Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Солдатовой С.В., Тотцкой Ж.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Л.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-227/2021 по апелляционной жалобе государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
на решение Ростовского областного суда от 16 сентября 2021 г, вынесенное по административному иску государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ГУП РО "УРСВ") о признании не действующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. N 54/54 "О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО "УРСВ" на 2021 год" в части размеров тарифов, установленных на водоотведение для потребителей Садковского, Ударниковского сельских поселений Красносулинского района, заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сицинской О.В,
УСТАНОВИЛА:
Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее по тексту - РСТ, орган регулирования) 18 декабря 2020 г. принято постановление N 54/54 "О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО "УРСВ" (ИНН 6167110467), на 2021 год".
Пунктом 1 этого постановления установлены тарифы для Красносулинского производственного участка государственного унитарного предприятия "Управление развития систем водоснабжения" (далее - ГУП "УРСВ", Предприятие) с разбивкой по полугодиям согласно приложению: на техническую воду для потребителей Владимировского, Киселевского, Садковского, Табунщиковского, Ударниковского сельских поселений Красносулиноского района Ростовской области и на водоотведение для потребителей Садковского, Ударниковского сельских поселений Красносулинского района.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 12 января 2021 г. N 1/2 слова "Красносулинский производственный участок" в приложении к постановлению N 54/54 заменены словами "филиал "Красносулинский".
ГУП РО "УРСВ" обратилось в суд с административным иском (впоследствии уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ), в котором просит суд признать постановление РСТ от 18 декабря 2020 г. N 54/54 (в редакции постановления от 12 января 2021 г. N 1/2) не действующими в части утвержденных тарифов на водоотведение для потребителей Садковского и Ударниковского сельских поселений Красносулинского района; обязать РСТ принять замещающий нормативный правовой акт; взыскать с административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
В основании уточненных требований административный истец указал на несогласие с исключением РСТ из расчета расходов на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов в прошлые периоды, и недополученных доходов; уклонение органа регулирования от расчета фактических операционных расходов за 2019 г. и непроведение корректировки НВВ на 2021 г. с учетом фактических значений параметров расчета тарифов, что, как полагает административный истец, исключает учет фактических результатов деятельности предприятия за истекший период 2019 г.
От части административных требований ГУП РО "УРСВ" отказался в судебном заседании, указанный отказ принят судом, вынесено определение Ростовского областного суда от 17 августа 2021 г. о прекращении производства по делу прекращено.
Оспариваемым решением Ростовского областного суда от 16 сентября 2021 г. в удовлетворении административных исковых требований ГУП РО "УРСВ" отказано.
В апелляционной жалобе ГУП РО "УРСВ", не соглашаясь с выводами суда об отказе в удовлетворении административного иска, просит об отмене решения и удовлетворении требований. Доводы апелляционной жалобы идентичны основаниям административного иска.
На апелляционную жалобу поступили возражения от административного ответчика РСТ, прокуратуры Ростовской области, просившие оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ГУП РО "УРСВ" Кириченко А.А, Бушмина В.В. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель РСТ Ветвицкий Е.А. возражал в удовлетворении апелляционной жалобы.
Заслушав доклад дела, изучив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права и не подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Постановление РСТ от 18 декабря 2020 г. N 54/54 содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, то есть обладает признаками нормативного правового акта, проверка которого осуществляется судом по правилам главы 21 КАС РФ.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении)).
В целях реализации положений Закона о водоснабжении в части, касающейся тарифного регулирования, Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов). Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органом исполнительной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Ростовской области, полномочия которой на утверждение соответствующих видов тарифов закреплены в разделе 2 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. N 20 (с последующими изменения-ми и дополнениями).
Акт издан в форме постановления, что соответствует пункту 1.3.1 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, принят на заседании Правления РСТ правомочным составом Правления с соблюдением порядка, установленного пунктом 3.6 того же Положения.
Постановление РСТ от 18 декабря 2020 г. N 54/54 официально опубликовано с соблюдением требований, установленных Областным законом Ростовской области от 29 декабря 2003 г. N 85-ЗС "О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области", на официальном портале правовой информации Ростовской области (http://pravo.donland.ru) 23 декабря 2020 г. (номер опубликования 6145202012230096).
Постановление РСТ от 12 января 2021 г. N 1/2, изменившее редакцию постановления N54/54, официально опубликовано на портале (http://pravo.donland.ru) 14 января 2021 г. (номер опубликования 6145202101140006).
Постановление N 54/54 с внесенными изменениями на момент рассмотрения дела судом являются действующими.
Судом первой инстанции верно установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован, имеет признаки нормативного акта. По данным основаниям решение суда не оспаривается.
Согласно материалам дела, оспариваемые нормативные правовые акты приняты на основании выводов экспертных заключений, подготовленных РСТ по Ростовской области по результатам изучения материалов в рамках дел об установлении тарифов и о корректировке тарифов, открытых, соответственно по заявлениям регулируемой организации.
При установлении тарифов регулирующим органом в отношении ГУП РО "УРСВ" применен метод индексации.
Согласно пунктам 30, 33 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с применением метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования (долгосрочные тарифы). Данные тарифы ежегодно корректируются с учетом отклонений фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений (пункт 80 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктами 29, 74 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего вида регулируемой деятельности, и расчетного объема отпуска воды (принятых сточных вод). Указанные объемы рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Аналогично в пункте 5 Методических указаний закреплено общее правило, в силу которого при расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со стандартами раскрытия информации.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения. При создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.
Судом первой инстанции установлено, что ГУП РО "УРСВ" является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение в различных районах Ростовской области, имеет несколько филиалов.
Органом регулирования в отношении Красносулинского производственного участка, установлены тарифы, долгосрочные параметры регулирования с момента официального опубликования постановления (30 января 2019 г.) по 31 декабря 2022 г. На 2020 г. тарифы откорректированы постановлением РСТ от 18 декабря г. N 66/55.
Для ГУП РО "УРСВ" расчетный период является третьим годом первого долгосрочного периода регулирования, в связи с чем расчет тарифов произведен в соответствии с требованиями п. 75 Основ ценообразования.
29 апреля 2020 года ГУП РО "УРСВ" обратилось в РСТ с заявлением о корректировке НВВ и долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021 г. с приложением обосновывающих материалов.
18 мая 2020 г. РСТ открыло дело о корректировке, о чем был извещен заявитель.
Уполномоченным сотрудником РСТ проведена экспертиза предложения ГУП РО "УРСВ" о корректировке НВВ и долгосрочных тарифов на 2021 г, по итогам которой, в соответствии с п. 26 Правил регулирования тарифов, подготовлено экспертное заключение от 8 декабря 2019 г. с приложением расчетных таблиц.
С учетом указанного заключения 18 декабря 2020 г. РСТ принято постановление N 54/54.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о водоснабжении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из предусмотренных этой статьей методов. Одним из таких методов регулирования является метод индексации, при котором расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.
При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации (пункт 74 Основ ценообразования). Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива (пункты 58, 76 Основ ценообразования).
Согласно пункту 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки НВВ, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73, с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.
Из пункта 90 Методических указаний следует, что в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода индексации, в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования орган регулирования тарифов ежегодно уточняет НВВ регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. При корректировке НВВ регулируемой организации и тарифов, установленных с применением метода индексации, корректировка НВВ осуществляется по формуле 32.
Судом первой инстанции установлено, что орган регулирования, применив эту формулу, произвел корректировку НВВ на 2021 г. с учетом скорректированной величины операционных расходов исходя из актуальных значений параметров расчета тарифов (прогнозных показателей - подпункт "в" пункта 16 Методических указаний) по формуле 39; скорректированной величины расходов на приобретение электрических ресурсов, холодной воды по формуле 39.1; величины изменения НВВ в целях сглаживания.
Административный истец оспаривает неприменение РСТ последнего слагаемого из формулы 32, - размера корректировки необходимой валовой выручки по результатам деятельности прошлых периодов регулирования (в данном случае - 2019 г.), а также осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, определяемой в соответствии с формулой 33 Методических указаний (далее - корректировка НВВ по фактическим результатам).
Рассматривая дело, суд первой инстанции на основании исследованных доказательств и пояснений административного истца, установил, что в заявлении на корректировку тарифа на водоотведение корректировка НВВ по фактическим результатам в установленном порядке ГУП РО "УРСВ" не заявлялась, и пришел к выводу о том, что указанное является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении данного требования, поскольку исключало возможность учета органом регулирования такого показателя в расчете.
Основанием для невключения органом регулирования корректировки НВВ по фактическим результатам в общий расчет скорректированной НВВ по формуле 32 послужило также то, что в 2019 г. регулируемая деятельность осуществлялась организацией в течение неполного года (со дня опубликования акта об установлении тарифов на долгосрочный период 30 января 2019 г.).
Согласно пункту 91 Методических указаний размер корректировки НВВ, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
Корректировка по формуле 33 рассчитывается как разница между фактической величиной НВВ в (i-2)-M году, определяемой на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска (формула 38), и выручкой от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-M году. При этом фактическая величина НВВ в (i-2)-M году определяется в годовых показателях, а товарная выручка определяется за период осуществления регулируемой деятельности (с 30 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г.). Если (1-2)-й год являлся неполным, при корректировке тарифов методом индексации (в отличие, например, от метода экономически обоснованных расходов) корректировка НВВ по фактическим результатам (i-2)-гo года не учитывается при расчете скорректированной НВВ по формуле 32.
Соглашаясь с позицией органа регулирования, суд первой инстанции указал, что сопоставление фактических расходов в годовых значениях и товарной выручки за неполный год приведет к некорректному результату вычислений по формуле и к необоснованному росту НВВ и тарифов предприятия, что правомерно учтено органом регулирования.
Проанализировав положения формул 32, 33, пункта 95 Методических указаний, судебная коллегия соглашается с выводом суда о невозможности применения указанной корректировки НВВ при условии работы не полный календарный год. Поскольку учет фактических значений параметров расчета тарифов за неполный год к значениям, учтенным при установлении тарифов в годовых значениях, приведет к некорректному применению формулы корректировки и к необоснованному росту необходимой валовой выручки и тарифов предприятия, ввиду сопоставления фактических расходов в годовых значениях и товарной выручки предприятия за неполный год.
Отказывая по вышеизложенным основаниям в удовлетворении требования о корректировки НВВ, суд первой инстанции указал, что отказ в указанной корректировке не исключает возможности учета фактических результатов деятельности регулируемой организации в 2019 г, которые могут быть рассмотрены как выпадающие расходы, в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил регулирования тарифов.
Также, рассматривая требования, и отклоняя доводы административного искового заявления, суд первой инстанции указал, что величина фактических операционных расходов 2019 г. являющаяся составной частью формулы расчета корректировки НВВ по фактическим результатам, не влияет на размер оспариваемых тарифов.
Данные выводы суда апелляционной инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы об обратном построены при неверном понимании норм, регулирующих спорные правоотношения.
Абзац первый пункта 15 Основ ценообразования предусматривает, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Судом первой инстанции верно отмечено, что законодательство не обязывает распределять ранее не учтенные экономически обоснованные расходы и неполученные доходы равномерно в течение трех лет, определяя лишь предельный срок, в котором они должны быть учтены в тарифном регулировании.
Формирование отчетности по ранее не учтенным расходам и недополученным доходам за 2019 год завершено в 2020 году. Следовательно, орган регулирования обязан учесть эти доходы и расходы (в экономически обоснованном объеме) не позднее, чем при установлении (корректировке) тарифов на 2023 год.
Отказывая в удовлетворении требований в данном части, суд правильно указал о том, что невключение указанных выше сумм в НВВ до 2023 года, в том числе при корректировке тарифов на 2021 год, каким-либо нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, и само по себе не свидетельствует о незаконности тарифного решения в оспариваемой части.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии экспертной оценки заявленных затрат не свидетельствует о незаконности установленного тарифа, о возможности изменения его размера при изготовлении органом регулирования данной экспертной оценки, следовательно, не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции, не установив оснований для удовлетворения административного искового заявления, правильно исходил из того, что установленный тариф является долгосрочным, его корректировка может проводиться по итогам текущего года на основании фактических данных за истекший отчетный период текущего года.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку, аргументированно изложенную в обжалуемом судебном акте.
Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Ростовского областного суда от 16 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения", - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.