Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Конаревой И.А, Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Федеральным казенным учреждением "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" и Центральным районным судом г. Барнаула, кассационную жалобу Гусейнова Эльдара Афраиловича на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 8 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 25 марта 2021 года по административному делу N 2а-4369/2020 по административному исковому заявлению Гусейнова Эльдара Афраиловича к начальнику филиала "Медицинская часть N 10" Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 22 Федеральной службы исполнения наказаний", Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 22 Федеральной службы исполнения наказаний", Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения представителей Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" Федосенко Т.С. и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю Попова К.В, возражавших по существу доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гусейнов Э.А. обратился в суд с административным иском об оспаривании бездействия начальника филиала "Медицинская часть N 10" Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 22 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - "Медицинская часть N 10" ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России), выразившегося в непринятии мер к зубопротезированию в отношении административного истца, возложении на административного ответчика обязанности принять указанные меры, а также возложении на УФСИН России по Алтайскому краю обязанности принять меры дисциплинарной ответственности в отношении начальника филиала "Медицинская часть N10" ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России, мотивируя тем, что ответчиком безосновательно указано на отсутствие у истца права на бесплатное зубопротезирование, что не соответствует действующему законодательству и нарушает права Гусейнова Э.А, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
К участию в нем в качестве административных ответчиков судом привлечены Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю), ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России, УФСИН России по Алтайскому краю.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 8 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 25 марта 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 11 октября 2021 года, административным истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии нового решения об удовлетворении исковых требований со ссылкой на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права. Настаивает на незаконности оспариваемого бездействия, указывая, что поскольку он имеет полис обязательного медицинского страхования, суды при вынесении решения должны были применить нормы Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании". Отмечает, что к платным услугам относятся лишь отдельные виды лечения, протезирования зубов; объем охраны здоровья ведомственными нормативными правовыми актами не регулируется. Указывает, что суд рассмотрел дело в его отсутствие с нарушением сроков административного судопроизводства.
Представители ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России, начальник филиала "Медицинская часть N 10" ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Административный истец Гусейнов Э.А, участвующий в судебном заседании суда кассационной инстанции путем использования системы видеоконференц-связи, грубо нарушал порядок в судебном заседании, в том числе, после объявления замечания, в связи с чем, был удален из зала судебного заседания на все время судебного заседания, до его окончания. тем самым распорядился правом на участие в судебном заседании по своему усмотрению.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года N 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, согласно разделу 3 которой гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при приведенных заболеваниях и состояниях, включая болезни органов пищеварения, в том числе болезни полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования).
Аналогичные положения предусматривали ранее действующие Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 N 1382, Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года N 1403, Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года N 1492, Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N 1506.
Кроме того, такие же гарантии бесплатного оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования предусмотрены разделами IV и III Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 31 декабря 2019 года N 545.
Исходя из части 1 стати 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учет ом согласия врача.
На основании статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (части 1, 3).
Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).
В соответствии с Правилами оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей- специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1466, Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, медицинская помощь лицам, содержащимся под стражей, гарантирована без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, то есть в том же объеме, что лицам, не находящимся в учреждениях, подведомственных ФСИН России, однако оказывается за счет средств федерального бюджета (не Фонда обязательного медицинского страхования) медицинскими организациями, подведомственными ФСИН России, и лишь в установленных случаях невозможности оказания такового названными организациями - в иных системы здравоохранения.
При этом согласно статье 26 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" при наличии соответствующих условий администрация мест содержания под стражей обеспечивает подозреваемым и обвиняемым дополнительные платные бытовые и медико-санитарные услуги, перечень и порядок предоставления которых устанавливаются Правилами внутреннего распорядка.
Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 (Приложение N 3) предусмотрено, что администрация СИЗО обеспечивает подозреваемым и обвиняемым, при наличии соответствующих условий, приведенные платные услуги, в том числе отдельные виды протезирования зубов. Дополнительные платные услуги подозреваемым и обвиняемым могут оказываться как администрацией СИЗО, так и привлеченными ею лицами. Для получения дополнительной платной услуги подозреваемый или обвиняемый пишет заявление на имя начальника СИЗО с просьбой снять деньги с его лицевого счета на оказание платной услуги. Ответственный сотрудник- СИЗО проверяет наличие соответствующей суммы денег на лицевом счете подозреваемого или обвиняемого и делает отметку на заявлении, после чего начальник СИЗО принимает решение по существу просьбы. Оплата услуг производится в установленном порядке в соответствии с действующими в данной местности расценками.
Учитывая приведенное правовое регулирование, оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи и установив, что Гусейнов Э.А. содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю с 29 марта 2016 года; за период содержания под стражей с заявлениями о предоставлении ему дополнительной платной услуги по протезированию зубов к администрации ФКУ СИЗО-1 не обращался; на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний не состоит, "данные изъяты" к льготной категории граждан не относится, инвалидности не имеет, суды пришли к верному выводу о том, что к категории граждан, для которых действующим законодательством предусмотрено бесплатное получение медицинской помощи по зубному протезированию Гусейнов Э.А. не относится, в связи с чем незаконного бездействия, выразившегося в непринятии мер к зубопротезированию в отношении административного истца, в рассматриваемом случае административным ответчиком не допущено.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права, вопреки утверждению подателя кассационной жалобы, применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Доводы о рассмотрении судом первой инстанции дела в отсутствие административного истца, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом изучения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, обоснованно отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения.
Ссылка административного истца на нарушение разумных сроков административного судопроизводства несостоятельна, к предмету рассматриваемого спора не относится, о незаконности обжалуемых судебных постановлений не свидетельствует и безусловным основанием к их отмене в силу действующего процессуального законодательства не является.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 8 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 25 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гусейнова Эльдара Афраиловича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.