Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Печуриной Ю.А., Колпаковой А.В., при секретаре Передеро Ю.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-327/2021 по апелляционной жалобе административного истца Яковлева Романа Николаевича
на решение Волгоградского областного суда от 21 июля 2021 г, вынесенное по административному иску Яковлева Романа Николаевича о признании недействующими решения Совета депутатов городского поселения города Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области N 11/70 от 29 октября 2020 г, которым утверждена новая редакция Правил землепользования и застройки города Ленинск и решение Совета депутатов городского поселения города Ленинск Волгоградской области от 25 февраля 2021 г. N 2/86, которым в решение N 11/70 от 29 октября 2020 г. внесены изменения, заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сицинской О.В,
УСТАНОВИЛА:
Советом депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области N 11/70 от 29 октября 2020 г. принято решение N 11/70 от 29 октября 2020 г. "О внесении изменений в Правила Землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области".
Советом депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области принято решение от 25 февраля 2021 г. N 2/86 "О внесении изменений в Правила Землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области".
Яковлев Р.Н, являясь жителем г. Ленинск и депутатом Совета депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, обратился с административным исковым заявлением, с требованием о признании недействующими указанных решений со дня их принятия.
В основание требований сослался на нарушения процедуры подготовки и принятия оспариваемых актов, предусмотренных положениями части 6 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в части начала и срока общественных обсуждений по вопросу изменения порядка землепользования и застройки г. Ленинск, сроках и адресе для внесения гражданами для обсуждения своих предложений, порядка оповещения о публичных слушаниях, результатах публичных слушаний по вопросу землеустройства в г. Ленинск. Административный истец настаивает, что оспариваемые нормативные акты нарушают его права на благоприятные условия окружающей среды.
Решением Волгоградского областного суда от 21 июля 2021 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, приводя доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении о нарушении требования законодательства об официальном опубликовании решения о проведении публичных слушаний и проекта оспариваемого решения исключительно в сети Интернет в отсутствие публикации в печатном средстве массовой информации газете "Знамя", просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение. Не согласен с выводами суда о надлежащем доведении до населения даты, времени и места проведения публичных слушаний.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвовавшим в деле прокурором, Советом депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области поселения г. Ленинск представлены письменные возражения, в которых полагают отсутствующими основания к отмене, изменению решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика Совета депутатов городского поселения Ленинск Селезнев Е.А, заинтересованного лица администрации городского поселения Ленинск - Сасова М.В, возражали в удовлетворении апелляционной жалобы.
Заслушав доклад дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Екимцова М.Н, полагавшего решение суда законным и не подлежащим отмене, судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемого решения.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты. При этом муниципальные правовые акты, которые принимаются по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Учитывая приведенные нормы, а также положения Устава городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом - Советом депутатов, в пределах его компетенции.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Существенных нарушений градостроительного законодательства порядком и процедурой принятия Правил землепользования и застройки, не допущено.
Нарушение сроков проведения публичных слушаний, отсутствие опубликования заключения по результатам публичных слушаний само по себе не свидетельствует о нарушении прав физических и юридических лиц на участие в публичных слушаниях, внесение предложений и замечаний по проекту Правил землепользования и застройки.
Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 ГрК РФ определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ).
Из системного анализа названных положений ГрК РФ следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития. При этом действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом, и не направлен на фиксацию существующего положения.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Правила проведения публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки предусмотрены статьей 5.1 ГрК РФ.
Частью 1 статьи 5.1 ГрК РФ установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений данного кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).
Процедура проведения публичных слушаний приведена в части 5 статьи 5.1 ГрК РФ и включает в себя этапы оповещения о начале публичных слушаний; размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытия экспозиции ли экспозиций такого проекта; проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовки и опубликования заключения о результатах публичных слушаний.
В соответствии с частью 24 статьи 5.1 ГрК РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений данного Кодекса определяются, в том числе, порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, официальный сайт и (или) информационные системы, требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний.
Из анализа положений статьи 5.1 ГрК РФ и статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что общественные обсуждения как одна из форм участия населения в местном самоуправления призвана к выявлению мнения населения и доведения данного мнения до представительного органа местного самоуправления.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 марта 2021 г. N 583-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" отмечено, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (Постановление от 28 марта 2017 г. N 10-П; Определения от 15 июля 2010 г. N 931-0-0, от 25 февраля 2016 г. N 242-0, от 23 июля 2020 г. N 1653-0 и др.).
С учетом этих конституционно значимых целей законодательство о градостроительной деятельности, состоящее из Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также из других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, которые не могут противоречить данному Кодексу, регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (статья 3 и часть 1 статьи 4 ГрК РФ). При этом в качестве одного из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает участие в осуществлении градостроительной деятельности граждан и их объединений и обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2).
Судом первой инстанции на основании предоставленных доказательств установлено следующее.
Согласно статье 23 Устава г. Ленинск представительным органом местного самоуправления городского поселения г. Ленинск является Совет депутатов, состоящий из 15 депутатов.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что утверждение оспариваемых нормативных правовых актов Правил отнесено к полномочиям Совета депутатов.
Из содержания части 2 статьи 20 Устава г. Ленинск, суд установил, что по вопросам своей компетенции Совет депутатов принимает муниципальные правовые акты в форме решений. Решения Совета депутатов принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов. Решения Совета депутатов, носящие нормативный характер, подписываются председателем Совета депутатов и направляются главе городского поселения г. Ленинск для подписания и обнародования в течение 10 дней со дня их принятия. Глава городского поселения г. Ленинск подписывает и обнародует решения Совета депутатов (пункта 3 части 1 статьи 22 Устава г. Ленинск) либо отклоняет их в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
Решением N 3/47 от 10 апреля 2020 г. "Об отдельных вопросах деятельности Совета депутатов городского поселения г. Ленинск в период действия на территории Волгоградской области режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" установлено, что в период действия на территории Волгоградской области режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) Совет депутатов может принимать решения методом опроса в случае необходимости их безотлагательного принятия.
В силу части 2 статьи 19 Устава г. Ленинск Совет депутатов решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на заседаниях Совета депутатов. Заседание Совета депутатов считается правомочным, если на нем присутствует 50 процентов от установленного числа избранных депутатов.
Часть 2 статьи 32 Устава г. Ленинск предусматривает официальное обнародование муниципальных правовых актов затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Обнародование муниципального правового акта осуществляется путем доведения на территории городского поселения до всеобщего сведения граждан посредством размещения их в специально установленных местах, обеспечивающих беспрепятственный доступ к текстам муниципальных правовых актов в органах местного самоуправления.
Тексты муниципальных правовых актов должны находиться в специально установленных для обнародования местах в течение 30 календарных дней с момента их обнародования.
Специально установленными местами для обнародования муниципальных правовых актов являются информационные стенды: на прилегающей к зданию администрации городского поселения г. Ленинск; информационные стенды в здании администрации городского поселения г. Ленинск.
Судом установлено, что Советом депутатов принято решение N 7/59 от 25 июня 2020 г. "О внесении изменений в генеральный план городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области", утвержденного решением Совета депутатов от 25 декабря 2012 г. N 13/193 "Об утверждении генерального плана городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области", реализация которого является основанием для разработки правил землепользования и застройки (статья 8), а исполнение возложено на администрацию городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области.
И.о. главы городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области вынесено постановление N 177 от 13 июля 2020 г. "О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области".
Главой городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области вынесено постановление N 258 от 6 октября 2020 г. "О назначении и проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области".
Судом первой инстанции установлено, что в установленном порядке и по установленной форме было оформлено и обнародовано оповещение о проведении публичных слушаний, указывающее, что 22 октября 2020 г. в 17:00 часов г. в зале заседания Совета депутатов, с указанием адреса, состоятся публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки. Указаны основания проведения публичных слушаний, организатор их проведения, цель, дата и время открытия экспозиции проекта (с 8 по 20 октября 2020 г. с 10 до 12 часов в рабочие дни по адресу: Волгоградская область, г. Ленинск, ул. им. Ленина, 233), а также то, что в период размещения проекта и информационных материалов на официальном сайте администрации в сети Интернет ("leninsk34.ru"), проведения экспозиции, участники публичных слушаний, имеют право вносить предложения и замечания по данному проекту в письменной форме в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск, по адресу: Волгоградская область, г. Ленинск, ул. им. Ленина, 233.
Предложений и замечаний по подготовке проектов Правил землепользования и застройки до проведения публичных слушаний в комиссию не поступало.
Подтверждающие указанное обстоятельство документы предоставлены в материалы административного дела.
По результатам публичных слушаний, в которых принимали участие 23 гражданина, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлен проект, из которых двое - Веселова И.Н. и Григорян А.Г, высказались в пользу проекта, 22 октября 2020 г. составлен протокол о результатах публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний, в котором указано о целесообразности рекомендовать главе городского поселения г. Ленинск принять решение о направлении указанного проекта в Совет депутатов для принятия решения об его утверждении.
23 октября 2020 г. глава городского поселения г. Ленинск направил председателю Совета депутатов для утверждения проект оспариваемого решения и заключение.
На очном заседании Совета депутатов 26 ноября 2020 г. до сведения депутатов были доведены принятые в порядке дистанционного опроса Решения Совета депутатов, в том числе и Решение Совета депутатов N 11/70.
Указанным Решением Совета депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области N 11/70 от 29 октября 2020 г. внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, утвержденные решением Совета депутатов городского поселения город Ленинск от 25 марта 2010 г. N 5/28, и утверждены в новой редакции, согласно Приложению.
Таким образом, судом в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения указанного административного требования: полномочия принявшего органа, процедура принятия, обнародования акта, необходимость принятия оспариваемого акта в целях его приведения в соответствии с новым Градостроительным планом. Оснований к удовлетворению в указанной части административных исковых требований, перечисленных в ст. 213 КАС РФ, судом первой инстанции не установлено, с чем соглашается судебная коллегия.
Рассматривая требования об оспаривании Решения Совета депутатво городского поседения города Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области N 2/86 от 25 февраля 2021 г. судебная коллегия исходит из следующего.
Из материалов дела - выкопировок из генерального плана, Правил землепользования и застройки следует, что на территории город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области установлены 3 территориальные жилые зоны - Ж-1, Ж-2, Ж-3. Территориальная зона Ж-3 - зона застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный); в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указывает: среднеэтажная жилая застройка (код 2.5), государственное управление (код 3.8.1), обслуживание жилой застройки: оказание социальной помощи населению (код 3.2.2), оказание услуг связи (код 3.2.3), общежития (код 3.2.4), бытовое обслуживание (код 3.3), амбулаторно-поликлиническое обслуживание (код 3.4.1), дошкольное, начальное и среднее образование (код 3.5.1), объекты культурно-досуговой деятельности (код 3.6.1), деловое управление (код 4.1), магазины (код 4.4), общественное питание (код 4.6), спорт (код 5.1), коммунальное обслуживание (код 3.1), земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0), улично-дорожная сеть (код 12.01), благоустройство территории (код 12.0).
Решением Совета депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области N 2/86 от 25 февраля 2021 г. внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области в части внесения в зону Ж-3 в качестве основного вида разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.1.1).
Указанное решение было принято на основании обращения 1 декабря 2020 г. и.о. главы Ленинского муниципального района к и.о. главы городского поселения г. Ленинск о внесении изменений в зону Ж-3 Правил землепользования и застройки городского поселения города Ленинск, вызванного планируемым строительством жилья для предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
На основании указанного письма и.о. главы городского поселения г. Ленинск принято 4 декабря 2020 г. постановление "О подготовке проекта несения изменений в правила землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области N 320".
Постановлением главы городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области вынесено постановление N 375 от 30 декабря 2020 г. "О назначении и проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области", в части внесения в зону Ж-3 основного вида разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка, код 2.1.1".
После чего в установленном порядке и по установленной форме было оформлено и обнародовано информационное оповещение о проведении публичных слушаний, из которого следует, что 15 января 2021 г. в 17:00 часов г. в зале заседания Совета депутатов, с указанием адреса, состоятся публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что в данном объявлении также содержалась информация об основания проведения публичных слушаний, их организаторе, цели, дате и времени открытия экспозиции проекта, а также возможности внесения предложений и замечаний по землепользованию в письменной форме, с указанием адреса направления указанных возражений. В публичных слушаниях принимали участие 17 гражданина. В установленный срок предложений и замечаний относительно проведения публичных слушаний не поступало.
18 января 2021 г. составлен протокол о результатах общественных обсуждений и заключение о результатах публичных обсуждений, в которых указано о целесообразности рекомендации главе городского поселения города Ленинск принять решение о направлении указанного проекта в Совет депутатов для его дальнейшего утверждения.
19 декабря 2021 г. глава городского поседения города Ленинск направил председателю Совета депутатов городского поселения города Ленинск для утверждения проект оспариваемого решения.
Оспаривая указанные нормативные правовые акты, административный истец ссылается на нарушение процедуры их принятия, выразившиеся в организации проведения общественных обсуждений и публичных слушаний.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд детально исследовал указанные обстоятельства и доказательства, предоставленные в их подтверждение, указав о наличии при принятии оспариваемых актов процедуры общественных обсуждений и публичных слушаний, признав процедуру соблюденной, и указав, что результаты публичных слушаний носят исключительно рекомендательный характер, не являющийся обязательным при принятии решения.
Судебная коллегия соглашается с выводам суда о том, что целью правового института публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки является обеспечение участия жителей муниципального образования и заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены, в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта того или иного градостроительного решения, в открытом обсуждении, принимаемых органами местного самоуправления решений по соответствующим вопросам, и как следствие, обеспечение баланса публичных и частных интересов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 15 июля 2010 г. N 931-0-0, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, решения, принятые на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающие непосредственно правовых последствий, не могут нарушать какие-либо права административного истца.
Суд первой инстанции указал, что доказательств нарушения непосредственных прав административного истца Яковлева Р.Н. не установлено, с чем также соглашается судебная коллегия.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям КАС РФ, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, которые могли бы послужить основанием для отмены судебного акта в силу положений статьи 310 КАС РФ.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Волгоградского областного суда от 21 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Яковлева Р.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.