Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Николаева Антона Александровича, поданную через суд первой инстанции 31 марта 2021 г, на решение Омского районного суда Омской области от 17 августа 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 25 ноября 2020 г, по административному делу N 2а-630/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Омской области к Николаеву Антону Александровичу о взыскании задолженности по налогам и пени.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав пояснения представителя Николаева А.А. - Филимонова А.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная ИФНС России N по Омской области обратилась в суд с административным иском к Николаеву А.А. о взыскании задолженности по налогам и пени.
В обоснование требований указала, что Николаев А.А. является плательщиком земельного, транспортного налога, налога на имущество физических лиц. В адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления N от 20 октября 2016 г, N от 29 августа 2017 г. на оплату земельного налога за периоды 2014, 2015 и 2016 годов, транспортного налога за 2015, 2016 годы. Поскольку в установленный срок обязанность по уплате налогов не была исполнена административным ответчиком, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налогов и пени N от 3 июля 2019 г, N от 13 декабря 2017 г, которые также не были исполнены в добровольном порядке.
Просила взыскать с ФИО1 задолженность по налогам и пени на общую сумму "данные изъяты" руб, в том числе:
по земельному налогу в границах сельских поселений (ОКАТО 52644435) за 2014-2016 годы по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму "данные изъяты" руб, из них за 2014 год - "данные изъяты" руб, за 2015 год - "данные изъяты" руб, за 2016 год - "данные изъяты" руб.
пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644435) за 2014-2016 годы в размере "данные изъяты" руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
по земельного налогу в границах сельских поселений (ОКАТО 52644449) за 2014-2016 годы по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму "данные изъяты" руб, из них за 2014 год - "данные изъяты" руб, за 2015 год - "данные изъяты" руб, за 2016 год - "данные изъяты" руб.;
пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644449) за 2014-2016 годы в размере "данные изъяты" руб. за период с 14 апреля 2018 г. по 5 июня 2018 г.;
пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога (ОКАТО 52644449) за 2014 год в размере "данные изъяты" руб. за период с 1 декабря 2015 г. по 2 августа 2016 г.;
пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога (ОКАТО 52644449) за 2015 - 2016 годы в размере "данные изъяты" руб. за период с 2 декабря 2016 г. по 2 июля 2019 г, в том числе пени за 2015 год - "данные изъяты" руб, за 2016 год - "данные изъяты" руб.;
пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога (ОКАТО 52644449) за 2016 год в размере "данные изъяты" руб. за период с 2 декабря 2016 г. по 2 июля 2019 г.;
пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644404) за 2012 - 2014 годы в размере "данные изъяты" руб. за период с 1 декабря 2015 г. по 2 июля 2019 г, в том числе пени за 2012 год - "данные изъяты" руб, за 2013 год - "данные изъяты" руб, за 2014 год - "данные изъяты" руб.;
пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644449) за 2012 - 2017 годы в размере "данные изъяты" руб. за период с 4 декабря 2015 г. по 2 июля 2019 г, в том числе пени за 2012 год - "данные изъяты" руб, за 2013 год - "данные изъяты" руб, за 2014 год - "данные изъяты" руб, за 2015 год - "данные изъяты" руб, за 2016 год - "данные изъяты" руб, за 2017 год - "данные изъяты" руб.;
пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644435) за 2014 - 2017 годы в размере "данные изъяты" руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе пени за 2014 год - "данные изъяты" руб, за 2015 год - "данные изъяты" руб, за 2016 год - "данные изъяты" руб, за 2017 год - "данные изъяты" руб.
Решением Омского районного суда Омской области от 17 августа 2020 г. административные исковые требования удовлетворены. Также постановлено взыскать с Николаева А.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 11 653, 62 руб.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 25 ноября 2020 г. решение Омского районного суда Омской области от 17 августа 2020 г. отменено в части взыскания с Николаева А.А. в пользу Межрайонной ИФНС России N по Омской области задолженности по пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2012 - 2013 годы в размере "данные изъяты" руб. за период с 1 декабря 2015 г. - 2 июля 2019 г, в том числе пени за 2012 год - "данные изъяты" руб, за 2013 год - "данные изъяты" руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений за 2012 - 2013 годы в размере "данные изъяты" руб. за период с 4 декабря 2015 г. - 2 июля 2019 г, в том числе пени за 2012 год - "данные изъяты" руб, за 2013 год - "данные изъяты" руб, а также в части взыскания с Николаева А.А. в пользу местного бюджета государственной пошлины в размере 11 653, 62 руб. В отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России N по Омской области отказано, в остальной части решение оставлено без изменения. Также с Николаева А.А. в местный бюджет взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб.
В кассационной жалобе Николаев А.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указывает, что налоговым органом не соблюден порядок взыскания задолженности по налогам и пене. По адресу: "адрес"46, по которому налоговый орган направил ему налоговое требование N по состоянию на 13 декабря 2017 г. и налоговое уведомление от 29 августа 2017 г. N, на момент направления данных документов он не проживал и был снят с регистрационного учета. Квартира по указанному адресу продана его отцом и с 17 июля 2017 г. принадлежит иным лицам. После снятия с регистрационного учета Николаева А.А. регистрирующий орган обязан был отправить в налоговый орган данную информацию. В указанный период времени он был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес". Данные обстоятельства исключали возможность получения им корреспонденции от административного истца. Ссылаясь на пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, указывает, что обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Судебный приказ от 30 мая 2018 г. о взыскании с него задолженности по земельном налогу в размере "данные изъяты" руб, пени в размере "данные изъяты" руб. отменен в связи с нарушением правил подсудности. Также судами не учтено, что в случае утраты налоговым органом возможности взыскания суммы недоимки по налогам в связи с нарушением процедуры ее взыскания, требования налогового органа о взыскании пени не могут быть удовлетворены.
По ходатайству Николаева А.А. судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции проведено с использованием систем видеоконференц-связи Центрального районного суда г. Омска.
В судебном заседании представитель Николаева А.А. - Филимонов А.В, кассационную жалобу поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно пункту 1 статьи 397, пункту 1 статьи 363, пункту 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог, транспортный налог и налог на имущество физических лиц подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4).
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
На основании пункта 3 указанной статьи требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 5 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что процедура и сроки направления налоговых уведомлений и требований, а также принудительного взыскания налоговым органом задолженности, предусмотренные статьями 48, 57, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом соблюдены, уведомления и требования об уплате налогов и пени направлены административному ответчику почтовыми отправлениями, в подтверждение чего представлены списки заказных писем, заверенные оттиском штемпеля отделения почтовой связи. Требования об уплате налога, пени направлены административному ответчику до истечения трех месяцев со дня выявления недоимки. В течение установленного шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требований налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебных приказов, отмененных по заявлению административного ответчика. С административным исковым заявлением в суд налоговый орган обратился в течение шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определений об отмене судебных приказов.
Отменяя решение суда первой инстанции в части и принимая в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции указал на то, что при рассмотрении заявленных налоговым органом требований о взыскании задолженности по пене в связи с несвоевременной уплатой земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2012-2013 годы суд первой инстанции не учел, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц по состоянию на 1 января 2015 г, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с названной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Отклоняя доводы административного ответчика о неполучении налогового уведомления и требования об уплате налога и пени, суды исходили из того, что налоговый орган на момент направления административному ответчику налоговых уведомлений и требований располагал сведениями о том, что Николаев А.А. был зарегистрирован по месту жительства в период с 24 ноября 2016 г. по 25 августа 2017 г. по адресу: "адрес" в период с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес". Иными сведениями об адресе места регистрации и проживания административного ответчика налоговый орган не располагал, что также подтверждается выпиской из ЕГРИП, в которой отражены сведения об изменении места жительства административного ответчика. Из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором следует, что налоговое уведомление, направленное Николаеву А.А. ДД.ММ.ГГГГ (в апелляционном определении ошибочно указано 2018 года) по адресу: "адрес", получено им 25 октября 2017 г.
Исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для иных выводов у Судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.
Таким образом, пункт 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, возлагал на органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязанность сообщать в налоговый орган о фактах регистрации физического лица только по месту жительства, но не по месту пребывания.
Правом самостоятельно истребовать сведения о регистрации гражданина по месту пребывания налоговый орган не наделен.
Из материалов дела не усматривается, что Николаев А.А. уведомлял налоговый орган о своем месте пребывания в период, когда регистрации по месту жительства не имел.
При таких данных суды пришли к обоснованному выводу о том, что налоговое уведомление от 29 августа 2017 г. N и налоговое требование N по состоянию на 13 декабря 2017 г. правомерно направлено налоговым органом по последнему известному налоговому органу месту жительства налогоплательщика.
Доводы кассационной жалобы указанные выводы не опровергают.
Исходя из положений пункта 4 статьи 52, пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления налогового уведомления, а также требования по почте заказным письмом данные документы считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
По смыслу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня носит акцессорный характер, производный от основного обязательства, задолженность по пене не может быть взыскана при истечении срока на принудительное взыскание суммы налога.
Взыскивая пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2014 год в размере "данные изъяты" руб. за период с 1 декабря 2015 г. по 2 августа 2016 г, а также пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере "данные изъяты" руб. за период с 1 декабря 2015 г. по 2 июля 2019 г, суды не установили, когда налоговым органом произведено начисление данных налогов и у административного ответчика возникла обязанность по их уплате, исполнена ли административным ответчиком обязанность по уплате указанных налогов, если не исполнена, то истекли ли сроки их принудительного взыскания.
Взыскивая пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2015 - 2016 годы в размере "данные изъяты" руб. за период с 2 декабря 2016 г. по 2 июля 2019 г, в том числе пени за 2015 год - "данные изъяты" руб, за 2016 год - "данные изъяты" руб, суды не установили период, за который подлежит взысканию пеня на транспортный налог за 2016 год, учитывая, что с 2 декабря 2016 г. пеня за неисполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2016 год начислению не подлежала, так как предусмотренный пунктом 1 статьи 363 НК РФ срок уплаты транспортного налога за 2016 год в указанную дату не наступил. Также суды не установили, исполнена ли административным ответчиком обязанность по уплате указанных налогов, если не исполнена, то истекли ли сроки их принудительного взыскания.
Кроме того, судами произведено взыскание пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2016 год в размере "данные изъяты" руб. за период с 2 декабря 2016 г. по 2 июля 2019 г, то есть взыскание пени по транспортному налогу за 2016 год за указанный период произведено дважды, расчет пени в судебных актах отсутствует. При этом судами также не учтено, что установленный законом срок уплаты транспортного налога за 2016 год - не позднее 1 декабря 2017 г.
Взыскивая пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644449) за 2014 - 2017 годы за период с 4 декабря 2015 г. по 2 июля 2019 г, в том числе за 2014 год - "данные изъяты" руб, за 2015 год - 15 "данные изъяты" руб, за 2016 год - "данные изъяты" руб, за 2017 год - "данные изъяты" руб, суды не установили периоды, за которые подлежат взысканию пеня за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога за 2015, 2016, 2017 годы, учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ пеня за неисполнение обязанности по уплате земельного налога за указанные налоговые периоды начислению не подлежала, так как предусмотренный пунктом 1 статьи 397 НК РФ срок уплаты земельного налога за 2015, 2016, 2017 годы в указанную дату не наступил. Также суды не установили, когда было произведено налоговым органом начисление земельного налога за 2017 год, исполнена ли административным ответчиком обязанность по уплате указанного налога, если не исполнена, то истекли ли сроки его принудительного взыскания.
Кроме того, судами произведено взыскание пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644449) за 2014-2016 годы в размере "данные изъяты" руб. за период с 14 апреля 2018 г. по 5 июня 2018 г, то есть взыскание пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога за 2014-2016 годы в границах сельских поселений (ОКАТО 52644449) за указанный период произведено дважды, расчет пени в судебных актах отсутствует.
Взыскивая пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644435) за 2014 - 2017 годы в размере "данные изъяты" руб. за период с 2 декабря 2017 г. по 2 июля 2019 г, в том числе пени за 2014 год - "данные изъяты" руб, за 2015 год - "данные изъяты" руб, за 2016 год - "данные изъяты" руб, за 2017 год - "данные изъяты" руб, суды не установили период, за который подлежала взысканию пеня за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога за 2017 год, учитывая, что с 2 декабря 2017 г. пеня по указанному налогу начислению не подлежала, так как предусмотренный пунктом 1 статьи 397 НК РФ срок уплаты земельного налога за 2017 год в указанную дату не наступил. Также суды не установили, когда было произведено налоговым органом начисление земельного налога за 2017 год и у административного ответчика возникла обязанность по его уплате, исполнена ли административным ответчиком обязанность по уплате указанного налога, если не исполнена, то истекли ли сроки его принудительного взыскания.
Кроме того, судами произведено взыскание пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644435) за 2014-2016 годы в размере "данные изъяты" руб. за период с 2 декабря 2017 г. по 12 декабря 2017 г, то есть взыскание пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога за 2014-2016 годы в границах сельских поселений (ОКАТО 52644435) за указанный период произведено дважды, расчет пени в судебных актах отсутствует.
Также судами не установлено наличие и правомерность оснований для перерасчета налоговым органом в 2017 году земельного налога за 2014 и 2015 годы в отношении каждого земельного участка, и направления в связи с этим налогового уведомления за пределами сроков, установленных статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в то время как данные обстоятельства имеют значение для правильного разрешения административного спора.
В силу положений части 2 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
По смыслу положений, закрепленных в статье 59 и части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
При принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению (часть 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В нарушение требований указанных норм процессуального закона судами при рассмотрении административного дела не были установлены обстоятельства, выяснение которых необходимо для правильного разрешения возникшего между сторонами спора.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установив, что допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, считает необходимым судебные акты в части удовлетворения административных исковых требований отменить, в отмененной части направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку оценка доказательств и установление фактических обстоятельств дела в силу статьи 329 КАС РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суду при новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное выше, установить обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 25 ноября 2020 г. оставить без изменения в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России N по Омской области о взыскании с Николаева Антона Александровича задолженности по пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2012 - 2013 г.г. в размере "данные изъяты" руб. за период с 1 декабря 2015 г. - 2 июля 2019 г, в том числе пени за 2012 г. - "данные изъяты" руб, за 2013 г. - "данные изъяты" руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений за 2012 - 2013 г.г. в размере "данные изъяты" руб. за период с 4 декабря 2015 г. - 2 июля 2019 г, в том числе пени за 2012 г. - "данные изъяты" руб, за 2013 г. - "данные изъяты" руб.
В остальной части решение Омского районного суда Омской области от 17 августа 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 25 ноября 2020 г. отменить, в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 июня 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.