Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пелёвина С.А, судей Зориной С.А, Зыкина С.В, при секретаре Петросян Н.А, с участием:
прокурора Матвейчук Е.Ю, осужденных Козловой В.А. и Сергеева С.А, защитников - адвокатов Рыдченко Н.Б. и Березутского А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационным жалобам осужденных Козловой В.А. и Сергеева С.А. о пересмотре приговора Канского городского суда "адрес" от 14 декабря 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам "адрес"вого суда от 4 марта 2021 года.
Приговором Канского городского суда "адрес" от 14 декабря 2020 года
КОЗЛОВА В.А, "данные изъяты", несудимая, осуждена:
- по ч. 3 ст. 30 - п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 5 годам лишения свободы;
- по ч. 3 ст. 30 - п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 5 годам лишения свободы;
- по ч. 3 ст. 30 - п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 7 годам лишения свободы.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначено 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
До вступления приговора в законную силу Козловой В.А. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и она взята под стражу в зале суда.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу.
На основании ч. 3.2 ст. 72 УК РФ в срок наказания зачтено время содержания под стражей в период с 14 декабря 2020 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
СЕРГЕЕВ С.А, "данные изъяты", несудимый, осужден:
- по ч. 3 ст. 30 - п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 5 годам лишения свободы;
- по ч. 3 ст. 30 - п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 5 годам лишения свободы;
- по ч. 3 ст. 30 - п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 7 годам лишения свободы.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначено 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу.
На основании п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ зачтено в срок лишения свободы время задержания и содержания под стражей Сергеева С.А. с 28 февраля 2020 года по день вступления приговора в законную силу, из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима, Также приговором разрешена судьба вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам "адрес"вого суда от 4 марта 2021 года приговор в отношении Сергеева С.А. оставлен без изменения.
В отношении Козловой В.А. приговор в апелляционном порядке обжалован не был.
Заслушав доклад судьи Пелёвина С.А, выступление осужденных Козловой В.А. и Сергеева С.А, адвоката Рыдченко Н.Б. в защиту Козловой В.А, адвоката Березутского А.А. в защиту Сергеева С.А, поддержавших кассационные жалобы, мнение прокурора Матвейчук Е.Ю, полагавшей необходимым приговор и апелляционное определение оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Козлова В.А. и Сергеев С.А. осуждены за два покушения на незаконный сбыт наркотических средств, с использованием информационно -телекоммуникационной сети "Интернет", группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере, а также за покушение на незаконный сбыт наркотических средств, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере.
Преступления Козловой В.А. и Сергеевым С.А. совершены на территории "адрес" края при обстоятельствах, установленных судом, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Сергеев С.А, выражая несогласие с приговором, считает его незаконным в связи с несправедливостью назначенного наказания.
В обоснование доводов жалобы указывает на нарушение судом требований ст. 6, ч.3 ст. 60 УК РФ при назначении наказания.
Полагает, что перечисленные в приговоре данные о его личности, смягчающие обстоятельства, отсутствие отягчающих обстоятельств и ходатайство МО МВД России "Канский" о применении ст. 64 УК РФ о его сотрудничестве с правоохранительными органами позволяют применить при назначении наказания положения ст. 64 УК РФ, однако при назначении наказания суд не дал надлежащей оценки данным обстоятельствам и назначил ему чрезмерно суровое наказание. При этом судом не мотивировано отсутствие оснований для применения положений ст. 64 УК РФ и не учтен принцип дифференциации наказания.
Кроме того, судом не учтено отсутствие у него судимостей, а также необоснованно учтена его отрицательная характеристику из МО МВД "Канский" (т. 2 л. д. 201).
С учетом совокупности смягчающих обстоятельств и данных о его личности суд необоснованно при назначении наказания на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ не применил принцип поглощения менее строгого наказания более строгим и назначил наказание путем частичного сложения наказаний.
Просит приговор изменить, с применением ст. 64 УК РФ смягчить назначенное ему наказание за каждое из преступлений, а также назначить наказание по совокупности преступлений путем поглощения менее строгого наказания более строгим.
В кассационной жалобе осужденная Козлова В.А, не оспаривая фактических обстоятельств дела и квалификации содеянного, выражает несогласие с приговором в части назначенного наказания.
Считает, что суд не в полной мере учел совокупность смягчающих обстоятельств и в нарушение требований ст. 6, ст. 43, ч. 3 ст. 60 УК РФ, а также разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 года N 58 "О практике назначения судами Российкой Федерации уголовного наказания", об индивидуальном подходе к назначению наказания, необоснованно не применил при назначении ей наказания положения ст. 64 УК РФ.
Просит учесть полное признание ею своей вины, раскаяние в содеянном, положительную характеристику личности, смягчающие наказание обстоятельства, данные о семейном и имущественном положении, состояние её здоровья, наличие на иждивении нетрудоспособных лиц (супруги, родителей, других родственников), отсутствие отягчающих обстоятельств, и с учетом указанных обстоятельств смягчить назначенное ей наказание.
В возражениях на кассационные жалобы осужденных Канский межрайонный прокурор Авдеев А.А. указывает на их необоснованность и просит оставить жалобы осужденных без удовлетворения.
Рассмотрев кассационные жалобы осужденных Сергеева С.А. и Козловой В.А. и проверив материалы уголовного дела, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении жалоб.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Таких нарушений закона по данному делу не допущено.
Судебное разбирательство по уголовному делу проведено с соблюдением права осужденных на защиту, принципов состязательности и равноправия сторон. Все доказательства, представленные сторонами и положенные в основу приговора, в соответствии со ст. 240 УПК РФ были непосредственно исследованы в судебном заседании. Нарушений прав участников и процедуры судопроизводства не допущено.
Обвинительный приговор в отношении Козловой В.А. и Сергеева С.А. отвечает требованиям ст. ст. 297, 304, 307 - 309 УПК РФ и является законным, обоснованным, мотивированным и справедливым.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, судом установлены правильно на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств, которым суд дал надлежащую оценку.
Нарушений требований ст. 252 УПК РФ при рассмотрении дела судом не допущено.
В соответствии со ст. 307 УПК РФ судом в приговоре подробно изложено описание преступного деяния, с указанием всех обстоятельств его совершения, а также доказательства, на которых основаны выводы суда, изложенные в приговоре.
Доказанность вины и квалификация совершенных преступлений осужденными в жалобах не оспариваются.
В ходе судебного разбирательства суд пришел к верному выводу о виновности Козловой В.А. и Сергеева С.А. в совершении инкриминированных им преступлений. Помимо признательных показаний осужденных Козловой В.А. и Сергеева С.А, их вина в совершении двух покушений на незаконный сбыт наркотических средств, с использованием информационно -телекоммуникационной сети "Интернет", группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере, а также покушения на незаконный сбыт наркотических средств, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, подтверждается показаниями свидетелей, а также другими доказательствами, приведенными в приговоре.
Имеющие значение для дела обстоятельства были всесторонне и полно исследованы и проанализированы судом, представленные доказательства получили в приговоре надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 87 - 88 УПК РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а в своей совокупности достаточности для разрешения уголовного дела.
С учетом установленных фактических обстоятельств дела действия Козловой В.А. и Сергеева С.А. верно квалифицированы по п. 3 ст. 30 - п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30 - п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 и ч. 3 ст. 30 - п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
Вопреки доводам жалоб, Козловой В.А. и Сергееву С.А. судом назначено справедливое наказание с соблюдением всех требований уголовного закона.
Из приговора следует, что наказание Козловой В.А. и Сергееву С.А. судом назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 43, 60, ч. 1 ст. 62, ч. 3 ст. 66, ст. 67 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, их фактического участия в совершении преступлений, данных о личности осужденных, смягчающих наказание обстоятельств, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденных и условия жизни их семей.
При назначении наказания судом в полной мере учтены характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, относящихся к категории особо тяжких преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, данные о личности осужденных, в том числе и те на которые в жалобах указывают осужденные, смягчающие наказание обстоятельства, в отношении Сергеева С.А. - явка с повинной, активное способствование расследованию преступлений, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступлений, признание вины, раскаяние в содеянном; в отношении Козловой В.А. - явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступлений, признание вины, раскаяние в содеянном, а также отсутствие отягчающих наказание обстоятельств у обоих осужденных.
Все иные указанные в жалобах обстоятельства также были известны суду и приняты во внимание при назначении наказания. Каких-либо новых обстоятельств, прямо предусмотренных законом в качестве смягчающих (ч. 1 ст. 61 УК РФ), но не учтенных судом на момент вынесения приговора, не установлено.
Вывод о назначении Козловой В.А. и Сергееву С.А. наказания а виде реального лишением свободы, а также об отсутствии оснований для применения положений ч. 6 ст. 15, ст. 64 и ст. 73 УК РФ надлежащим образом мотивированы в приговоре. Оснований не согласиться с ними не имеется.
Поскольку с учетом применения положений ч. 1 ст. 62 и ч. 3 ст. 66 УК РФ Козловой В.А. и Сергееву С.А. фактически назначено наказание в размере ниже низшего предела санкции ч. 3 и ч. 4 ст. 228.1 УК РФ с учетом особой тяжести совершенных преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств оснований для применения ст. 64 УК РФ и назначения им более мягкого наказания, чем лишение свободы, не имеется.
Нарушений ч. 2 ст. 69 УК РФ при назначении наказания по совокупности преступлений судом не допущено. Назначение наказания по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний в приговоре судом мотивировано. При этом суд обоснованно назначил окончательное наказание на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний, поскольку исходя из количества, характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, назначение наказания путем поглощения менее строгого наказания более строгим является несправедливым.
Оснований для смягчения наказания не имеется, поскольку оно назначено с соблюдением всех требований уголовного закона, соразмерно совершенным преступлениям, соответствует личности осужденных и является справедливым.
Отбывание наказания в виде лишения свободы Сергееву С.А. в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ правильно назначено в исправительной колонии строгого режима, осужденной Козловой В.А. в соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 58 УК РФ - в исправительной колонии общего режима.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд пришел к правильным выводам о справедливости назначенного Сергееву С.А. наказания. Всем доводам апелляционной жалобы осужденного дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Процедура судопроизводства при рассмотрении дела в апелляционном порядке соблюдена. Нарушений требований уголовно-процессуального закона судом апелляционной инстанции не допущено.
Апелляционное определение соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14-401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Канского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Козловой В.А. и Сергеева С.А. оставить без изменения, а кассационные жалобы осужденных Козловой В.А. и Сергеева С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
С.А. Пелёвин
Судьи:
С.А. Зорина
С.В. Зыкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.