N 88-21531/2021, 2-4187/2020
г. Кемерово 14 декабря 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Нестеренко А.О, рассмотрев единолично гражданское дело
по иску Лупповой Александры Валерьевны к публичному акционерному обществу "Аэрофлот" и акционерному обществу "Авиакомпания "Аврора" о защите прав потребителя, по кассационной жалобе истца на решение мирового судьи судебного участка N 22 Ленинского района г. Иркутска от 7 декабря 2020 г. и апелляционное определение Ленинского районного суда г. Иркутска от 12 августа 2021 г,
УСТАНОВИЛ:
иск о взыскании 63969 рублей убытков и 31984, 50 рублей компенсации морального вреда обоснован тем, что истица купила за 45493 рублей у ответчиков авиабилеты по маршруту Иркутск-Хабаровск-Владивосток-Токио (Япония) с датой вылета 23 марта 2020 г. и в обратной последовательности с датой вылета 5 августа 2020 г, однако авиарейс Владивосток - Токио (Япония) отменен в отсутствие установленных ограничений, в связи с чем, ей пришлось вернуться домой, купив за 18476 рублей авиабилет по маршруту Владивосток-Хабаровск-Иркутск, авиаперевозчики в возврате уплаченного отказали.
Указанным решением, оставленным без изменения названным апелляционным определением, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истица просила отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что: в материалах дела отсутствует документ, на основании которого в России были введены ограничения на выезд граждан из страны; суд не устранил противоречия относительно наличия информации о запрете авиасообщения с другими государствами с 27 марта 2020 г, в то время как дата вылета истицы была назначена на 23 марта 2020 г.; ответчикам ещё в начальном пункте вылета была известна информация о наличии ограничений на полеты в другие страны, однако они допустили частичное выполнение авиаперевозки, вызывав необходимость в дополнительных расходах истицы на приобретение авиабилетов по маршруту Владивосток-Хабаровск-Иркутск; авиаперевозчик мог быть зачесть перевозку по маршруту Владивосток-Хабаровск-Иркутск в счёт исполнения имеющихся у него обязательств по возврату уплаченного или предоставлению сертификата на аналогичную услугу; не дана оценку требованию о взыскании компенсации морального вреда.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы, считает, что она не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Таких оснований по настоящему делу не имеется.
Суды руководствовались ст. 107.2, 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2020 г. N 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" (далее - Положение N 991) и исходили из того, что истица приобрела за 45493 рублей у ПАО "Аэрофлот" авиабилеты по маршруту Иркутск-Хабаровск-Владивосток-Токио (Япония) с датой вылета 23 марта 2020 г. и в обратной последовательности с датой вылета 5 августа 2020 г, выполняемые авиакомпанией АО "Аврора", по соответствующим проездным документам истица проследовала по маршруту Иркутск-Хабаровск-Владивосток, однако авиарейс Владивосток - Токио (Япония) 23 марта 2020 г. уже после завершения регистрации на рейс отменен ввиду введения запрета на международные воздушные перевозки в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, истица в тот же день с целью возвращения домой купила за 18476 рублей авиабилет по маршруту Владивосток-Хабаровск-Иркутск. Учитывая изложенные обстоятельства и примененные судами нормы права, суды пришли к выводам о том, что авиаперевозчики были вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения условий договора международной воздушной перевозки, на момент рассмотрения дела трехлетний срок для возврата денежных средств не истек, доказательств того, что истица относится к группе граждан, на которых не распространяется правило о возврате перевозной платы по истечении трех лет, материалы дела не содержат.
Обжалуемый судебный акт является законным, поскольку выводы, изложенные в нем, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, а нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию судом апелляционной инстанции неправильного судебного постановления, не допущено.
Доводы кассационной жалобы отклоняются ввиду следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно информационному сообщению Росавиация от 22 марта 2020 г. (сайт favt.gov.ru) в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации N ТГ-П12-2111 от 20 марта 2020 г. с 00:00 часов по московскому времени 23 марта 2020 г. введено временное ограничение на осуществление пассажирских авиаперевозок с территории Российской Федерации на территорию иностранных государств, за рядом исключений, в число которых входят регулярные рейсы Москва Токио (Япония); введено ограничение чартерных рейсов, при условии перевозки в указанные государства их граждан и граждан иных государств и в Российскую Федерацию граждан Российской Федерации (до полного вывоза указанных граждан).
Учитывая, что рейс являлся регулярным, выполняемым из Владивостока до Токио, а истица иностранной гражданкой не является, то перевозка не была выполнена в связи с наличием предусмотренных ограничений, независящих ни от одной из сторон перевозки.
Отсутствие в материалах дела указанного информационного сообщения Росавиации не влияет на его результат, поскольку такое сообщение является актом органа исполнительной власти, размещено в публичном открытом доступе.
По этой же причине данная информация могла быть известна не только ответчикам, но и истице, которая не отказалась от выполнения перевозки по маршруту Иркутск-Хабаровск-Владивосток. О намерении завершить перевозку до Токио свидетельствует отмена авиарейса уже после завершения регистрации на него.
Заявляя о возмещении расходов на покупку авиабилетов по маршруту Владивосток-Хабаровск-Иркутск, истица в день покупки и совершения перелёта не требовала от ответчиков изменения оплаченного ей ранее договора перевозки. Соответствующие расходы не состоят в прямой (непосредственной) причинной связи с отменой международного авиарейса, поскольку отмена которого априори не влечёт возвращения в пункт вылета тем же путём. Кроме того, условием для возмещения убытков является нарушение права потерпевшего по вине ответчика, чего в данном случае не произошло в связи наступлением обстоятельств непреодолимой силы, при которых действует специальный порядок возмещения, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2020 г. N991, для реализации которого условия ещё не наступили.
Заявленные истицей требования о компенсации морального вреда производны от основного требования о возмещении убытков, а потому судами не удовлетворены.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 390, ст. 390.1, п. 1 ч. 2 ст. 390.4 ГПК РФ, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 22 Ленинского района г. Иркутска от 7 декабря 2020 г. и апелляционное определение Ленинского районного суда г. Иркутска от 12 августа 2021 г.
Определение окончательно и обжалованию не подлежит.
Судья А.О. Нестеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.