Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Колпаковой А.В., Печуриной Ю.А., при секретаре судебного заседания Передеро Ю.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-229/2021 по апелляционной жалобе Министерства юстиции Республики Дагестан
на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 28 июля 2021 г, вынесенное по административному иску Мазановой Джамили Ибрагимовны об оспаривании нормативного правового акта в части, заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сицинской О.В,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 "Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы" утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее - Программа), приложением к которой является Перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Программы (далее по тексту - Перечень).
Согласно вышеуказанной Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу "адрес", включен в Перечень (строка 2146) с установлением сроков и видов ремонтных работ.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 "О внесении изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы" и постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175" Программа изложена в новых редакциях; в отношении указанного многоквартирного дома изменены виды и сроки ремонтных работ.
Мазанова Д.И. обратилась в суд с административным иском (впоследствии уточненный) к Правительству Республики Дагестан, в котором просила признать недействующей строку 2563 Перечня (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219) в части: исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (3) из планового периода 2017-2019 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2032-2034 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовых инженерных систем водоснабжения (4), газоснабжения (2) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; переноса работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2038-2040 гг.; переноса работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (6) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2020-2022 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения (5) из планового периода 2026-2028 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; переноса работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2029-2031 гг. на плановый период 2038-2040 гг.; исключения работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11) из планового периода 2035-2037 гг.; исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1) и газоснабжения (2), из планового периода 2038-2040 гг. многоквартирного дома, расположенного по адресу "адрес"
В основании заявленных требований в административном иске указано, что перенос сроков планируемых ремонтных работ в многоквартирном доме и сокращение их перечня, в нарушение требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществлен при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома, что нарушает права и законные интересы административного истца как собственника жилого помещения в указанном многоквартирном доме.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 28 июля 2021 г. административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик Правительство Республики Дагестан, действуя через Министерство Юстиции Республики Дагестан, не соглашаясь с вынесенным решением, просит о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что получение согласия решения общего собрания собственников помещений в рассматриваемом случае не требовалось, поскольку имелись обстоятельства, предусмотренные п. 5 ч. 4 ст. 168 ЖК РФ. Настаивает, что судом первой инстанции не дана оценка представленной администрацией города Махачкалы информации о проценте износа конструктивных элементов многоквартирного дома, что позволяет провести перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества на более поздний период без проведения собрания собственников помещения в многоквартирном доме.
Представитель административного ответчика - Правительства Республики Дагестан просил о рассмотрении административного дела в апелляционном порядке без его участия.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Екимцов М.Н. полагал решение суда не подлежащим отмене.
Заслушав доклад дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия оснований к удовлетворению доводов апелляционной жалобы не усматривает.
В силу пункта 11.1 части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулируются ЖК РФ.
Согласно пункту 8.3 статьи 13, части 1 статьи 167 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесены определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации
Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1-5 настоящей части.
Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан".
В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 11 статьи 11 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан" (далее - Закон N 57) региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений.
В соответствии с частью 6 статьи 168 ЖК РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 2.2 регулирующего отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Дагестан Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан" (далее - Закон от 9 июля 2013 г. N 57) утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется Правительством Республики Дагестан.
В целях реализации данных полномочий постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы с Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемый Перечень приняты уполномоченным на дату их принятия органом, официально опубликован в установленном порядке и по этим основаниям не оспаривается.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административный истец Мазанова Д.И. является собственником квартиры N 18, расположенной в многоквартирном жилом доме "адрес".
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396 утверждена Программа, согласно которой многоквартирный жилой дом "адрес", включен в Перечень (строка 2146) с установлением следующих видом работ:
- в плановый период 2017-2019 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), теплоснабжения (3), водоснабжения (4), ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (6), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9);
- в плановый период 2026-2028 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения (5);
- в плановый период 2029-2031 гг. - работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8);
- в плановый период 2035-2037 гг. - работ по утеплению и ремонту фасада (10), ремонту фундамента многоквартирного дома (11);
- в плановый период 2038-2040 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1) и газоснабжения (2).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 "О внесении изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы" осуществлена актуализация Программы.
В утвержденной редакции названный выше многоквартирный жилой дом включен в Перечень (строка 2490) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ:
- в плановый период 2020-2022 гг. - работ по ремонту или замены лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (6);
- в плановый период 2032-2034 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1) и теплоснабжения (3);
- в плановый период 2035-2037 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения (2), водоснабжения (4), внутридомовой инженерной системы водоотведения (5);
- в плановый период 2038-2040 гг. - работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175" Программа изложена в новой редакции, согласно которой вышеуказанный многоквартирный жилой дом включен в Перечень (строка 2563), с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ:
- в плановый период 2020-2022 гг. - работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (6);
- в плановый период 2032-2034 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1), теплоснабжения (3);
- в плановый период с 2035-2037 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения (2), водоснабжения (4), водоотведения (5), по утеплению и ремонту фасада (10);
- в плановый период с 2038-230 гг. - работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9).
Анализируя содержание и порядок принятия приведенных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что вышеуказанное оспариваемое административным истцом сокращение перечня ремонтных работ и изменение сроков их проведения в многоквартирном жилом доме "адрес" произведено с нарушением процедуры его принятия, установленной ч. 4 ст. 168 Жилищного кодекса Российской федерации и части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан".
Материалами административного дела подтверждено, что собственники многоквартирного дома "адрес" не принимали решения о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту и сокращении объема такого ремонта.
В такой ситуации, как верно указано судом первой инстанции, подлежат отклонению приводимые Правительством Республики Дагестан доводы о том, что основанием для изменения сроков и перечня работ явились данные органа местного самоуправления о состоянии дома.
Установив нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного акта, суд первой инстанции правомерно в соответствии с подп. "в" п. 2, п. 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, удовлетворил заявленные административные исковые требования.
Наличие либо отсутствие фактических оснований для переноса срока ремонта общего имущества дома и сокращения перечня работ при допущенных нарушениях процедуры принятия нормативного акта не имеют правового значения и не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения суда.
Доводы Правительства Республики Дагестан о наличии предусмотренных пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, судебной коллегией признаются несостоятельными. Административным ответчиком не представлено доказательств наличия таких фактических обстоятельств.
В такой ситуации суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что положения Программы (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219) в оспариваемой части приняты с нарушением установленных федеральным законом правил, нарушают права административного истца на проведение ранее запланированных Программой ремонтных работ, в связи с чем на основании положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.
Применительно к положениям пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" выводы суда первой инстанции о возложении на Правительство Республики Дагестан обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт являются верными. По смыслу приведенных положений закона, на Правительство Республики Дагестан возложена обязанность по принятию нормативного акта в рамках ежегодной актуализации программы капитального ремонта; в связи с признанием судом оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части имеется недостаточная правовая урегулированность спорных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям КАС РФ, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, которые могли бы послужить основанием для отмены судебного акта в силу положений статьи 310 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 28 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства юстиции Республики Дагестан, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.