Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Куропаткине Р.А., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-88/2021 по кассационной жалобе представителя административного истца Петрова Александра Сергеевича на решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 23 апреля 2021 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 14 июля 2021 г. по административному исковому заявлению "звание" Манько Ирины Николаевны об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии "данные изъяты", связанных с отказом в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Лядова В.Л, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
вышеназванным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, в удовлетворении административного искового заявления Манько отказано.
В поданной 13 октября 2021 г. кассационной жалобе представитель истицы, анализируя обстоятельства дела, указывает, что судами неправильно применены нормы материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении ее требований.
В обоснование жалобы он приводит нормы законодательства, регулирующие порядок обеспечения военнослужащих жильем, обращая внимание на то, что от органа исполнительной власти, в котором проходит военную службу, Манько жильем ранее не обеспечивалась. Поэтому в соответствии со ст. 51, 53, 57 ЖК Российской Федерации и ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" она вправе рассчитывать на обеспечение жилым помещением от "данные изъяты" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте Кассационного венного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что администрацией г. "данные изъяты" в 2010 г. Манько была предоставлена квартира общей площадью 35, 6 кв.м, которая после передачи в собственность в 2012 г, была ею продана.
В июле 2012 г. Манько встала на регистрационный учет в качестве члена семьи собственника в том же населенном пункте в квартире своей дочери общей площадью 49, 3 кв.м и сохраняла его до 2019 г, а после снятия с регистрационного учета была зарегистрирована в этом же году по адресу воинской части в г. "данные изъяты", где проходит военную службу с 2016 г.
Решением жилищной комиссии "данные изъяты" от 16 декабря 2020 г. (протокол N "данные изъяты") Манько отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания в г. "данные изъяты" на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации ввиду представления документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При разрешении данного спора, возникшего из публичных правоотношений, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для принятия административного истца на жилищный учет, который следует признать правильным по существу.
Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статей 15.1 этого Федерального закона.
Согласно абзацу 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы (часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования жилыми помещениями, расположенными, в том числе, вне места постоянного жительства или, напротив, временного пребывания одного и (или) нескольких членов семьи, предопределяет обязанность жилищного органа по учёту общей площади жилых помещений при определении уровня обеспеченности на одного члена семьи относительно установленной учётной нормы.
Частью 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определёнными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или её отсутствие хотя и не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании такого лица членом семьи собственника жилого помещения, тем не менее, является доказательством по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
При этом исходя из разъяснений, содержащихся в подп. "а" и "б" п. 11 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, вселение Манько в принадлежащее ее дочери жилое помещение общей площадью 49, 3 кв.м по адресу: "адрес" и дальнейшее сохранение последней права пользования этим жильем вплоть до 30 апреля 2019 г. осуществлялось на правах члена семьи собственника.
В силу требований статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" сохранение постоянной регистрации свидетельствует о свободном волеизъявлении при выборе места жительства, основанном на сохраняющемся праве пользования Манько жилым помещением в "адрес"
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как видно из перечисленных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К таким действиям относятся гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, а равно и иные действия направленные на утрату предоставленных прав на жилые помещения.
Учётная норма жилья в г. "данные изъяты" установлена постановлением главы администрации населенного пункта от 11 июня 2021 г. N 444 в размере 10 кв.м общей площади на одного человека.
Таким образом, согласно нормам статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статей 31, 51, 53 и 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, основания для судебной защиты прав административного истца отсутствуют, поскольку к моменту ее обращения в жилищную комиссию не истек пятилетний срок с момента добровольного отказа от права пользования жилым помещением вследствие совершения ею намеренных действий, в результате которых возникла нуждаемость в обеспечении жильем.
Частью второй статьи 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Оснований к безусловной их отмене согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 177, 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 23 апреля 2021 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 14 июля 2021 г. по административному иску Манько Ирины Николаевны оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного истца Петрова Александра Сергеевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в установленный ч. 2 ст. 318 того же кодекса срок.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2021 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи
Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.