Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Печуриной Ю.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1136/2021 по административному исковому заявлению Куракеева Игоря Борисовича об оспаривании нормативных правовых актов в части
по апелляционной жалобе Куракеева Игоря Борисовича на решение Краснодарского краевого суда от 1 сентября 2021 г, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного истца Зафирова С.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, судебная коллегия
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. N 3043 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N 2752 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Административный истец Куракеев И.Б. обратился с административным иском об оспаривании пункта 72335 Перечня на 2019 г, пункта 72671 Перечня на 2020 г, пункта 73835 Перечня на 2021 г, включающих помещение с кадастровым номером "данные изъяты"; пункта 42219 Перечня на 2021 г, включающего здание с кадастровым номером "данные изъяты"; пункта 38365 Перечня на 2021 г, включающем здание с кадастровым номером "данные изъяты"; пункта 38364 Перечня на 2021 г, включающем здание с кадастровым номером "данные изъяты"; пункта 38363 Перечня на 2021 г, включающем здание с кадастровым номером "данные изъяты"; пункта 38368 Перечня на 2021 г, включающем здание с кадастровым номером "данные изъяты"; пункта 38362 Перечня на 2021 г, включающем здание с кадастровым номером "данные изъяты"; пункта 38366 Перечня на 2021 г, включающем здание с кадастровым номером "данные изъяты"; пункта 38367 Перечня на 2021 г, включающем здание с кадастровым номером "данные изъяты".
В обоснование требований административный истец ссылается на несоответствие поименованных объектов требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для включения в Перечни.
Решением Краснодарского краевого суда от 1 сентября 2021 г. административный иск удовлетворен в части. Признаны не действующим со дня принятия пункт 72335 Перечня на 2019 г, пункт 72671 Перечня на 2020 г, пункт 73835 Перечня на 2021 г, пункт 42219 Перечня на 2021 г. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе, дополнениях к ней административный истец просит решение суда отменить в той части, которой отказано в удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Решение суда в указанной части не обжалуется.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
По смыслу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Закон Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" каких-либо отличительных особенностей в отношении объектов от требований федерального законодательства не устанавливает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Куракееву И.В. на праве собственности принадлежат нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное в здании с кадастровым номером "данные изъяты", а также нежилые здания с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты".
Нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты" включено в Перечни на 2019-2021 гг. как расположенное в здании, включенном в перечень объектов, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость. Здание с кадастровым номером "данные изъяты" включено в Перечень на 2021 г. на основании акта обследования фактического использования от 10 августа 2017 г.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования в части признания не действующими пунктов Перечней в отношении помещения с кадастровым номером "данные изъяты", а также здания с кадастровым номером "данные изъяты", суд первой инстанции, проанализировав положения Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. N 319, пришел к обоснованному выводу о том, что акт обследования от 10 августа 2017 г. не мог быть принят в качестве основания для включения здания в перечень. Признавая необоснованность включения здания в перечень, суд, соответственно, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для включения в перечень на 2021 г. помещения с кадастровым номером "данные изъяты".
Решение суда в части удовлетворения заявленных требований не оспаривается.
Здания с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" включены в Перечень на 2021 г. на основании вида разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, - "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры)"
Учитывая, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрена возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, а виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший в период утверждения оспариваемого Перечня на 2021 г.
В названном классификаторе под кодом 4.4 значится вид разрешенного использования земельного участка "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)".
В действующем в настоящее время классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412, под кодом 4.2 содержится аналогичный вид разрешенного использования земельного участка "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)".
Поскольку принадлежащие Куракееву И.Б. здания расположены на земельном участке, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение торговых объектов, то вывод суда о правомерности их включения в перечни на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является правильным.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка в 2019 г, то есть после принятия оспариваемого Перечня на 2021 г. на такой вид как "предоставление коммунальных услуг", правового значения не имеет, и должно учитываться при определении перечня объектов, налоговая база которых исчисляется из кадастровой стоимости, на налоговый период 2022 г.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 1 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Куракеева Игоря Борисовича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 декабря 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.