Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Красношапки В.Б., при секретаре судебного заседания Куропаткине Р.А., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-49/2021 по кассационной жалобе административного истца Макаровой Екатерины Владимировны на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 26 марта 2021 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 24 июня 2021 г. по административному исковому заявлению военнослужащей войсковой части N. "звание" Макаровой Е.В. об оспаривании действий командира войсковой части N., связанных установлением ей размера премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за январь 2021 г.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Нижегородского гарнизонного военного суда от 26 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 24 июня 2021 г, Макаровой Е.В. отказано в удовлетворении вышеуказанного административного искового заявления, в котором она просила признать незаконным и отменить приказ командира войсковой части N. от 29 января 2021 г. N 26 об установлении на январь 2021 г. премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в размере 1%, обязав названное должностное лицо установить ей премию в размере 25 %.
В поданной 26 октября 2021 г. кассационной жалобе административный истец, выражая несогласие с судебными актами, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и материалы дела направить на новое рассмотрение в Нижегородский гарнизонный военный суд.
В обоснование жалобы Макарова Е.В, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что в январе 2021 г. она на законных основаниях не исполняла служебные обязанности в период нерабочих, праздничных и выходных дней, а также имела больничный лист по уходу за ребенком, что подтвердила предоставлением командованию воинской части необходимых документов. Обращает внимание, что дисциплинарных взысканий она не имела, а каких-либо доказательств, свидетельствующих о несоответствии ее условиям для получения премии в полном размере административным ответчиком не представлено, а судами не установлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Препятствий для рассмотрения жалобы в кассационном порядке не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
В соответствии с частями 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Макарова Е.В. была освобождена от исполнения служебных обязанностей в связи с "данные изъяты" со 2 ноября 2021 г. и полагалась прибывшей и приступившей к исполнению служебных обязанностей с 10 февраля 2021 г. после "данные изъяты".
При этом она служебные обязанности с ноября 2020 г. по январь 2021 г. не исполняла и документов, подтверждающих болезнь "данные изъяты" и дающих ей право на освобождение от исполнения обязанностей военной службы за весь период со 2 ноября 2021 г. по 11 января 2021 г. не представила, то есть без уважительных причин отсутствовала на службе в этот период.
В связи с этим командир "данные изъяты" "звание" ФИО. рапортом от 29 января 2021 г. просил командира войсковой части N. установить технику "данные изъяты" "звание" Макаровой Е.В. премию за добросовестное и эффективное исполнение служебных обязанностей за январь 2021 г. в размере 1%.
Приказами командира войсковой части N. от 29 января 2021 г. N 16 и N 26 Макаровой Е.В. за январь 2021 г. установлена к выплате ежемесячная премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в размере 1% оклада денежного содержания.
Согласно части 21 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" премия устанавливается в размере до трех окладов денежного содержания на год. Правила выплаты премии определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 993 "О выплате военнослужащим премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ежегодной материальной помощи" утверждены Правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей (далее - Правила).
Согласно пункту 4 указанных Правил размеры премии в зависимости от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей и порядок ее выплаты устанавливаются Министром обороны Российской Федерации в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Подпунктом 1 п. 75 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 г. N 727 (далее - Порядок), установлено, что премия выплачивается на основании приказа соответствующего командира военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в размере до 25% оклада денежного содержания в месяц.
В силу пункта 76 Порядка конкретный размер премии зависит от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей в месяце, за который производится выплата премии, с учетом результатов по профессионально-должностной (должностной и (или) боевой), физической подготовке, имеющихся дисциплинарных взысканий за совершенные дисциплинарные проступки, а также нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекших ущерб для Вооруженных Сил и отраженных в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
Таким образом, основанием для выплаты военнослужащему премии является соответствующий приказ командира воинской части, а ее размер определяется с учетом совокупности факторов, характеризующих качество и эффективность служебной деятельности военнослужащего.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций верно истолковали примененные нормы материального права и пришли к обоснованным выводам о том, что оспариваемым приказом командир войсковой части N. не лишал Макарову Е.В. премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и устанавливая ей в пределах своего усмотрения размер премии в 1 % за январь 2021 г, не вышел за установленные действующим законодательством пределы своей компетенции, а поэтому обоснованно отказали в удовлетворении административного иска.
Выводы судов о правомерности действий должностного лица в отношении административного истца основаны на правильном толковании и применении норм материального права и согласуются с правовой позицией, изложенной в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которой суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий должностных лиц, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено и, вопреки доводам автора кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалованных судебных актах, не имеется. Дело рассмотрено и разрешено в соответствии с подлежащими применению законами и нормативно-правовыми актами.
Иные доводы автора кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалованных судебных актах. Кроме того, эти доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, по своей сути направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств и сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что, в силу части 3 ст. 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 ст. 328 КАС Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 26 марта 2021 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 24 июня 2021 г. по административному исковому заявлению Макаровой Екатерины Владимировны оставить без изменения, а ее кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 23 ноября 2021 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Б. Красношапка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.