Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1401/2021, УИД 55RS0001-01-2021-001706-35 по иску Кулешова Валентина Демьяновича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном округе г. Омска о включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости
по кассационной жалобе Кулешова Валентина Демьяновича на решение Кировского районного суда города Омска от 29 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кулешов В.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном округе г. Омска (далее - УПФР в Кировском административном округе г. Омска) с требованием о включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований Кулешов В.Д. указал, что 14 августа 2020 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением УПФР в Кировском административном округе г. Омска от 27 августа 2020 г. ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
10 декабря 2020 г. он вновь обратился в УПФР в Кировском административном округе г. Омска с заявлением о назначении досрочной пенсии с предоставлением документов. Решением УПФР в Кировском административном округе г. Омска от 23 декабря 2020 г. ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа на соответствующих видах работ.
Ответчиком не включены в специальный стаж периоды работы с 11 ноября 1986 г. по 31 марта 1989 г. в должности слесаря-наладчика, с 1 апреля 1989 г. по 25 сентября 1990 г. в должности техника в Омском пуско-наладочном управлении специализированного треста "Сибнефтехиммонтаж", с 9 октября 1990 г. по 31 декабря 1991 г, с 5 мая 1993 г. по 11 июня 1993 г. в должности слесаря-ремонтника цеха N 3 завода ионнобменных смол в АО "Омскхимпром", с 1 декабря 1994 г. по 10 сентября 1997 г. в должности слесаря-ремонтника в цехе очистных сооружений в МП "Канализационное хозяйство".
С учётом изменения исковых требований просил включить в специальный стаж периоды работы с 11 ноября 1986 г. по 31 марта 1989 г. в должности слесаря-наладчика 5 разряда, с 1 апреля 1989 г. по 25 сентября 1990 г. в должности техника 1 категории в Омском пусконаладочном управлении специализированного треста "Сибнефтехиммонтаж", с 9 октября 1990 г. по 31 декабря 1991 г, с 5 мая 1993 г. по 11 июня 1993 г. в должности слесаря-ремонтника 5 разряда цеха N 3 завода ионообменных смол в АО "Омскхимпром", с 16 сентября 1994 г. по 30 ноября 1994 г. в должности слесаря-ремонтника 4 разряда в цехе нейтрализации и очистки сточных вод в МП "водопроводно-канализационное хозяйство", с 1 декабря 1994 г. по 10 сентября 1997 г. в должности слесаря-ремонтника 4 разряда в цехе очистных сооружений в МП "Канализационное хозяйство", возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на назначение пенсии; взыскать с ответчика судебные расходы в размере 14 855 рублей 44 копейки, назначить пенсию с даты первичного обращения в УПФР в Кировском административном округе г. Омска.
Решением Кировского районного суда города Омска от 29 апреля 2021 г. (с учётом определения Кировского районного суда г. Омска от 9 июня 2021 г. об исправлении описки во вводной части решения), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 июля 2021 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Кулешов В.Д. просит отменить решение Кировского районного суда города Омска от 29 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 июля 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведён перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).
Согласно подразделу 1 раздела VIII "Химическое производство" Списка N 1 от 22 августа 1956 г, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются рабочие, занятые на ремонте, профилактике и обслуживании технологического оборудования (кроме электрооборудования, контрольно-измерительных приборов и вентиляции), в производствах, перечисленных в Списке 1.
Позицией 2110А030-17531 подраздела "А" раздела X "Химическое производство" Списка N 2 от 26 января 1991 г. предусмотрены рабочие и мастера, старшие мастера, механики и энергетики, занятые на ремонте, профилактике, обслуживании технологического и электрооборудования в производствах, перечисленных в Списке N 2, контрольно-измерительных приборов и вентиляции химических производств, перечисленных в Списке N 1 и в Списке N 2; рабочие, занятые ремонтом высотных сооружений химических предприятий при канатном способе ведения работ.
Согласно пункту 5 Разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Если работники в связи с сокращением объёмов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
Пунктом 16 Разъяснения установлено, что работникам, профессии и должности которых включены в Списки, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются все периоды их фактической работы в этих профессиях и должностях (в том числе до введения в действие Списков).
Согласно пункту 14 разъяснения Разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 работники, занятые ремонтом оборудования непосредственно в производственных цехах, отделениях и на участках, профессии и должности которых предусмотрены Списками, пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, состоят они в штате производственных цехов, отделений, участков или в штате специализированных ремонтных цехов, участков, организаций. Работникам специализированных ремонтных организаций, цехов и участков, постоянно полный рабочий день занятым на работах, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда, специальный трудовой стаж исчисляется по общим правилам. Если же указанные работники постоянно на этих работах не заняты, то специальный трудовой стаж исчисляется им по фактически отработанному времени. При этом минимальной расчётной величиной может быть только рабочий день, в течение которого работник был занят в особых условиях труда. Постоянная занятость на указанных работах подтверждается соответствующими документами (уточняющие справки), по которым можно установить, что работник постоянно выполнял работы, дающие ему право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 2.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утверждён Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжёлыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утверждён перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из приведённых нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определённых условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определённой продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. При этом периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчёте страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н. определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определённым способом, о работе с вредными веществами определённых классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определённой профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кулешов В.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ
14 августа 2020 г. Кулешов В.Д. обратился в УПФР в Кировском административном округе г. Омска с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Кировском административном округе г. Омска от 27 августа 2020 г. N Кулешову В.Д. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по причине отсутствия стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Продолжительность специального стажа по списку N 2 составила 1 год 11 месяцев 23 дня, продолжительность страхового стажа - 37 лет 3 месяца 1 день. Требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента составила: 102, 674.
10 декабря 2020 г. Кулешов В.Д, обратился в УПФР в Кировском административном округе г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением УПФР в Кировском административном округе г. Омска от 23 декабря 2020 г. N Кулешову В.Д. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по причине отсутствия стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Продолжительность специального стажа по Списку N 2 по решению УПФР в Кировском административном округе г. Омска от 23 декабря 2020 г. определена 4 года 3 месяца 18 дней, продолжительность страхового стажа - 37 лет 3 месяца 2 дня. Требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента - 105, 472.
При этом в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, ответчиком не включены периоды работы истца: с 11 ноября 1986 г. по 31 марта 1989 г. в должности слесаря-наладчика, с 1 апреля 1989 г. по 25 сентября 1990 г. в должности техника в Омском пуско-наладочном управлении специализированного треста "Сибнефтехиммонтаж", с 9 октября 1990 г. по 31 декабря 1991 г, с 5 мая 1993 г. по 11 июня 1993 г. в должности слесаря-ремонтника цеха N 3 завода ионнобменных смол в АО "Омскхимпром", с 16 сентября 1994 г. по 30 ноября 1994 г. в качестве слесаря - ремонтника в цехе нейтрализации и очистки сточных вод в МП "Водопроводное хозяйство", с 1 декабря 1994 г. по 10 сентября 1997 г. в должности слесаря-ремонтника в цехе очистных сооружений в МП "Канализационное хозяйство".
Согласно сведениям, содержащихся в трудовой книжке, Кулешов В.Д. 10 ноября 1986 г. принят слесарем-наладчиком 5 разряда в Омское пуско-наладочное управление специализированного треста "Сибнефтехиммонтаж", 1 апреля 1989 г. переведён техником 1 категории, 25 сентября 1990 г. уволен по собственному желанию, 9 октября 1990 г. принят слесарем-ремонтником 5 разряда цеха N 3 завода ионообменных смол в ПО "Омскхипром", 2 июня 1994 г. уволен по собственному желанию, 16 сентября 1994 г. принят в цех нейтрализации и очистки сточных вод слесарем-ремонтником 4 разряда в МП "Водопроводно-канализационное хозяйство", 1 декабря 1994 г. переведён в цех очистных сооружений слесарем-ремонтником 4 разряда МУП "Водоканал", 26 сентября 1995 г. переведён в цех очистных сооружений канализации дежурным слесарем-ремонтником 4 разряда, 10 сентября 1997 г. уволен по собственному желанию.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Кулешовым В.Д. требований о включении спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и назначения досрочной страховой пенсии по старости по указанному оснований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по гражданским делам суда апелляционной инстанции, руководствуясь приведёнными выше нормативными положениями, регулирующими порядок и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости, исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, пришёл к выводу о том, что имеющимися в деле доказательствами не подтверждается факт занятости истца в спорные периоды на работах с тяжёлыми условиями труда, в связи с чем правовые основания для зачёта данных периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, отсутствуют.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что из представленных суду доказательств невозможно определить вид производства, в котором работал истец в спорные периоды 11 ноября 1986 г. по 31 марта 1989 г. в должности слесаря- наладчика, с 1 апреля 1989 г. по 25 сентября 1990 г. в должности техника в Омском пусконаладочном управлении специализированного треста "Сибнефтехиммонтаж", а должности истца в списках от 26 января 1991 г, от 22 августа 1956 г. отсутствуют, выполнение истцом в течение полного рабочего дня работ с тяжёлыми условиями труда не доказано.
При этом судом принято во внимание, что факт работы, отраженный в трудовой книжке, подтверждается архивной справкой от 17 марта 2021 г. N К-4778, от 17 марта 2021 г. К-5425. Из содержания архивных справок от 17 марта 2021 г. N К-4779, К-4919 следует, что в книге табельных номеров, в лицевых счетах работников с ноября 1986 года по сентябрь 1990 года Кулешов Валентин Демьянович, значится как техник. Справка не содержит сведений о предоставлении истцу доплаты за особые условия труда.
Согласно представленному в материалы дела количеству отработанных часов Кулешова В.Д. в период с ноября 1986 г. по сентябрь 1990 г. код льготы за работу в особых условиях труда не указан. В штатных расписания работников участка Омского пуско-наладочного управления специализированного треста "Сибнефтехиммонтаж" за 1986-1990 должностей "Слесарь-наладчик 5 разряда", "техник 1 категории", "техник 2 категории" не значится, за 1987 год должности "техник по наладке и испытания 1 категории", "техник по наладке и испытаниям 2 категории" не значатся.
В соответствии с исторической справкой основными видами деятельности пуско-наладочного участка являлись: осуществление работы по пуско-наладке технологического оборудования, всех видов холодильных установок, металлообрабатывающих станков и поточных линий, оборудования стройиндустрии на стройках, химической и нефтехимической промышленности, сельхозмашиностроения.
Согласно представленному ответу из УПФР в Советском административном округе г. Омска в наблюдательном деле Омского пуско-наладочного управления треста "Сибнефтехиммонтаж" должность слесаря-наладчика, техника, как льготные профессии не заявлялись.
Отказывая в удовлетворении требований Кулешова В.Д. в части включения в стаж на соответствующих видах работ периодов с 9 октября 1990 г. по 31 декабря 1991 г, с 5 мая 1993 г. по 11 июня 1993 г. в качестве слесаря-ремонтника цеха N 3 завода ионнобменных смол в АО "Омскхимпром", суд первой инстанции пришёл к выводу о недоказанности факта работы в спорные периоды с тяжёлыми условиями труда, поскольку в цехе N 3 до 31 декабря 1991 г. проводились пусконаладочные работы, с 5 мая 1993 г. по 6 июня 1993 г. проводился капитальный ремонт, а к выпуску продукции работники цеха приступили после 11 июня 1993 г.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что в архивном фонде ОАО "Омскхимпром" в приказах по производственной деятельности генерального директора ПО "Омскхимпром", АО "ОмИС" содержатся следующие сведения о запуске цеха N 3 завода ионообменных смол: "продлить срок проведения пусконаладочных работ на рабочих средах цехов 2, 3, 4 до 15.11.1991", в приказе N указано "продлить срок пусконаладочных работ на рабочих средах цехов 2, 3, 4 до 31.12.1991", в приказе N от 30.04.1993 указано "срок капитального ремонта цехов N 2, 3, 4 АО "ОмИС" с 05.05.1993 по 06.06.1993", "начальникам цехов N 2, 3, 4 приступить к остановке цехов с 05.05.1993 по 10.05.1993 по утверждённому графику. К выпуску продукции приступить с 11.06.1993", "срок капитального ремонта для цехов N 1, 2, 3, 4 с 05.06.1994 по 01.07.1994", "К выписку продукции приступить с 01.07.1994". В приказе N от 30.06.1994 указано "продлить срок капитального ремонта в цехах N 1, 2, 3, 4 до 07.07.1994". В приказе N от 07.07.1994 имеется запись: "в связи с окончанием работ в цехах АО "ОмИС" приступить с 08.07.1994 к пуску цехов N 1, 2, 3, 4 на рабочих средах после подписания актов рабочей комиссии". В связи с чем суд первой инстанции пришёл к выводу, что в период работы истца с 9 октября 1990 г. по 31 декабря 1991 г. в должности слесаря-ремонтника в цеха N 3 завода ионообменных смол в АО "Омскхимпром", цех N 3 не работал, так как в нём до 31 декабря 1991 г. проводились пусконаладочные работы. В период работы истца с 5 мая 1993 г. по 10 июня 1993 г. в должности слесаря-ремонтника в цеха N 3 завода ионообменных смол в АО "Омскхимпром" цех N 3 находился на капитальном ремонте, приступил к выпуску продукции с 11 июня 1993 г.
Отказывая в удовлетворении требований Кулешова В.Д. в части включения в специальный стаж периодов его работы с 16 сентября 1994 г. по 30 ноября 1994 г. в качестве слесаря-ремонтника в цехе нейтрализации и очистки сточных вод в МП "Водопроводное хозяйство", с 1 декабря 1994 г. по 10 сентября 1997 г. в качестве слесаря-ремонтника в цехе очистных сооружений МП "Водопроводно- канализационное хозяйство", суд первой инстанции, исходил из того, что согласно архивной справке от 9 марта 2021 г. в период работы в МП "Водопроводно-канализационное хозяйство", МУП "Водоканал", в приказах по личному составу за 1994-1997 сведений об отпусках Кулешова В.Д. не имеется, в имеющихся личных карточках Кулешов В.Д. не значится, документы о выплатах за вредные условия труда, графики анализа, должностные инструкции, штатные расписания, табели учёта рабочего времени, карты аттестации рабочего места слесаря-ремонтника, табуляграммы и иные документы, подтверждающие выполнение работ в тяжёлых условиях труда в течение полного рабочего дня на хранение в архив не поступали.
В соответствии с копией приказа от 19 сентября 1994 г. N Кулешов В.Д. принят на работу в цех нейтрализации и очистки сточных вод слесарем-ремонтником 4 разряда с повременной оплатой труда с 16 сентября 1994 г. в МП "Водопроводно-канализационное хозяйство". Согласно приказу N с 26 сентября 1995 г. Кулешов В.Д. переведён с должности слесаря-ремонтника, на должность дежурного слесаря-ремонтника. Указаны условия труда вредные. Согласно приказу N Кулешов В.Д. с 10 сентября 1997 уволен по собственному желанию. В связи с реорганизацией производства в МП "Канализационное хозяйство" Кулешов В.Д. с 1 декабря 1994 г. переведён в цех очистных сооружений слесарем-ремонтником 4 разряда с повременной оплатой по тарифной ставке, установленной для рабочих с вредными условиями труда, на основании приказа N-к от 28 декабря 1994 г.
Факт работы в МП "Водопроводно-канализационное хозяйство", МП "Водопроводное хозяйство" подтверждается архивной справкой от 15 октября 2020 г, указана оплата работы как за работу во вредных условиях труда, а также личной карточкой, работа во вредных условиях труда не указана.
Вместе с тем в Списке N 2 от 26 января 1991 г. предусмотрена должность слесаря аварийно-восстановительных работ, постоянно занятого на подземных канализационных сетях, должность слесаря-ремонтника указанным Списком не поименована. В судебном заседании Кулешов В.Д. не сообщал о работах на подземных-канализационных сетях.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что факт работы Кулешова В.Д. в тяжёлых условиях труда, в течение полного рабочего дня не подтверждён, в связи с чем отсутствуют основания для включения в специальный стаж периодов работы с 16 сентября 1994 г. по 30 ноября 1994 г. в должности слесаря-ремонтника 4 разряда в цехе нейтрализации и очистки сточных вод в МП "Водопроводно-канализационное хозяйство", с 1 декабря 1994 г. по 10 сентября 1997 г. в должности слесаря-ремонтника 4 разряда в цехе очистных сооружений в МП "Канализационное хозяйство".
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Кулешова В.Д. о том, что суды неправильно оценили представленные им доказательства и спорные периоды подлежат зачёту в стаж для назначения пенсии по старости досрочно, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом проверки судебных инстанций, и им судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
Из содержания оспариваемых судебных постановлений и материалов дела усматривается, что положенные в основу принятого решения обстоятельства судом установлены на основании совокупности всех представленных сторонами доказательств, оценка которых произведена судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы Кулешова В.Д. по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судами первой и апелляционной инстанции определены правильно, выводы судов подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ доказательств, представленных в материалы дела.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировского районного суда города Омска от 29 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кулешова Валентина Демьяновича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.