N 88-19702/2021
г. Кемерово 8 декабря 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Фроловой Т.В.
рассмотрел материал N 13-69/2021 по заявлению Управления Федерального казначейства по Иркутской области об изменении порядка исполнения решения Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 11 ноября 2014 г. по гражданскому делу N 2-4205/20214 (УИД: 38RS0032-01-2014-005119-09) по иску прокурора Падунского района города Братска Иркутской области в интересах несовершеннолетней Петренко Кристины Евгеньевны к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании задолженности по ежемесячны платежам в возмещение вреда, причиненного здоровью, понуждении к выплате капитализированных платежей, по кассационной жалобе Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 11 марта 2021 г. и апелляционное определение Иркутского областного суда от 6 сентября 2021 г,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федерального казначейства по Иркутской области (далее - УФК по Иркутской области), действующее в интересах Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) обратилось с заявлением об изменении порядка исполнения решения Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 11 ноября 2014 г. по гражданскому делу N 2-4205/20214 (УИД: 38RS0032-01-2014-005119-09) по иску прокурора Падунского района города Братска Иркутской области в интересах несовершеннолетней Петренко Кристины Евгеньевны (далее - Петренко К.Е.) к Минфину России о взыскании задолженности по ежемесячны платежам в возмещение вреда, причиненного здоровью, понуждении к выплате капитализированных платежей.
В обоснование заявления УФК по Иркутской области указало, что решением Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 11 ноября 2014 г. с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу Петренко К.Е. взысканы: единовременно задолженность по ежемесячным выплатам в связи с потерей кормильца за период с 1 января 2011 г. по 31 августа 2014 г. включительно в размере 85 248, 12 рублей, ежемесячно с 1 сентября 2014 г. выплата в связи с потерей кормильца в размере 2 578, 94 рублей.
Исполнительный лист по данному делу направлен в Минфин России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статьей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определен государственный орган, уполномоченный производить капитализированные повременные платежи с Российской Федерации с 1 января 2020 г. - Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статьей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
УФК по Иркутской области просило суд изменить способ и порядок исполнения решения Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 11 ноября 2014 г. заменив Минфин России на уполномоченный орган - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Определением Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 11 марта 2021 г. заявление УФК по Иркутской области удовлетворено. Изменен порядок исполнения решения Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 11 ноября 2014 г. по гражданскому делу N 2-4205/2014 по иску прокурора Падунского района г. Братска в интересах несовершеннолетней Петренко К.Е. к Минфину России о взыскании задолженности по ежемесячным платежам в возмещение вреда, причиненного здоровью, понуждении к выплате капитализированных платежей, Минфин России заменен на уполномоченный орган - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Апелляционным определением Иркутского областного суда от 6 сентября 2021 г. определение Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 11 марта 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем Фонда социального страхования Российской Федерации ставится вопрос об отмене определения Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 11 марта 2021 г. и апелляционного определения Иркутского областного суда от 6 сентября 2021 г, как незаконных.
В соответствии с ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных постановлений в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с п. 3 ст. 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В абз. 2 п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" дано разъяснение, что если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации. Данное Постановление вступило в силу с 1 января 2020 г.
В соответствии с п. 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 11 ноября 2014 г. с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу Петренко К.Е. взыскана единовременно задолженность по ежемесячным выплатам в связи с потерей кормильца за период с 1 января 2011 г. по 31 августа 2014 г. включительно в размере 85 248, 12 рублей. На Минфин России возложена обязанность производить Петренко К.Е. за счет казны Российской Федерации выплаты в связи с потерей кормильца в размере 2 578, 94 рублей ежемесячно, начиная с 1 сентября 2014 г. до ее совершеннолетия, а в случае обучения - до окончания обучения в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет с индексацией в установленном законом порядке.
Решение Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 11 ноября 2014 г. вступило в законную силу 23 декабря 2014 г.
20 января 2015 г. Кировским районным судом города Иркутска Иркутской области выданы исполнительные листы N, N для принудительного исполнения.
Исполнительный лист N, выданный законному представителю несовершеннолетней Петренко К.Е. - К.Н.И. 20 января 2015 г. полностью оплачен в сумме 85 248, 12 рублей и возвращен в Кировский районный суд города Иркутска Иркутской области 1 июля 2015 г.
Исполнительный лист N, выданный законному представителю несовершеннолетней Петренко К.Е. - К.Н.И. 20 января 2015 г, находится на исполнении в Минфине России.
Обращаясь с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 11 ноября 2014 г. УФК по Иркутской области в качестве основания, влекущего необходимость изменения способа и порядка исполнения судебного акта, ссылалось на введение в действие с 1 января 2020 г. Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Удовлетворяя заявление и изменяя порядок исполнения решения Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 11 ноября 2014 г. путем замены Минфина России на уполномоченный орган - Фонд социального страхования Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что после введения в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 в силу нового правового регулирования Минфин России прекращает производить выплаты капитализированных повременных платежей гражданам, с 1 января 2020 г. государственным органом, уполномоченным производить ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровья является Фонд социального страхования Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что выплаты производимые Минфином России в пользу Петренко К.Е. не являются капитализированными повременными платежами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку сводятся к несогласию с обстоятельствами, установленными судом при рассмотрении по существу иска прокурора Падунского района г. Братска в интересах несовершеннолетней Петренко К.Е.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, сводятся к несогласию с обстоятельствами, установленными решением Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 11 ноября 2014 г.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
определение Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 11 марта 2021 г. и апелляционное определение Иркутского областного суда от 6 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья Т.В. Фролова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.