Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-322/2021 (УИД: 38RS0021-01-2021-001633-88) по иску Кайсарова Михаила Михайловича к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным отказа во включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании признать право на получение меры социальной поддержки, произвести социальную выплату, по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 14 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кайсаров Михаил Михайлович (далее - Кайсаров М.М.) обратился с иском к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району" (далее - ОГКУ "УСЗН по Слюдянскому району"), Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным отказа во включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании признать право на получение меры социальной поддержки, произвести социальную выплату.
В обоснование заявленных требований Кайсаров М.М. указал, что ОГКУ "УСЗН по Слюдянскому району" ему отказано во включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий.
Отказ во включение в список мотивирован тем, что удостоверение ветерана боевых действий получено Кайсаровым М.М. после 1 января 2005г, в связи с чем, право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в том числе по обеспечению жильем, возникло у него после 1 января 2005 г, следовательно, обеспечить его жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не представляется возможным.
С отказом ОГКУ "УСЗН по Слюдянскому району" Кайсаров М.М. не согласен, поскольку действующее законодательство разграничивает порядок обеспечения жильем категорий граждан, к которым он относится, в зависимости от времени принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, до или после 1 января 2005 г, а не в зависимости от времени получения соответствующего удостоверения ветерана боевых действий.
С 17 июля 1997 г. Кайсаров М.М. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, является ветераном боевых действий. Вместе с тем, социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения до настоящего времени им не получена.
Кайсаров М.М. просил суд признать незаконным отказ ОГКУ "УСЗН по Слюдянскому району" во включении в список претендентов на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ОГКУ "УСЗН по Слюдянскому району" признать право на меру социальной поддержки и включить в список претендентов на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения, обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области произвести социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета в порядке очередности.
Решением Слюдянского районного суда Иркутской области от 14 апреля 2021 г. исковые требования Кайсарова М.М. удовлетворены. Отказ ОГКУ "УСЗН по Слюдянскому району" во включении Кайсарова М.М. в список претендентов на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения признан незаконным. На ОГКУ "УСЗН по Слюдянскому району" возложена обязанность признать право Кайсарова М.М. на меру социальной поддержки и включить его в список претендентов на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения, произвести Кайсарову М.М. социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет нуждающихся, с 17 июля 1997 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 августа 2021 г. решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 14 апреля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ставится вопрос об отмене решения Слюдянского районного суда Иркутской области от 14 апреля 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 августа 2021 г, как незаконных.
На кассационную жалобу Кайсаровым М.М. принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Кайсаров М.М, представители ответчиков ОГКУ "УСЗН по Слюдянскому району", Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ФКУ "Объединенная дирекция реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в период с 23 декабря 1994 г. по 19 октября 1996 г. Кайсаров М.М. (ранее К.М.М.) проходил службу в в/ч "данные изъяты", в период с 20 февраля 1996 г. по 17 сентября 1996 г. принимал участие в боевых действиях в Чеченской Республике, что подтверждается копией военного билета, а также архивной справкой ФГКУ "Центральный архив войск национальной гвардии Российской Федерации" от 11 марта 2021 г. N.
Постановлением исполняющего обязанности мэра Слюдянского района от 17 июля 1997 г. N Кайсаров М.М. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в списки первоочередного предоставления жилых помещений как участника боевых действий в Чеченской Республике.
26 января 2005 г. Кайсарову М.М. выдано удостоверение "Ветеран боевых действий" N.
Согласно справке администрации Слюдянского городского поселения от 29 ноября 2019 г. N на 1 января 2005 г. Кайсаров М.М. проживал со своей семьей (женой и двумя детьми) в квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 35 кв.м. Жилое помещение принадлежит жене - К.Н.Н. В настоящее время Кайсаров М.М. является нуждающимся в жилом помещении, жилищные условия не изменились.
Кайсаров М.М. обратился в ОГКУ "УСЗН по Слюдянскому району" по вопросу предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Из ответа ОГКУ "УСЗН по Слюдянскому району" от 10 июля 2020 г. N следует, что включение Кайсарова М.М. в список на предоставление социальных выплат гражданам, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не предоставляется возможным в связи с тем, что документ, подтверждающий наличие категории ветерана боевых действий до 1 января 2005 г, Кайсаровым М.М. не представлен.
Кайсарову М.М. до настоящего времени меры социальной поддержки по обеспечению жильем не предоставлялись.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 6, подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 9 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 3, п. 2 ст.4 Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 г. N 6-ОЗ "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области", п. 12 Положения о порядке и условиях предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан в Иркутской области, исходил из того, что Кайсаров М.М. является ветераном боевых действий, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготной очереди до 1 января 2005 г, и у него с 1 января 2004 г. возникло право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем как ветерана боевых действий.
Проверяя законность и обоснованность решения, постановленного судом первой инстанции, с данными выводами суда и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов нижестоящих судов незаконными, исходя из следующего.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г.
Следовательно, лица, принимавшие участие в боевых действиях в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г, признаются ветеранами боевых действий.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Иркутской области от 4 апреля 2008 г. N 6-ОЗ "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области", принятым Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 21 марта 2008 г. N 41/16а-ЗС, установлено, что форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем определяется, в том числе, для отдельных категорий ветеранов и членов их семей - в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ) (ст. 2).
Мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется отдельным категориям граждан, указанным в статье 2 настоящего Закона (далее - граждане), в форме социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений (далее - социальная выплата).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 г. N 6-ОЗ предоставление гражданам жилых помещений осуществляется путем приобретения жилых помещений в собственность граждан с использованием социальных выплат.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 г. N 6-ОЗ предоставление социальных выплат гражданам, за исключением граждан, указанных в абзаце втором настоящей части, производится в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на предоставление социальных выплат.
Предоставление социальных выплат гражданам, относящимся к категории инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны (из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ), производится вне очереди.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", ветераны боевых действий реализуют свои права и льготы на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Из анализа указанных положений действующего законодательства, следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п. 6 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, обращение в компетентные органы до 1 января 2005 г. с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Поскольку с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий Кайсаров М.М. обратился до 1 января 2005 г, в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий, но при наличии документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у Кайсарова М.М. права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом "О ветеранах" являются правильными, соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам дела.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Нельзя признать обоснованными суждения в кассационной жалобе о том, что удостоверение ветерана боевых действий выдано Кайсарову М.М. впервые в январе 2005 г, следовательно, он был неправомерно включен в список отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, а потому не имеет права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 6 декабря 2018 г. N 3107-О, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Кайсаров М.М. данным критериям соответствует, что в дальнейшем, было подтверждено выдачей удостоверения установленного образца, которое не аннулировано и недействительным не признано.
Как следует из материалов дела, условие о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. Кайсаровым М.М. соблюдено.
Мера социальной поддержки в виде обеспечения Кайсарова М.М, нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшего на учет до 1 января 2005 г, гарантируется Федеральным законом "О ветеранах" вне зависимости от времени получения им соответствующего удостоверения о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим законом.
Поскольку с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий Кайсаров М.М. обратился до 1 января 2005 г, в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий, которые в тот период не оформлялись, но при наличии документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях, подтверждающих выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у Кайсарова М.М. права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом "О ветеранах" являются правильными и соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 14 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.