Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-190/2021, УИД: 22RS0037-01-2021-000111-51 по иску прокурора Мамонтовского района Алтайского края, поданному в интересах Лебедевой Татьяны Алексеевны, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Павловском районе Алтайского края (межрайонное) о включении периодов деятельности в стаж работы в сельском хозяйстве, установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, по кассационной жалобе Лебедевой Татьяны Алексеевны на решение Павловского районного суда Алтайского края от 18 марта 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, поддержавшего доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Мамонтовского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Лебедевой Т.А, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Павловском районе Алтайского края (межрайонное) (далее по тексту также ГУ УПФ РФ в Павловском районе Алтайского края) о включении периодов деятельности в стаж работы в сельском хозяйстве, установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Требования мотивированы тем, что Лебедевой Т.А. в ГУ УПФ РФ в Павловском районе Алтайского края было подано заявление об установлении ей повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с наличием стажа работы в сельском хозяйстве.
Решением ГУ УПФ РФ в Павловском районе Алтайского края от 29 апреля 2019 г. N Лебедевой Т.А. отказано в установлении такой выплаты по причине отсутствия необходимой продолжительности работы в сельском хозяйстве.
Согласно решению пенсионного органа продолжительность сельского стажа Лебедевой Т.А. составляет 17 лет 9 месяцев 22 дня, что менее требуемой продолжительности стажа работы в сельском хозяйстве. В сельский стаж не включены периоды работы истицы: с 1 января 1992 г. по 31 декабря 2008 г. в СПК "им. Чапаева" в качестве заведующей столовой - поваром; с 21 июля 2009 г. по 18 декабря 2009 г. в качестве заведующей столовой - поваром в СПК "Сусловский", поскольку такие должности не предусмотрены списками профессий, работа в которых включается в специальный сельский стаж.
Прокурор полагает, что отказ ГУ УПФ РФ в Павловском районе Алтайского края во включении истцу указанных периодов в сельский стаж является незаконным, ввиду чего просил суд обязать ответчика включить Лебедевой Т.А. в стаж работы в сельском хозяйстве периоды работы с 1 января 1992 г. по 10 февраля 1998 г. в колхозе им. Чапаева в должности повара; с 10 февраля 1999 г. по 17 апреля 2001 г. в должности заведующей столовой в колхозе им.Чапаева; с 18 апреля 2001 г. по 31 декабря 2008 г. в СПК "им. Чапаева" в должности заведующей столовой и заведующей складом; с 21 июля 2009 г. по 18 декабря 2009 г. в СПК "Сусловский" в должности заведующей столовой - повара; установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и произвести начисление и выплату повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, начиная с 23 апреля 2019 г.
Решением Павловского районного суда Алтайского края от 18 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 июня 2021 г, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Лебедева Т.А. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы участвующим в деле прокурором прокуратуры Алтайского края, а также представителем ответчика принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, поддержавшего доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Лебедева Т.А. является получателем страховой пенсии по старости с 18 августа 2012 г.
Стаж работы истца с 25 сентября 1974 г. по 1 января 1992 г. пенсионным органом был включен в сельский стаж и предметом спора не является.
23 апреля 2019 г. Лебедева Т.А. обратилась к ответчику с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты в связи с работой в сельском хозяйстве по документам выплатного дела.
Решением ГУ УПФ РФ в Павловском районе Алтайского края от 29 апреля 2019 г. N истцу было отказано в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в сельском хозяйстве, ввиду отсутствия требуемой продолжительности (30 календарных лет). Периоды работы с 1 января 1992 г. по 31 декабря 2008 г. в СПК "им. Чапаева" в качестве заведующей столовой-поваром, с 21 июля 2009 г. по 18 декабря 2009 г. в СПК "Сусловский" в качестве заведующей столовой-поваром не включены в работу в сельской местности, поскольку должности не предусмотрены списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 (далее по тексту также Список N 1440). Продолжительность сельского стажа Лебедевой Т.А. составила 17 лет 9 месяцев 22 дня.
Из записей в трудовой книжке Лебедевой Т.А. следует, что 21 сентября 1975 г. она была принята в члены колхоза имени Чапаева, с 10 февраля 1989 г. по 10 февраля 1995 г. работала поваром, с 10 февраля 1995 г. по 17 апреля 2001 г. - заведующей столовой и поваром, с 18 апреля 2001 г. по 20 июля 2009 г. - заведующей столовой СПК "им. Чапаева", 20 июля 2009 г. уволена в порядке перевода в СПК "Сусловский". 21 июля 2009 г. принята в СПК "Сусловский" заведующей центральной столовой с обязанностями заведующей складом, 18 декабря 2009 г. уволена по собственному желанию.
Согласно архивной справке администрации Мамонтовского района Алтайского края от 15 января 2021 г. N по документам архивного фонда в штатных расписаниях колхоза им. Чапаева и штатных расписаниях СПК "им. Чапаева" за 1992-1993 гг, 2001-2003 гг. установлено, что Лебедева Т.А. значится в следующих должностях:
- повара 3р. - штатное расписание от 01 января по 21 марта 1992 г.;
- пом. повара - штатное расписание с 21 апреля 1992 г.;
- пом. повара - штатное расписание от 19 мая 1992 г.;
- повар 2р.- штатное расписание с 21 августа 1992 г.;
- пом. повара 2р. - штатное расписание с 21 ноября 1992 г.;
- пом. повара 2р. - дополнение к штатному расписанию работников столовой с 16 февраля 1993 г.;
- зав. матер, складом и зав. стол. - штатное расписание от 23 марта 2001 г.;
- зав. прод. складом и зав. столовой - штатное расписание от 19 апреля 2002 г.;
- зав. столовой и зав. складом - штатное расписание от 18 марта 2003г.
В штатных расписаниях за 1994-1999 гг, 2004 г, фамилии работников не указаны, но должности поваров имеются. В штатных расписаниях за 2000 г. Лебедева Т.А. не значится. Штатные расписания за 2005-2008 гг. на хранение в архивный отдел администрации Мамонтовского района не поступали.
Согласно Уставу колхоза имени Чапаева, данная организация является преобладающей формой производственного сельскохозяйственного кооператива добровольно объединившихся крестьян для совместного ведения социалистического сельскохозяйственного производства на основе общественных средств производства и коллективного труда.
Постановлением администрации Мамонтовского района Алтайского края от 17 апреля 2001 г. N с 18 апреля 2001 г. колхоз имени Чапаева реорганизован в СПК "им. Чапаева".
В соответствии с Уставом СПК "им. Чапаева" данная организация является сельскохозяйственным производственным кооперативом с основным видом деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции.
Основным видом экономической деятельности СПК "Сусловский" являлось растениеводство, а именно выращивание однолетних культур, дополнительными - выращивание зерновых, многолетних культур, животноводство, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 26 января 2021г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правилами установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1441, Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440, исходил из того, что для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список N 1440, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка N 1440. Установив, что в спорные периоды истец занимала должности, не предусмотренные Списком N 1440, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года (далее по тексту также Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно части 16 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1441 (далее по тексту также Правила), при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440.
Из пункта 3 Правил от 29 ноября 2018 г. следует, что в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992г, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Согласно пункту 6 Правил при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:
а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В первом разделе Списка от 29 ноября 2018 г. N 1440, перечислены наименования профессий, должностей и специальностей, соответствующие направлению сельского хозяйства - растениеводство, в том числе агрономы всех наименований (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
Согласно Списку N 1440 право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется в связи с работой, которая осуществляется в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, или структурных подразделениях растениеводческого и животноводческого направлений организаций, основным видом деятельности которых не является сельское хозяйство.
В Списке N 1440 в разделе "Наименование работ, производств сельского хозяйства" указано: "1. растениеводство (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация)". В разделе "Наименование профессий, должностей, специальностей" поименованы относящиеся к растениеводству соответствующие профессии, должности, специальности, в числе которых отсутствует заведующая столовой либо повар. Вместе с тем, указаны "рабочие всех наименований, занятые растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство)", а также "член колхоза (колхозник, рядовой колхозник), член крестьянского (фермерского) хозяйства".
Аналогичным образом в разделе видов сельского хозяйства указано "2. животноводство (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами". При этом в числе относящихся к этому виду деятельности профессий, должностей, специальностей отсутствует заведующая столовой либо повар. Вместе с тем, указаны "рабочие всех наименований, занятые животноводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство)", а также "член колхоза (колхозник, рядовой колхозник), член крестьянского (фермерского) хозяйства".
Из системного толкования вышеприведенных положений закона следует, что не все работники сельского хозяйства могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты, а только те, чьи должности прямо предусмотрены Списком N 1440, по ним начислялись страховые взносы, и которые непосредственно осуществляли свою трудовую деятельность в сельском хозяйстве на работах в полевых условиях (в производстве сельскохозяйственных культур, послеуборочной обработке сельскохозяйственной продукции, заготовке, хранении, обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов и др.).
По настоящему делу следует, что, несмотря на то, что СПК "им. Чапаева", СПК "Сусловский" относятся к организациям, основным видом деятельности которых является сельскохозяйственная деятельность, само по себе членство истца в колхозе и факт ее работы в должности заведующей столовой и повара с 1 января 1992 г. не является достаточным основанием для включения спорного периода работы истца в сельский стаж без подтверждения непосредственной занятости на работах, связанных с сельским хозяйством (растениеводством или животноводством).
Учитывая, что занимаемые истцом должности в спорные периоды "заведующая столовой" и "повар" не предусмотрена Списком N 1440, оснований для включения спорного периода работы истца в сельский стаж по указанному основанию у суда не имелось.
Поскольку отсутствовали основания для включения оспариваемых периодов в сельский стаж истца, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований о признании незаконным решения пенсионного органа и в назначении истцу оспариваемой фиксированной выплаты.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении судом первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, были предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Павловского районного суда Алтайского края от 18 марта 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лебедевой Татьяны Алексеевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.