Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г.
судей Благодатских Г.В. и Попова А.А, с участием прокурора восьмого отдела (кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова О.С
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0002-01-2019-000299-14 по иску прокурора Баунтовского района Республики Бурятия в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Гадьяновой Юлии Радна-Самбуевне, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Бурятия о признании отсутствующим права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами N*** и N*** и снятии их с кадастрового учета
по кассационной жалобе представителя Гадьяновой Ю.Р.-С. - Ябжанова А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 29 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дударёк Н.Г, выслушав объяснения прокурора восьмого отдела (кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова О.С, представителя Республиканского агентства лесного хозяйства адвоката Хабази О.М, представителя ООО "Прииск Ципиканский" Манкетова В.Г, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Баунтовского района Республики Бурятия, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Гадьяновой Ю.Р-С. о признании отсутствующим права собственности Гадьяновой Ю.Р-С. на земельные участки с кадастровыми номерами N*** и N***, снятии их с кадастрового учета.
Иск обоснован тем, что проведенной проверкой установлен факт незаконного формирования и приобретения в собственность Гадьяновой Ю.Р-С. земельных участков с кадастровыми номерами N*** и N***, каждый общей площадью по 260 000 кв.м, расположенных по "адрес". Указанные земельные участки расположены на землях лесного фонда, принадлежащих Российской Федерации, перевод земель в иную категорию не осуществлялся, в связи с чем земельные участки не могли быть зарегистрированы на праве собственности за ответчиком.
Решением Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 17 февраля 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 27 июля 2020 г. решение Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 17 февраля 2020 г. отменено, принято по делу новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора Баунтовского района Республики Бурятия.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 27 июля 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 29 марта 2021 г. решение Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 17 февраля 2020 г. отменено, принято по делу новое решение, которым признано отсутствующим право собственности Гадьяновой Юлии Радна-Самбуевны на земельные участки с кадастровыми номерами: N*** и N***, каждый общей площадью по 260 000 кв.м, расположенные по "адрес". Указанные земельные участки с кадастровыми номерами N*** и N*** сняты с государственного кадастрового учёта.
В кассационной жалобе представителем Гадьяновой Ю.Р.-С. - Ябжанова А.В. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 29 марта 2021 г, как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Участвующим в деле прокурором Бадмацыреновой Ю.С, Республиканским агентством лесного хозяйства, ООО "Прииск Ципиканский" поданы возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Согласно части 1 статьи 94 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. N 1103-1 к землям лесного фонда относились земли, покрытые лесом.
В соответствии со статьей 2 действовавших в период с 1993 по 1997 годы Основ лесного законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993 г. N 4613-1 все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. Согласно данной норме в состав земель лесного фонда входили лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и не лесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).
Статья 23 Земельного кодекса РСФСР, действующего до 1993г, определяла компетенцию Советов народных депутатов различного уровня по изъятию и предоставлению земель. Пунктом 1 названной статьи было установлено, что сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса.
Указанными законами земли лесного фонда запрещались к передаче в собственность частных лиц, а также отсутствовало право сельских, поселковых Советов народных депутатов изымать земельные участки из лесного фонда с целью их предоставления гражданам на любом праве, в том числе в собственность.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, статей 7 - 8 Лесного кодекса РФ, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности; лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно статье 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства относятся, в том числе: учет значения земли как основы жизнедеятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В силу части 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 1-Г1, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Исходя из смысла приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в указанном Постановлении, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
Статьей 27 Земельного кодекса РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков и определены земельные участки, ограниченные в обороте, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Ограничиваются в обороте земельные участки из состава земель лесного фонда (пункт 2 части 5 указанной статьи).
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 г, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 3 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ).
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 г, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
Частью 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 67 Лесного кодекса РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ).
Лесной реестр в силу пунктов 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса РФ).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
При этом статья 92 Лесного кодекса РФ предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ следует, что нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в 1993 г. составлена Схема перераспределения земель совхоза "Ципиканский" Баунтовского района Республики Бурятия.
Главой администрации Баунтовского района Республики Бурятия от 30 мая 1995г. N 138 постановлено выдать свидетельства на право собственности на земли собственника земельных долей.
Согласно свидетельству на право собственности на землю от 30 октября 1995г. ФИО4 обладала правом общей долевой собственности на землю по "адрес", общей площадью 26 га.
На основании свидетельства на право собственности на землю от 31 декабря 1996г. ФИО2 принадлежало право общей долевой собственности на землю по "адрес", общей площадью 26 га.
По сведениям ЕГРН единое землепользование с кадастровым N***, учтенного в границах кадастрового квартала (совхоз Ципиканский) поставлено на кадастровый учет 14 марта 2006 г, как земли сельскохозяйственного назначения, с видом использования - для сельскохозяйственного производства. Площадь единого землепользования составляла 21 310 000 кв.м. Установлена общедолевая собственность граждан по 1/75 доли в праве за каждым, из них правообладателями земельных долей по 1/75 доли в ЕГРН указаны ФИО1, и ФИО2 Сведения о границах единого землепользования N*** в ЕГРН отсутствуют.
Сведения о едином землепользовании N*** внесены в ЕГРН 14 марта 2006 г. на основании Инвентаризационной описи от 1 августа 2005 г. без номера. В состав единого землепользования входят участки с кадастровыми номерами: N***, N***...
Согласно межевым планам, выполненным 30 апреля 2019 г. кадастровым инженером Гадьяновой Ю.Р-С, из земельного N*** в составе единого землепользования N*** сформированы и выделены спорные земельные участки площадью 260 000 кв.м. каждый.
6 июня 2019 г. между ФИО2 и Гадьяновой Ю.Р-С. заключен договор дарения, по условиям которого Гадьянова Ю.Р-С. получила в дар земельный участок площадью 260 000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" по "адрес".
В этот же день ФИО1 также по договору дарения передан в дар Гадьяновой Ю.Р-С. земельный участок площадью 260 000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" по "адрес".
9 и 4 июля 2019 г, соответственно, зарегистрировано право собственности за Гадьяновой Ю.Р-С. на земельные участки с кадастровыми номерами N*** и N***.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор Баунтовского района Республики Бурятия, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, ссылался на факт незаконного формирования и приобретения в собственность Гадьяновой Ю.Р-С. земельных участков с кадастровыми N*** и N***, ввиду нахождения земельных участков на землях лесного фонда, принадлежащих Российской Федерации, без перевода земель в иную категорию.
Суд первой инстанции, отказывая прокурору Баунтовского района Республики Бурятия в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц в удовлетворении иска, исходил того, что в материалы дела не были представлены доказательства о том, что спорные земельные участки незаконно выбыли из лесного фонда в период формирования совхоза "Ципиканский", а представленные топографические карты Витимского лесничества являются устаревшими материалами и не отражают изменения по состоянию на 2019г.; факт нахождения спорных земельных участков на землях совхоза "Ципиканский" подтверждаются внутрихозяйственной оценкой земель совхоза "Ципиканский" от 1991г. и схемой перераспределения земель совхоза "Ципиканский" от 1993г, указанные документы были разработаны государственным учреждением Восточно-Сибирским государственным научно-исследовательским и проектно-изыскательским институтом по землеустройству ВостсибНИИгипрозем.
Отменяя решение Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 17 февраля 2020 г..в связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями закона и принимая новое решение об удовлетворении иска прокурора Баунтовского района Республики Бурятия в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пунктов 18, 20 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1995 г..N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев", Федеральным законом от 4 декабря 2006 г..N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статей 6, 7, 92, Лесного кодекса РФ, части 1 статьи 101 Земельного кодекса РФ, части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г..N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"(далее - Закон о кадастре), части 6 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статей 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации", утвержденных Верховным Советом РФ 6 марта 1993 г..N 4613-1 (действующих на момент возникновения спорных отношений), пункта 1 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г..N 1064 "О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом", статей 24, 25, 89 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 N 1103-1, статьи 1.2.
Закона РФ от 21 февраля 1992г. 2395-1 "О недрах", пришел к выводу, что лесное законодательство, действующее в указанный период, не предусматривало полномочий администраций районного и местного уровня на изъятие лесов и (или) перевод их в иную категорию и, соответственно, их предоставление для целей, не связанных с лесопользованием, учитывая положения статьи 8 Лесного кодекса РФ, исходил из отсутствия оснований возникновения права собственности у ответчика, а постановление администрации Баунтовского района Республики Бурятия от 30 мая 1995 г..N 138 не является решением, указанным в пунктах 18, 20 Рекомендаций от 1 декабря 1995 г..N 96, поскольку не содержит волеизъявления органа местного самоуправления о передаче земли в общую собственность участников (членов) совхоза, свидетельства о праве собственности на землю, выданные ФИО2 и ФИО1, не свидетельствует о законности приобретения ими права собственности на земельные доли, т.е. принято в нарушение действующего лесного и земельного законодательства в спорный период при предоставлении земельных участков в частную собственность, в отсутствие полномочий и права по распоряжению землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, на которых образованы земельные участки с кадастровыми номерами N*** и N***, каждый общей площадью по 260 000 кв.м, которые фактически расположены на землях Витимского лесничества, признанных государственным лесным фондом по материалам лесоустройства 1978г. (в настоящее время лесоустройство Витимского лесничества 2006-2007 г..), действовавшего на момент образования земельного участка с кадастровым номером N***, из которого в дальнейшем были образованы путем выдела спорные земельные участки, ответчиком инициирована постановка земельных участков на государственный кадастровый учет с присвоением иной категории земель (земли сельскохозяйственного назначения), чем земли лесного фонда, тем самым в нарушение прямого запрета осуществлен перевод земель лесного фонда в другую категорию земель и
предоставлены в частную собственность; действующий закон исключал возможность формирования спорных земельных участков, определения им категории земель сельскохозяйственного назначения и регистрацию права собственности регистрирующим органом. Кроме того, исходя из положений статьи 301 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, пришел к выводу, что земельные участки лесного фонда перешли в частную собственность Гадьяновой Ю.Р.-С. в отсутствие воли (против воли) собственника Российской Федерации, незаконно, т.е. с нарушением установленной законом процедуры и императивного запрета на оборот таких земель, фактически не выбыли из федеральной собственности; кроме того, суд, исходя из положений статьи 95 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г, части 1 статьи 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г..N 2395-1 "О недрах", указал, что на территории кварталов 696, 970 находятся месторождения полезных ископаемых (золото), при этом из протокола Бурятской территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых от 16 марта 2001 г..усматривается, что данное месторождение рассыпного золота зафиксировано и учтено в 1983 г, участки недр не могут быть изъяты из гражданского оборота и никому не могут принадлежать, кроме государства; в связи с установленными обстоятельствами признал отсутствующим право собственности Гадьяновой Ю.Р.-С. на земельные участки с кадастровыми номерами N*** и N***, каждый общей площадью по 260 000 кв.м, расположенными по "адрес", со снятием спорных участков с государственного кадастрового учёта.
Нельзя согласиться с доводами кассационной жалобы о неприменении судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениями положений частей 3 и 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее Закона N 172-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ положения части 3 настоящей статьи Закона не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) и в Закон N 218-ФЗ.
В силу статьи 14 Закона N 172-ФЗ (в редакции Закона N 280-ФЗ), если права правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г. и в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре (далее - ГЛР), лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21 сентября 2017 г. N 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра, если их права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г.
Суд апелляционной инстанции, исходя из материалов дела, установил, что земельные участки с кадастровыми номерами N*** и N*** в нарушение действующего законодательства образованы, соответственно, полностью и из части лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Спорные земельные участки с назначением "земли сельскохозяйственного назначения" поставлены на кадастровый учет после 1 января 2016 г, в связи с чем положения пункта 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ не подлежат применению, следовательно, доводы кассатора об обратном неправомерны.
Согласно положениям статьи 37 Лесного кодекса РСФСР, статьи 63 Лесного кодекса 1997 г, статьи 8 Земельного кодекса РФ, статьи 15 Федерального закона N 172-ФЗ от 21 декабря 2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в их системной взаимосвязи перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства или осуществлением лесного пользования в лесах второй и третьей групп производится органом исполнительной власти Российской Федерации.
Доказательств того, что участок лесного фонда, из которого образованы спорные земельные участки, переведен в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, или в порядке статьи 8 Земельного кодекса РФ и Закона N 172-ФЗ, не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы об использовании земельного участка по назначению предшественником ответчика со ссылкой на акт государственного органа земельного надзора N 24 от 20 сентября 2007г, материалы дела не содержат данных о том, что на спорных земельных участках осуществлялась либо осуществляется в настоящее время сельскохозяйственная деятельность, наоборот, границы спорных земельных участков сформированы на местности лишь в 2019г, представлены доказательства тому, что в 2018 г. ООО "Прииск Ципиканский" на арендованном лесном участке в соответствии с планом развития горных пород, утвержденным Ростехнадзором, произведены вскрышные работы (акт от 13 декабря 2018 г. N 26 осмотра части лесного участка на предмет соблюдения арендатором условий договора аренды, подписанным представителем Витимского лесничества, акт приемки-сдачи рекультивированных земель от 13 декабря 2018 г, составленный постоянной комиссией по рекультивации при администрации МО "Баунтовский эвенкийский район" (т. 1 л.д. 50, 51).
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции правомерно установил, что в ЕГРН сведения о границах Викимского лесничества, как ранее учтенные по лесоустройству 1978г, внесены в 2008г, право собственности ответчика на спорные участки зарегистрировано в 2019г, то есть позже 1 января 2016 г, а выданные 23 октября 1995 г. и 31 декабря 1996 г. Бауитовским районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству па основании постановление администрации Баунтовского района Республики Бурятия от 30 мая 1995 г. N 138 выданы свидетельства о праве собственности на земельные доли ФИО1 и ФИО2, на основании которых последние распорядились своими земельными долями, подарив их ответчику Гадьяновой Ю.Р-С, отсутствует указание, как на площадь, место их нахождения, так и на размер предоставленных им в собственность земельных долей (т. 1 л.д. 136 - 137, т.3 л.д. 31 - 32).
При установленных судом апелляционной инстанции данных и требованиях приведенного закона, следует признать верным вывод суда о том, что при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, спорный земельный участок с кадастровым номером N*** (в настоящее время кадастровый N***) признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Утверждение подателя кассационной жалобы о процессуальном нарушении, выразившемся в заинтересованности специалиста ФГБУ "Рослесинфорг", заключения и пояснения которого приняты судом апелляционной инстанции в качестве доказательств, в исходе настоящего дела ввиду его прямой зависимости от Федерального агентства лесного хозяйства, подлежат отклонению.
Давая оценку заключениям ФГБУ "Рослесинфорг" в лице Бурятского филиала о пересечении (наложении) спорных земельных участков на земли лесного фонда, суд апелляционной инстанции указал, что исполнение поручения Правительства РФ от 6 июля 2017г. N ДК-П13- 182пр в субъектах РФ созданы региональные межведомственные группы в целях решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений ЕГРН и государственного лесного реестра, в состав которых входят представители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений, территориальных органов Рослесхоза, ФГБУ "Рослесинфорг", территориальных органов Росреестра, филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра", а также иных органов государственной власти, в том числе органов прокуратуры и МВД России. Целью деятельности этих рабочих групп является проведение работ по выявлению случаев незаконного возникновения прав на земельные участки, которые в соответствии со сведениями государственного лесного реестра относятся к землям лесного фонда, а в соответствии с ЕРГР - к землям иных категорий. Положением Бурятского филиала ФГБУ "Рослесинфорг", Уставом ФГБУ "Рослесинфорг", утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 3 декабря 2018 г. N 998, предусмотрено, что к полномочиям данного государственного учреждения отнесена подготовка заключений о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, в том числе с целью выявлению случаев незаконного возникновения прав па участки лесного фонда.
При подготовке заключения в соответствии с приказом Рослесхоза от 1 февраля 2018 г. N 41"Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке" ФГБУ "Рослесинфорг" использованы сведения государственного лесного реестра (материалы лесоустройства; лесоустроительные планшеты в масштабе 1:25 000, космоснимки, сведения ЕГРН). Указанные заключения наряду с совокупностью собранных по делу доказательств позволило дать однозначный ответ на вопрос о том, имеется ли наложение границ земель лесного фонда на границы земельных участков, принадлежащих Гадьяновой Ю.Р.-С. на праве собственности.
Судом апелляционной инстанции на основании материалов дела установлено, что собственником лесного участка Багдаринского участкового лесничества Витимского лесничества площадью 5298989 га, с условным кадастровым номером N*** (с 12 ноября 2010 г. лесной участок в границах Витимского лесничества указанной площадью имеет кадастровый номер N***) является Российская Федерация, согласно свидетельству о государственной регистрации права серии N*** Право собственности за Российской Федерацией на лесной участок с кадастровым номером N***, зарегистрировано в ЕГРН 29 февраля 2008 г, в силу закона - части 6 статьи 47 Закона о кадастре, лесной земельный участок признан ранее учтенным объектом недвижимости, а план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Согласно материалам лесоустройства Витимского лесничества 1978 г. и действующего в настоящее время лесоустройства 2006-2007 г, описание лесного участка Витимского лесничества включает лесные участки, в том числе Багдаринского участкового лесничества площадью 574922 га, в котором выделены квартала 968-970. На территории лесного участка установлены лесоустроительные знаки (столбы), обозначающие границы кварталов 969, 970 (представлены фотоснимки.
Распоряжением от 30 марта 2018 г. N предоставило ООО "Прииск Ципиканский", имеющего лицензию на пользование недрами УДЭ 01794 БР на срок 25 лет, часть лесного участка 62, 5 га, образованного в границах Витимского лесничества Богдаринского участкового лесничества Баунтовского эвенкийского района в части выдела 2 квартала 968, части выделов 3, 4, 5, 6, 7, 11, 16, 17 квартала 969, части выдела 2 квартала 970 Багдаринского участкового лесничества с кадастровым номером N*** для выполнения работ по геологическому изучению недр, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях договора аренды от 3 апреля 2018 г, границы с описанием характерных точек в системе координат МСК 03 части лесного участка предоставленного в аренду, определены на схеме расположения лесного участка в приложении N 1 к договору; на основании распоряжения от 10 июня 2019 г. N, договора аренды от 13 июня 2019 г. N, договора аренды части лесного участка N от 18 ноября 2019г. лесной участок площадью 86, 82 га, образованный в границах Витимского лесничества Богдаринского участкового лесничества Баунтовского эвенкийского района в части выдела "данные изъяты", вновь был предоставлен в аренду ООО "Прииск Ципиканский", с описанием характерных точек его границ в системе координат МСК 03 части лесного участка. Из заключений ФГБУ "Рослесинфорг" от 22 августа 2019 г, объяснений специалиста Бурятского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" ФИО3 следует, что земельный участок N*** площадью 260 000 кв.м. полностью пересекает земли лесного фонда в части выделов 3, 4 квартала 969, части выделов 1, 2 квартала 970; земельный участок N*** площадью 260 000 кв.м. - в части выделов 3, 4 квартала 969, части выдела 2 квартала 970 Витимского лесничества Богдаринского участкового лесничества (т. 1 л.д. 20 - 21, 36, 37 - 38, 40 - 46, т. 2 л.д. 113 - 116, т.3 л.д. 113, т. 4 л.д. 119 - 121 т. 5 л.д. 50).
Довод кассационной жалобы о запрете судьи Чупошева Е.Н. на повторное участие в рассмотрении настоящего гражданского дела в составе судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда республики Бурятия отклоняется судом кассационной инстанции, как основанный на ошибочном толковании норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу части 1 статьи 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Статьей 17 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде первой, кассационной или надзорной инстанции (часть 3).
Таким образом, по смыслу приведенного выше правового регулирования запрет на повторное участие судьи в рассмотрении одного и того же гражданского дела в различных судебных инстанциях обусловлен соблюдением принципов самостоятельности и независимости судебной власти, а также права каждого на справедливое разбирательство дела независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Рассмотрение спора судом в незаконном составе относится к числу существенных нарушений процессуального права ввиду прямого указания на это в законе.
Как следует из материалов дела, отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 27 июля 2020 г. и направляя дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в своем определении от 14 января 2021 г. не указал на повторное рассмотрение дела апелляционным судом в ином составе судей, при таких обстоятельствах повторное участие судьи Чупошева Е.Н. в рассмотрении этого дела вновь в суде апелляционной инстанции не является нарушением закона.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном отказе в привлечении к участию в деле предыдущих собственников спорных земельных участков ФИО1 и ФИО2, не основаны на процессуальном законе.
Предметом настоящего спора являются определенные земельные участки, судьба которых разрешена. История образования земельных участков подробно исследована апелляционной инстанцией, обоснованность изложения подтверждена материалами дела. ФИО1 и ФИО2 принадлежали земельные доли в составе единого землепользования с кадастровым номером N*** без указания на площадь, установления границ (привязки на местности) и определенного места их нахождения, после проведения межевых работ земельные участки были отчуждены ответчику безвозмездно, в дар, в связи с чем спорные земельные участки принадлежали только ответчику Гадьяновой Ю.Р-.С. и разрешение их судьбы прав иных лиц не затрагивает.
Поскольку материалами дела подтвержден факт образования земельного участка единого землепользования, из которого образованы спорные участки, и факт образования спорных участков с нарушениями требований закона, вопреки законодательному запрету, в связи с чем иск прокурора Баунтовского Республики Бурятия подлежал удовлетворению.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судом апелляционной инстанции определены верно, выводы суда подтверждены исследованными судом доказательствами, соответствуют требованиям приведенного закона к спорным правоотношениям, нарушений требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ при оценке доказательств судом допущено не было.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании закона, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку, фактически сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Несогласие с выводами суда само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального и материального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра обжалуемого судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 29 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Гадьяновой Ю.Р.-С. - Ябжанова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.