Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления имущественных отношений Алтайского края, поданную через суд первой инстанции 3 августа 2021 г, на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 марта 2021 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 29 июня 2021 г, по административному делу N 2а-780/2021 по административному исковому заявлению Воробьевой Алисы Михайловны к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав пояснения представителя Алтайкрайимущества Новиковой Ю.В, представителя Воробьевой А.М. - Галандиной Д.С, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Воробьева А.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению имущественных отношений Алтайского края (далее также - Алтайкрайимущество), в котором просила признать незаконным решение административного ответчика, выраженное в письме от 20 ноября 2020 г. N об отказе административному истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства, возложить на административного ответчика обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов данного земельного участка на основании заявления административного истца от 11 ноября 2020 г. и взыскать судебные расходы: "данные изъяты" руб. за оформление доверенности и 300 руб. расходы по уплате государственной пошлины.
В обоснование требований указала, что состоит на учете граждан, имеющих трех и более детей с целью бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. Желая приобрести земельный участок, она обратилась в Алтайкрайимущество с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 г. N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков".
Однако письмом от 20 ноября 2020 г. N Алтайкрайимущество возвратило заявление, указав на то, что Алтайкрайимущество не является уполномоченным органом по рассмотрению заявлений граждан, состоящих на учете в органе местного самоуправления в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, по месту постоянного проживания, за территорией городского округа - город Барнаул Алтайского края.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка административным истцом было направлено в Управление имущественных отношений Алтайского края по почте 11 ноября 2020 г. и получено Управлением 13 ноября 2020 г. Изменения в закон Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", внесенные законом Алтайского края от 2 ноября 2020 г. N 82-ЗС, вступили в законную силу 13 ноября 2020 г, то есть до даты обращения административного истца к административному ответчику с заявлением от 11 ноября 2020 г. Полагает что, основания для возвращения заявления без рассмотрения у административного ответчика отсутствовали.
Решением Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 29 июня 2021 г, административные исковые требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Управления имущественных отношений Алтайского края, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления Воробьевой А.М. от 11 ноября 2020 г. о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства; на Управление имущественных отношений Алтайского края возложена обязанность повторно в установленные законом сроки со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление Воробьевой А.М. о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства. С Управления имущественных отношений Алтайского края в пользу Воробьевой А.М. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. Требование административного истца о взыскании с административного ответчика судебных расходов в сумме 2 200 руб. за нотариальное оформление доверенности от 18 января 2021 г. на представителя Галандину Д.С. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Алтайкрайимущество ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения пунктов 4, 7, 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3.3, 3.4 статьи 3 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", пункт 2.4.1 Приказа Главалтайимущества от 11 августа 2016 г. N 61 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", настаивает на правомерности возврата Воробьевой А.М. заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, указывая, что по смыслу названных правовых норм услуга по предварительному согласованию предоставления земельного участка осуществляется не с момента направления соответствующего заявления, а с момента поступления (регистрации) такого заявления в уполномоченный орган.
По ходатайству Алтайкрайимущества судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции проведено с использованием систем видеоконференц-связи Центрального районного суда г. Барнаула.
В судебном заседании представитель Алтайкрайимущества Новикова Ю.В. кассационную жалобу поддержала.
Представитель Воробьевой А.М. - Галандина Д.С, против удовлетворения кассационной жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Воробьева А.М. относится к категории граждан, имеющих трех и более детей, состоит на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
11 ноября 2020 г. Воробьева А.М. заказным письмом с описью вложения направила в Управление имущественных отношений Алтайского края заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
Данное заявление поступило и было зарегистрировано в Управлении имущественных отношений Алтайского края 13 ноября 2020 г.
Решением Управления имущественных отношений Алтайского края, изложенным в письме от 20 ноября 2020 г. N, заявление возвращено Воробьевой А.М. с указанием на то, что Управление имущественных отношений Алтайского края не является уполномоченным органом по рассмотрению заявлений граждан, состоящих на учете в органе местного самоуправления в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, по месту постоянного проживания, за территорией городского округа - город Барнаул Алтайского края.
Удовлетворяя административные исковые требования, суды, установив, что заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка Воробьева А.М. подала (сдала в организацию почтовой связи) 11 ноября 2020 года, исходили из того, что при рассмотрении ее заявления подлежали применению положения части 3.3 статьи 3 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" в редакции, действующей на дату подачи указанного заявления, что прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 2 Закона Алтайского края от 2 ноября 2020 г. N 82-ЗС "О внесении изменений в Закон Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков".
Судебные инстанции пришли к выводу о том, что в данном случае заявление Воробьевой А.М. подано до дня вступления в силу Закона Алтайского края от 2 ноября 2020 г. N 82-ЗС уполномоченному органу - Управлению имущественных отношений Алтайского края, поскольку на дату направления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность - 11 ноября 2020 года Управление имущественных отношений Алтайского края являлось единственным компетентным органом по рассмотрению такого рода заявлений в отношении земельных участков, расположенных на территории города Барнаула, и административный истец не могла обратиться в какой-либо иной орган, в том числе по месту своего жительства. Следовательно, возвращение заявления Воробьевой А.М. по основанию, что оно подано в неуполномоченный орган, являлось незаконным, заявление Воробьевой А.М. о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка от 11 ноября 2020 года подлежит рассмотрению Управлением имущественных отношений Алтайского края.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3.3 статьи 3 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 г. N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" (в редакции, действовавшей до 13 ноября 2020 г.) (далее - Закон N 98-ЗС) граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края.
Законом Алтайского края от 2 ноября 2020 г. N 82-ЗС "О внесении изменений в Закон Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" внесены изменения, в том числе в часть 3.3 статьи 3 указанного Закона, которая изложена в новой редакции, в соответствии с которой граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края, в том числе на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, за исключением территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - город Барнаул).
Указанные изменения вступили в законную силу 13 ноября 2020 года.
При этом пунктом 3 статьи 2 Закона Алтайского края от 2 ноября 2020 года N 82-ЗС "О внесении изменений в Закон Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Закона подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность без торгов или принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии с частью 3.3 статьи 3 закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" в редакции, действующей до дня вступления в силу настоящего Закона.
В силу части 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
В соответствии с частью 2 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Аналогичный порядок подачи заявления предусмотрен пунктом 2.6.4 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", утвержденного Приказом Главалтайимущества от 11 августа 2016 года N 61 (ред. от 16 июня 2020 года).
В соответствии с пунктом 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
С учетом приведенного правового регулирования, и установив вышеуказанные обстоятельства дела, суды пришли к обоснованному выводу о том, что возвращение заявления Воробьевой А.М. по основанию, что оно подано в неуполномоченный орган, являлось незаконным, и данное заявление Воробьевой А.М. о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка от 11 ноября 2020 г. подлежит рассмотрению Управлением имущественных отношений Алтайского края.
Совокупность таких условий, как несоответствие оспариваемого решения требованиям нормативных правовых актов и нарушение этим решением прав и свобод административного истца, по настоящему делу установлена, в связи с чем выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы об обратном, в том числе об осуществлении услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка только с момента поступления (регистрации) такого заявления в уполномоченный орган, правильных выводов суда не опровергают, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и всесторонне исследовали установленные по делу обстоятельства, дав им надлежащую оценку, правильно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Иные доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Алтайкрайимущества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 марта 2021 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 29 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 октября 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.