Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-14/2021, УИД 55RS0004-01-2020-004327-48 по иску Горюновой Инны Валерьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска о признании права на досрочную страховую пенсию по старости
по кассационной жалобе Горюновой Инны Валерьевны на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 18 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Горюнова И.В. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе г. Омска (далее - УПФР в Октябрьском административном округе г. Омска) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований Горюнова И.В. указала, что решением органа пенсионного обеспечения от 6 августа 2020 г. ей незаконно отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой во вредных условиях труда. Полагает, что ответчиком необоснованно исключены при подсчете её страхового стажа на соответствующих видах работ периоды работы в АО "Кордиант-Восток": с 16 октября 2000 г. по 20 января 2013 г. в должности приемщика сырья, полуфабрикатов на учёте покрышек в цехе вулканизации шинного производства, с 21 января 2013 г. по 12 августа 2020 г. в должности контролёра качества продукции технологического процесса на участке вулканизации шинного производства.
Горюнова И.В. просила суд обязать ответчика произвести расчёт страхового стажа на соответствующих видах работ с учётом спорных периодов работы; назначить досрочную страховую пенсию со дня обращения в орган пенсионного обеспечения - 8 июня 2020 г.; взыскать с ответчика в свою пользу расходы по уплате государственной пошлины.
Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 18 февраля 2021 г. частично удовлетворены заявленные требования. На УПФР в Октябрьском административном округе г. Омска возложена обязанность включить Горюновой И.В. в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, период работы в должности контролёра качества продукции технологического процесса на участке вулканизации цеха вулканизации шинного производства АО "Кордиант- Восток" с 21 января 2013 г. по 12 августа 2020 г, за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 12 января по 14 января 2015 г. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Дополнительным решением от 19 мая 2021 г. с УПФР в Октябрьском административном округе г. Омска в пользу Горюновой И.В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13 июля 2021 г. решение Октябрьского районного суда г. Омска от 18 февраля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Горюнова И.В. просит отменить решение Октябрьского районного суда г. Омска от 18 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13 июля 2021 г. в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости с 16 октября 2000 г. по 2 ноября 2000 г. учеником приёмщика сырья, полуфабрикатов на учёте покрышек, с 3 ноября 2000 г. по 31 декабря 2012 г. приёмщика сырья, полуфабрикатов на учёте покрышек в цехе вулканизации шинного производства АО "Кордиант-Восток", с 1 января 2013 г. по 20 января 2013 г. приёмщиком сырья, полуфабрикатов на участке покрышек вулканизации цеха вулканизации шинного производства АО "Кордиант-Восток" и отказа в назначении пенсии со дня обращения с заявлением о её назначении.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определённой продолжительности в опасных, вредных, тяжёлых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
На основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали не менее 7 лет 6 месяцев на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства от 16 июля 2014 г. N 665 - при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В соответствии со Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, раздел VIII "Химическое производство" позиция 1080А010 право на льготное обеспечение имеют рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в резиновом, резинотехническом и шинном производствах в цехах и участках: подготовительном, подготовки сырья, вулканизации, изготовления клеев для резины.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчёте страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счёт с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учёта (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования".
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьёй 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с выполнением определённых пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путём представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 8 июня 2020 года Горюнова И.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в УПФР в Октябрьском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Октябрьском АО г. Омска от 6 августа 2020 года N истцу отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия необходимого страхового стажа на соответствующих видах работ.
При этом ответчиком в страховой стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды работы в АО "Кордиант" (ранее СП ЗАО "Матадор- Омскшина"):
- с 16 октября по 2 ноября 2000 года в должности ученика приёмщика сырья, полуфабрикатов на учёте покрышек в цехе вулканизации;
- с 3 ноября 2000 г. по 20 января 2013 г. в должности приёмщика сырья, полуфабрикатов на учёте покрышек в цехе вулканизации на участке вулканизации;
- с 21 января 2013 г. по 12 августа 2020 г. в должности контролёра качества продукции технологического процесса в цехе вулканизации на участке вулканизации.
При таком подсчёте стаж на соответствующих видах работ (во вредных условиях труда) отсутствует, страховой стаж 24 года 06 месяцев 17 дней.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Горюновой И.В. в части включения в специальный стаж периода работы с 21 января 2013 года по 12 августа 2020 года в должности контролера качества продукции технологического процесса на участке вулканизации цеха вулканизации шинного производства АО "Кордиант-Восток", суд первой инстанции исходил из того, что АО "Кордиант" (ранее СП ЗАО "Матадор-Омскшина") относится к предприятиям химической отрасли промышленности, соответственно его работники могут пользоваться правом на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с подразделом "А" раздела "Химическое производство" как Списка N 1 (за работу во вредных условиях труда), так и Списка N 2 (за работу в тяжёлых условиях труда), в зависимости от того, в каком производстве и какой работой они заняты, работодателем подтверждён факт работы истца в тяжёлых условиях полный рабочий день (специальная оценка условий труда проведена, код льготы проставлен, дополнительные взносы уплачены) в период с 21 января 2013 г. по 12 августа 2020 г. в должности контролера качества продукции технологического процесса на участке вулканизации цеха вулканизации шинного производства АО "Кордиант-Восток".
Решение суда в данной части сторонами не обжалуется в связи с чем не является предметом проверки кассационного суда общей юрисдикции.
Разрешая требования Горюновой И.В. в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов её работы с 16 октября 2000 г. по 2 ноября 2000 г. в должности ученика приёмщика сырья, полуфабрикатов на учёте покрышек в цехе вулканизации, с 3 ноября 2000 г. по 20 января 2013 г. в должности приёмщика сырья, полуфабрикатов на учёте покрышек в цехе вулканизации на участке вулканизации, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по гражданским делам суда апелляционной инстанции, на основании установленных обстоятельств, руководствуясь вышеприведёнными нормативными положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пришёл к вывод у о том, что факт работы истца в спорные периоды во вредных условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не подтверждён совокупностью представленных доказательств.
При этом суды исходили из того, что Горюнова И.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 24 сентября 1999 г, следовательно спорные периоды работы прежде всего должны подтверждаться выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, однако спорные периоды трудовой деятельности в особых условиях труда страхователем не подтверждены.
Представленную истцом в качестве доказательства, свидетельствующего о недостоверности указанных сведений индивидуального персонифицированного учёта, справку АО "Кордиант-Восток" N 9 от 23 марта 2020 г, подтверждающую особый характер её работы в спорный период в качестве приёмщика сырья, полуфабрикатов на учёте покрышек в цехе вулканизации шинного производства, с указанием на его соответствие разделу VIII "Химическое производство" (позиция 1080А010) Списка N 1, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, суды не приняли во внимание в качестве доказательства занятости истца в спорные периоды работы в особых условиях труда, поскольку согласно поступившего ответа причины данного разночтения пояснить АО "Кордиант-Восток" не может, так как отчётные формы документов, переданные работодателем в орган пенсионного обеспечения за спорный период, в архиве отсутствуют, а из имеющейся в деле карты аттестации рабочих мест N (2007 год) следует, что приемщикам сырья, полуфабрикатов на учёте покрышек СП ЗАО "Матадор-Омскшина" установлен 3.1 (вредный) класс условий труда (строка 080), однако по результатам указанной аттестации право на льготное пенсионное обеспечение не предусмотрено (срока 110). С результатами специальной оценки условий труда истец ознакомлена, их не оспаривала.
Также, в представленных АО "Кордиант-Восток" перечнях профессий и должностей, занятость на которых даёт право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии, за период с 2008 по 2016 год, должность приёмщика сырья, полуфабрикатов на учёте покрышек в цехе вулканизации отсутствует. Специальная оценка условий труда приёмщика сырья, полуфабрикатов на учёте покрышек в цехе вулканизации ЗАО "Кордиант-Восток", по результатам которой указано на необходимость установить право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой с вредными условиями труда, проведена за пределами спорного периода - в 2014 году, поэтому во внимание быть принята не может.
Кроме того, во исполнение определения суда от 19 ноября 2020 г. по настоящему делу проведена государственная экспертиза условий труда на рабочем месте Горюновой И.В, работавшей учеником приёмщика сырья, полуфабрикатов на учёте покрышек, приёмщика сырья, полуфабрикатов на учёте покрышек в цехе вулканизации СП ЗАО "Матадор-Омскшина" (АО "Кордиант-Восток").
Согласно экспертному заключению от 29 декабря 2020 г. государственной экспертизы условий труда, проведённой Министерством труда и социального развития Омской области, работа, выполнявшаяся Горюновой И.В. в период с 3 ноября 2000 г. по 20 января 2013 г, не является работой с вредными условиями труда, предусмотренной позицией 1080А010 подраздела "А" раздела VIII "Химическое производство" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Допрошенный в суде первой инстанции главный специалист Министерства труда и социального развития Омской области Потапов Е.А, пояснил, что указанный в заключении вывод основан им на том, что Горюнова И.В, работая в спорные периоды приёмщиком на учёте покрышек, не принимала никакого участия в шинном производстве, при этом, она не только не принимала участие в самом производстве, но и в его подготовке, занималась исключительно учётом, подсчётом полуфабрикатов и продукции, при исполнении своих обязанностей использовала авторучку, лимитно-заборные карты, бланки накладных, журналы, компьютер.
Указанный вывод основан экспертом именно на анализе представленных для проведения экспертизы документов, с отсутствием каких-либо документов не связан.
Согласно имеющимся в деле рабочим инструкциям приёмщика сырья, полуфабрикатов на учёте покрышек, утверждённым 5 декабря 2006 г. и 18 августа 2011 г, указанный работник ведёт визуальный контроль и количественный учёт с помощью пересчёта изделий; ведёт ежедневный учёт сырых покрышек, хранящихся в паллетах в цехе вулканизации и на промежуточном складе; проверяет покрышки в паллетах на соответствие данному размеру; ведет учёт и передачу вулканизационных покрышек работникам склада и отдела сбыта; осуществляет записи в регистрационных журналах по учёту складывания вулканизационных покрышек категории качества 1А в паллеты, отгрузки всех вулканизационных покрышек на склад, размещения вулканизационных покрышек пониженной категории качества в предназначенном месте.
В строке 050 приведённой выше карты аттестации рабочих мест N 120 также указано, что приёмщик выполняет следующие операции: ведёт учёт сырых покрышек, хранящихся в паллетах в цехе и на промежуточном складе, проверяет соответствие покрышек в паллетах размеру, ведёт учёт и передачу вулканизованных покрышек работникам склада и отдела сбыта, регистрирует складированные в цехе вулканизации покрышки пониженной категории и категории "брак", выборочно проверяет покрышки из паллет с целью выявления перепутывания типоразмеров, принимает материалы и полуфабрикаты, которые завозятся в цех, проводит инвентаризацию по итогам работы.
При этом технологический процесс вулканизации покрышек в шинном производстве, очевидно может быть осуществлен и без их учета, что также подтверждается тем, что в технологических процессах производства радиальных шин для легковых и легких грузовых автомобилей, описанных в технологических регламентах N, N N, N N, приём сырья и полуфабрикатов, а также учёт покрышек не отображены.
Исходя из того, что Горюнова И.В. участия в технологическом процессе (подготовительном и непосредственном производстве шин) не принимала, следовательно, ее работа не является работой, предусмотренной Списком N 1 и (или) Списком N 2, суды не усмотрели правовых оснований для удовлетворения требований истца в части включения в стаж на соответствующих видах работ периодов её работы с 16 октября 2000 г. по 2 ноября 2000 г. в должности ученика приёмщика сырья, полуфабрикатов на учете покрышек в цехе вулканизации шинного производства, с 3 ноября 2000 г. по 20 января 2013 г. в должности приёмщика сырья, полуфабрикатов на учёте покрышек в цехе вулканизации на участке вулканизации шинного производства.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Горюновой И.В. о том, что её работа в спорные периоды в полном объёме соответствовала Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, где в разделе VIII "Химическое производство" поименованы рабочие, руководители и специалисты, занятые полный рабочий день в резиновом, резинотехническом и шинном производствах на участках: подготовительных, подготовки сырья, вулканизации, изготовления клеев для резины (код 1080А010), факт её полной занятости во вредных условиях в спорный период подтверждён самим работодателем, в том числе в имеющейся в материалах дела справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом проверки судебных инстанций, и им судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
Из содержания оспариваемых судебных постановлений и материалов дела усматривается, что положенные в основу принятого решения обстоятельства судом установлены на основании совокупности всех представленных сторонами доказательств, оценка которых произведена судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы Горюновой И.В. по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судами первой и апелляционной инстанции определены правильно, выводы судов подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ доказательств, представленных в материалы дела.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Омска от 18 февраля 2021 г, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Горюновой Инны Валерьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.