Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1987/2021 (УИД 22RS0068-01-2021-001163-05) по иску Шемета Анатолия Борисовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края о перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Шемета Анатолия Борисовича на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 1 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шемет Анатолий Борисович (далее - Шемет А.Б, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (далее - УПФР в г. Барнауле Алтайского края, ответчик) о перерасчете пенсии.
В обоснование своих требований указывал на то, что Шемет А.Б. с 21 мая 2005 г. является получателем страховой пенсии по старости. С учетом ежегодной индексации размер его пенсии составляет 19 801, 33 руб, что не соответствует размеру среднемесячного заработка в период трудовой деятельности. Полагает, что пенсионный орган должен произвести перерасчет выплачиваемой пенсии с учетом включения в трудовой стаж периода службы в армии и периодов работы в районах Крайнего Севера в льготном исчислении. Ответчик необоснованно отказывает в установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии со ссылкой на отсутствие 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера. Также ссылается на неверное применение при расчете пенсии районного коэффициента для Мурманской области (1, 4 вместо 1, 7) по периодам его работы, что влияет на отношение среднемесячного заработка.
Шемет А.Б. просил суд включить в страховой стаж периоды работы: в должности водителя в РСУ Облремстройтрест с 10 января 1984 г. по 23 июля 1984 г.; в должности помощника машиниста тепловоза службы подвижного состава в ПО "Апатит" с 17 сентября 1984 г. по 19 февраля 1997 г. с условием зачета данного стажа в районах Крайнего Севера в льготном исчислении (один год за полтора); зачесть в страховой стаж периоды работы после выхода на пенсию; применить надлежащий коэффициент за непрерывный стаж; применить климатический коэффициент 15 % в связи с переездом из Ставропольского края в Алтайский край; взыскать расходы по оплате юридических услуг в сумме 14 750 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 600 руб.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 1 апреля 2021 г. исковые требования Шемета А.Б. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 июля 2021 г. решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 1 апреля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Шемет А.Б. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что с 21 мая 2005 г. Шемет А.Б. является получателем пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Страховой стаж Шемета А.Б. на дату назначения пенсии составил 37 лет 1 месяц 8 дней, специальный стаж в районах Крайнего Севера с учетом суммирования периодов работы по Списку N 2 - 20 лет 7 месяцев 26 дней, страж работы в районах Крайнего Севера календарно ? 12 лет 11 месяцев 18 дней.
В специальный стаж истца в календарном исчислении включены периоды работы в должности водителя в РСУ Облремстройтрест с 10 января по 23 июля 1984 г, в должности помощника машиниста тепловоза службы подвижного состава в ПО "Апатит" с 17 сентября 1984 г. по 19 февраля 1997 г.
Общий трудовой стаж для определения расчетного размера пенсии на 1 января 2002 г. составил 33 года 8 месяцев 22 дня.
Пенсия Шемету А.Б. на 21 мая 2005 г. установлена с применением стажевого коэффициента в размере 0, 63, соотношения заработков - 1, 4, а также с учетом коэффициентов индексации за период с 2002 года по 2005 год и страховых взносов за работу с 2002 года в размере 2 766, 99 руб. (в том числе базовая часть - 900 руб.).
После вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ истцу с 1 января 2010 г. произведена валоризация величины расчетного пенсионного капитала.
Поскольку трудовой стаж истца до 1 января 1991 г. составил 22 года, сумма валоризации равна 86 774, 52 руб. (27 1170, 36 руб. (пенсионный капитал) *32 %).
Индивидуальный пенсионный коэффициент Шемета А.Б. на 1 января 2015 г. составил 151, 514, то есть размер страховой части трудовой пенсии на 31 декабря 2014 г. - 9 712, 03 руб. разделен на стоимость одного пенсионного коэффициента на 1 января 2015 г. - 64, 1 руб.
С 1 августа 2016 г. согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" величина индивидуального пенсионного коэффициента Шемета А.Б. была увеличена по данным индивидуального (персонифицированного) учета исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при назначении пенсии (предыдущем перерасчете), и составила 151, 774 (151, 514 + 0, 26 за 2015 г.).
Шемету А.Б. были произведены перерасчеты пенсии с учетом страховых взносов, перечисленных работодателем за работу после даты назначения трудовой пенсии в период с 2005 г. по 2015 г.:
с 1 июля 2006 г. в сумме 30 993, 1 руб, размер трудовой пенсии составил 3 237, 65 руб.;
с 1 сентября 2006 г. в сумме 9 752, 78 руб, размер трудовой пенсии составил 3 431, 89 руб.;
с 1 ноября 2007 г. в сумме 24 427, 94 руб, размер трудовой пенсии составил 4 046, 83 руб.;
с 1 декабря 2008 г. в сумме 13 355, 15 руб, размер трудовой пенсии составил 5 513, 42 руб.;
с 1 августа 2009 г. в сумме 2 254 руб, размер трудовой пенсии составил 6 665, 65 руб.;
с 1 августа 2010 г. в сумме 13 289, 16 руб, размер трудовой пенсии составил 9 117, 55 руб.;
с 1 августа 2011 г. в сумме 22 722, 89 руб, размер трудовой пенсии составил 10 058, 84 руб.;
с 1 августа 2011 г. в сумме 16 271, 41 руб, размер трудовой пенсии составил 10 058, 84 руб.;
с 1 августа 2012 г. в сумме 16 271, 41 руб, размер трудовой пенсии составил 11 280, 91 руб.;
с 1 августа 2013 г. в сумме 17 087, 6 руб, размер трудовой пенсии составил 12 536, 21 руб.;
с 1 августа 2014 г. в сумме 6 919, 36 руб, размер трудовой пенсии составил 13 622, 37 руб.;
с 1 августа 2014 года в сумме 6 919, 36 руб, размер трудовой пенсии составил 13 622, 37 руб.;
с 1 августа 2016 г. в размере 0, 26 ИПК, размер страховой пенсии составил 15 831, 18 руб.
С учетом индексаций размер досрочной страховой пенсии по старости истца на 31 марта 2021 г. составил 21 048, 96 руб, в том числе фиксированная выплата - 6 044, 48 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив, что при исчислении размера пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" учитывается общий трудовой стаж до 1 января 2002 г, исчисленный в календарном порядке, пунктом 4 статьи 30 указанного Закона предусмотрен льготный порядок исчисления общего стажа в связи с работой на Крайнем Севере, при исчислении размера пенсии по данному пункту размер пенсии составил бы сумму значительно ниже получаемой в настоящее время, в связи с чем пришел к выводу, что оценка пенсионных прав в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является наиболее выгодным вариантом.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ), действовавшим на момент возникновения спорных отношений.
По общему правилу право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (абзац 2 подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта (абзац 3 подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Аналогичные положения предусмотрены в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившем в законную силу с 1 января 2015 г.
В силу пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2002 г, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на указанную дату производилась путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (пункт 2 статьи 30 указанного Федерального закона).
В случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.
Одновременное применение порядка подсчета стажа, установленных пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ не предусмотрено.
Проверив расчет пенсии Шемета А.Б. и установив, что ее размер по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, несмотря на то, что стаж работы в районах Крайнего Севера исчисляется календарно, является наиболее выгодным вариантом, чем размер пенсии, рассчитанный по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Также являются верными выводы судов первой и апелляционной инстанций о правильности расчета пенсии истца, обоснованности применения ответчиком коэффициентов, правильности проведенной индексации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не имеется.
Доводы кассационной жалобы тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в судебном постановлении суда апелляционной инстанции, о неверном применении норм права не свидетельствуют, направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 1 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шемета Анатолия Борисовича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Е.Н. Раужин
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.