом апелляционной инстанции без рассмотрения.
Вместе с тем на изложенные в частной жалобе обстоятельства может быть указано подателем в апелляционной жалобе на итоговый судебный акт.
Следует отметить, что содержание определения о назначении судебной экспертизы в полной мере отвечает требованиям пунктов 1 - 6 части 2 статьи 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Определение о приостановлении производства по делу вынесено в соответствии со статьей 191 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу подпункта 5 пункта 1 которой в случае назначения экспертизы суд вправе приостановить производство по делу исходя из невозможности его дальнейшего рассмотрения без получения результатов экспертизы.
Учитывая, что приостановление производства по делу ввиду назначения экспертизы в силу части 6 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является правом суда, при его реализации, в данном случае, судом первой инстанции не было допущено процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого судебного акта.
Доводы частной жалобы о том, что предметом настоящего спора является решение административного ответчика, в то время как постановка вопроса о размере рыночной стоимости объекта недвижимости направлена на установление обстоятельств, которые вообще не являлись предметом рассмотрения в ГБУ РО "Центр ГКО", не могут быть признаны состоятельными.
Следует учитывать, что Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не предусматривает возможность апелляционного обжалования определения о назначении экспертизы в отношении иных вопросов, которые сами по себе дальнейшего движения административного дела не исключают, в том числе и в части обоснованности ее назначения и поставленных перед экспертом вопросов.
Учитывая изложенное, доводы частной жалобы не содержат правовых оснований для отмены судебного постановления, основаны на неправильном толковании норм действующего процессуального законодательства и не могут повлечь отмену судебного акта.
Таким образом, обжалуемый судебный акт вынесен с соблюдением норм процессуального права, оснований для отмены определения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, определил:
определение Рязанского областного суда от 5 октября 2021 года оставить без изменения, частную жалобу государственного бюджетного учреждения Рязанской области ""Центр государственной кадастровой оценки"" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья И.В. Селиверстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.