Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1242/2021 (УИД: 24RS0040-01-2021-000957-20) по иску Лободы Валентины Федоровны к Управлению жилищного фонда Администрации города Норильска, о признании решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей незаконным, возложении обязанности восстановить на учете и признании права на получение социальной выплаты, по кассационной жалобе Лободы Валентины Федоровны на решение Норильского городского суда Красноярского края от 6 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения Лободы Валентины Федоровны и ее представителя адвоката Доложевской Натальи Владимировны, действующей на основании ордера, поддержавших доводы кассационной жалобы, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лобода Валентина Федоровна (далее - Лобода В.Ф.) обратилась с иском к Управлению жилищного фонда Администрации города Норильска о признании решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей незаконным, возложении обязанности восстановить на учете и признании права на получение социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований Лобода В.Ф. указала, что состояла на учете в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "пенсионеры".
В 2019 году Лободой В.Ф. подано заявление с необходимыми подтверждающими документами в Управление по переселению Администрации г. Норильска на участие в подпрограмме "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" государственной программы Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан" по переселению граждан, проживающих в г. Норильске и г. Дудинка на 2020 год.
О принятом решении по заявлению Лобода В.Ф. была уведомлена по домашнему адресу почтовым отправлением, ей были направлены уведомление от 6 февраля 2020 г. и выписка из письма министерства строительства Красноярского края от 21 января 2020 г. N в адрес начальника Управления жилищного фонда Администрации г. Норильска.
Указанное решение Лободой В.Ф. было обжаловано в судебном порядке, но в удовлетворении ее требований было отказано.
Поскольку решение о снятии с учета Лободе В.Ф. не направлялось, то она через МФЦ г. Норильска направила необходимые документы для участия в ведомственной целевой программе и предоставлении государственного жилищного сертификата в 2021 году.
Управлением жилищного фонда Администрации г. Норильска Лободе В.Ф. направлен ответ от 29 декабря 2020 г, из которого она узнала, что 15 июля 2020 г. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
С данным решением Лобода В.Ф. не согласна и считает его незаконным, поскольку ответчик указывает, что произошло изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания ее нуждающейся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета. Однако конкретная причина снятия с учета не указана, изменение каких других условий произошло Лободе В.Ф. не известно, в ответе Управления жилищного фонда Администрации г. Норильска от 29 декабря 2020 г. это не указано, имеется только ссылка на уведомление от 20 июля 2020 г, где сообщается, что распоряжением от 15 июля 2020 г. N Лобода В.Ф. снята с учета.
Обращаясь с иском в суд, Лобода В.Ф. ссылалась на то, что данным решением нарушаются ее права. Она полностью соответствует условиям, предусмотренным Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Лобода В.Ф. просила суд признать незаконным распоряжение Управления жилищного фонда Администрации г. Норильска от 15 июля 2020 г. N, обязать Управление жилищного фонда Администрации г. Норильска восстановить на учете в качестве нуждающихся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, признать право на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и принятой в его исполнение подпрограммы на 2021 год, направить учетное дело в Министерство строительства Красноярского края.
Решением Норильского городского суда Красноярского края от 6 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 сентября 2021 г. в удовлетворении исковых требований Лободы В.Ф. отказано.
В кассационной жалобе Лободой В.Ф. ставится вопрос об отмене решения Норильского городского суда Красноярского края от 6 апреля 2021г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 сентября 2021 г, как незаконных.
На кассационную жалобу представителем Министерства строительства Красноярского края принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель ответчика Управления жилищного фонда Администрации г. Норильска, сведений о причине неявки не представил, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства Красноярского края, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 24 июня 2015 г. Лобода В.Ф. обратилась в Администрацию г. Норильска с заявлением о включении ее в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на территории Новосибирской области, на состав семьи из одного человека. При этом в заявлении истцом указано, что совместно с ней проживают - Л.А.Н. (супруг) и Л.Д.А. (сын), а также что она и члены ее семьи жилых помещений на территории Российской Федерации (жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) в собственности не имеют.
Согласно распоряжению Управления жилищного фонда Администрации г. Норильска от 7 июля 2015 г. N Лобода В.Ф. поставлена на учет в Администрации г. Норильска в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с 24 июня 2015 г. по категории "пенсионеры".
Лобода В.Ф. с 28 октября 1977 г. состояла в зарегистрированном браке с Л.А.Н, брак расторгнут 29 июня 2019 г.
В период брака супруг Лободы В.Ф. - Л.А.Н. получил в порядке наследования квартиру N в доме N по ул. "адрес". О наличии в собственности члена ее семьи (супруга) жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера, Лобода В.Ф. Администрацию г. Норильска на момент подачи заявления о постановке на учет от 24 июня 2015 г. не уведомила.
Управлением жилищного фонда Администрации г. Норильска в адрес Лободы В.Ф. направлялись копии уведомления от 3 апреля 2018 г. N и выписки из письма Министерства строительства Красноярского края от 16 марта 2018 г. N, из которых следует, что учетное дело Лободы В.Ф. было возращено в связи с разъяснением министерства "О порядке учета в качестве члена семьи участника подпрограммы" (письмо от 8 ноября 2017 г. N), а именно, учетные дела граждан подлежат возврату, так как супруги заявителей, которые являются членами семей получателей подпрограммы, отказываются принимать участие в подпрограмме в составе семьи заявителя, в связи с чем социальная выплата гражданину - участнику подпрограммы представлена быть не может.
О данной позиции министерства строительства Красноярского края Лобода В.Ф. также была информирована уведомлением Управления жилищного фонда Администрации г. Норильска от 27 февраля 2019 г. N, где также разъяснено, что в случае, если супруг гражданина - участника подпрограммы отказывается принимать участие в подпрограмме в составе семьи заявителя, социальная выплата гражданину - участнику подпрограммы представлена быть не может.
Кроме того, Управлением жилищного фонда Администрации г. Норильска Лободе В.Ф. направлялись уведомление от 12 февраля 2019 г. N и выписка из письма Министерства строительства Красноярского края от 23 января 2019 г. N, из которых следует, что учетное дело Лободы В.Ф. было возращено, с указанием о том, что заявитель находится в браке с гражданином, имеющим в собственности жилое помещение за пределами районов Крайнего Севера.
21 января 2020 г. министерство строительства Красноярского края письмом N информировало Управление жилищного фонда Администрации г. Норильска о возврате учетных дел граждан, в том числе Лободы В.Ф.
Согласно указанному выше письму, основанием возврата учетного дела Лободы В.Ф. явилось наличие у супруга заявителя, брак с которым прекращен 29 июня 2019 г, в собственности с 11 августа 1999 г. жилого помещения в Новосибирской области, указано на то, что семья Лободы В.Ф. принята на учет неправомерно, о чем Лобода В.Ф. была информирована уведомлением от 6 февраля 2020 г. N.
Решение Министерства строительства Красноярского края от 21 февраля 2020 г. N о возврате учетного дела Лобода В.Ф. обжаловала в суд.
Решением Норильского городского суда Красноярского края от 25 мая 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 августа 2020 г, в удовлетворении требований Лободы В.Ф. к Управлению жилищного фонда Администрации г. Норильска, Министерству строительства Красноярского края о признании решения от 21 января 2020 г. N о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей незаконным, признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанности предоставить социальную выплату в виде свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения (на состав семьи указанный в заявлении) в рамках реализации подпрограммы отказано в полном объеме.
Распоряжением Управления жилищного фонда Администрации г. Норильска от 15 июля 2020 г. N, с учетом решения Норильского городского суда от 25 мая 2020 г. Лобода В.Ф. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании подп. "и" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, в связи с наличием у супруга (брак прекращен 29 июня 2019 г.) жилья с 11 августа 1999 г. (свидетельство о праве на наследство от "дата") в Новосибирской области. Также основанием снятия Лободы В.Ф. с учета указано письмо министерства от 21 января 2020 г. N "О возврате учетных дел"; письмо правового управления от 19 июня 2020 г. N "По вопросу снятия с учета граждан".
Разрешая исковые требования о признании незаконным распоряжения Управления жилищного фонда Администрации города Норильска от 15 июля 2020 г. N об исключении Лободы В.Ф. из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения указанных требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что обязательным требованием к гражданину, претендующему на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера, является отсутствие жилых помещений у него и (или) членов его семьи за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Однако Лобода В.Ф, подавая 24 июня 2015 г. в Администрацию г. Норильска заявление о включении ее в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на территории Новосибирской области, предоставила недостоверные сведения, указав, что она и члены ее семьи жилых помещений на территории Российской Федерации (жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) в собственности не имеют.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Лободы В.Ф. и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам, приведенным в кассационной жалобе и материалам дела, не усматривает, поскольку выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Порядок предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируется положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").
Статьей 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции, действовавшей до 20 июля 2020 г.) установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Положениями ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определено, что членами семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Порядок регистрации и учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 (далее - Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
Пунктами 24, 25 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п. 17 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Подпунктом "в" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлено, что основанием для снятия с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья является выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений.
Подпунктом "и" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в редакции, действовавшей до 12 октября 2020 г, было установлено, что основанием для снятия с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья являются изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, регулирующими спорные правоотношения, установив, что Лобода В.Ф, подавая 24 июня 2015 г. в Администрацию г. Норильска заявление о включении ее в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на территории Новосибирской области, предоставила недостоверные сведения, указав, что она и члены ее семьи жилых помещений на территории Российской Федерации (жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) в собственности не имеют, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Лободы В.Ф, поскольку одним из обязательных условий возникновения права на получение жилищной субсидии является отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, у гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г, и (или) членов его семьи, а в случае, если жилые помещения имеются, то граждане должны являться нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не принимаются во внимание доводы жалобы истца о поддержании судами позиции стороны ответчика, поскольку судами в судебных актах оценена позиция обеих сторон.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может принять во внимание и доводы жалобы о том, что на момент снятия истца с учета Лобода А.Н. не являлся ее супругом, жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера Лобода В.Ф. как не имела, так и не имеет, поскольку при постановке на учет Лобода В.Ф. указала своего супруга в качестве члена семьи, в связи с чем, не соответствовала условиям, с которыми закон связывает возможность возникновения права на получение жилищной субсидии.
Выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное от судебных инстанций толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судами нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Норильского городского суда Красноярского края от 6 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лободы Валентины Федоровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.