Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой О.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, при секретаре Швец К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-18/2021 по административному исковому заявлению Оглоблиной Любови Владимировны, Ровенского Александра Михайловича, Песчанской Екатерины Васильевны, Изюмовой Ольги Дмитриевны, Павловой Елены Прокопьевны, Стрижовой Галины Андреевны, Климантовой Елены Борисовны, Зелениной Валентины Петровны, Зеленина Александра Валериановича, Дулеповой Людмилы Александровны, Киселева Евгения Александровича, Смирновой Людмилы Николаевны, Смирнова Леонида Иринеевича, Андреевой Светланы Владимировны, Зырина Леонида Михайловича о признании не действующим решения Вологодской городской Думы от 17 сентября 2020 г. N 267 "Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22" по апелляционной жалобе Оглоблиной Любови Владимировны, Ровенского Александра Михайловича, Изюмовой Ольги Дмитриевны, Павловой Елены Прокопьевны, Климантовой Елены Борисовны, Зелениной Валентины Петровны, Зеленина Александра Валериановича, Дулеповой Людмилы Александровны, Киселева Евгения Александровича на решение Вологодского областного суда от 1 сентября 2021 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя администрации города Вологды Чекмаревой А.Л, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
17 сентября 2020 г. Вологодской городской Думой принято решение N 267 "Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22" (далее также - Решение N 267), которым установлен постоянный публичный сервитут с целью прохода или проезда к земельному участку с кадастровым номером 35:24:0501010:4590:
на часть земельного участка с кадастровым номером 35:24:0501010:22 (категория земель - земли населённых пунктов), площадью 473 кв. м, с видом разрешённого использования "для эксплуатации и обслуживания жилых и нежилых объектов", расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Ярославская, д. 36, в границах согласно приложению N 1 к данному решению;
на часть земельного участка с кадастровым номером 35:24:0501010:11 (категория земель - земли населённых пунктов), площадью 151 кв. м, с видом разрешённого использования "для проживания", расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Ярославская, д. 38, в границах согласно приложению N 2 к данному решению.
Названный документ официально опубликован 23 сентября 2020 г. в газете "Вологодские новости", N 39 (2166).
Оглоблина Л.В, Ровенский А.М, Песчанская Е.В, Изюмова О.Д, Павлова Е.П, Стрижова Г.А, Климантова Е.Б, Зеленина В.П, Зеленин А.В, Дулепова Л.А, Киселев Е.А, Смирнова Л.Н, Смирнов Л.И, Андреева С.В, Зырин Л.М, будучи собственниками жилых помещений в многоквартирных домах 36 и 38 по ул. Ярославской г. Вологды, и, соответственно, собственниками общей долевой собственности на земельные участки, на которых расположенные данные дома, обратились в суд с административным исковым заявлением о признании Решения N 267 недействующим, указав в обоснование требований, что установленный публичный сервитут является для них обременительным; публичный сервитут предполагает его использование, в том числе, для прохода или проезда, однако доказательств отсутствия организации прохода или проезда без использования земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22 не имеется; при принятии оспариваемого решения нарушена процедура проведения публичных обсуждений.
Решением Вологодского областного суда от 1 сентября 2021 г. административным истцам в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Оглоблина Л.В, Ровенский А.М, Изюмова О.Д, Павлова Е.П, Климантова Е.Б, Зеленина В.П, Зеленин А.В, Дулепова Л.А, Киселев Е.А. просят решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного иска.
Относительно апелляционной жалобы Вологодской городской Думой, администрацией города Вологды и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что Решение N 267 принято Вологодской городской Думой в пределах её полномочий, правомерно не усмотрел нарушения процедуры его принятия и официального опубликования и несоответствия оспариваемого правового регулирования нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со статьёй 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (пункт 2);
публичный сервитут устанавливается в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 3);
публичный сервитут может устанавливаться в том числе для прохода или проезда через земельный участок (пункт 4);
публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком (пункт 5).
сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешённым использованием.
Решением Вологодской городской Думы от 21 сентября 2017 г. N 1271 утверждён Порядок установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Вологда", которым предусмотрено, что публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения муниципальных нужд, а также нужд населения города Вологды в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 7 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, без изъятия земельных участков (пункт 1.2); установление (прекращение) публичного сервитута осуществляется с учетом результатов публичных обсуждений (пункт 1.4); решение об установлении (прекращении) публичного сервитута принимается решением Вологодской городской Думы (пункт 1.5); инициатором установления (прекращения) публичного сервитута могут являться физические, юридические лица, их уполномоченные представители (пункт 1.6); постановление главы города Вологды о назначении публичных обсуждений принимается не позднее чем за 20 (двадцать) календарных дней до даты завершения публичных обсуждений (пункт 2.6); организацию и проведение публичных обсуждений по проекту решения Вологодской городской Думы об установлении публичного сервитута осуществляет администрация города Вологды (пункт 2.8); после опубликования результатов публичных обсуждений администрация города Вологды вносит в Вологодскую городскую Думу проект решения Вологодской городской Думы об установлении публичного сервитута (пункт 2.10).
Проверяя доводы административных истцов о нарушении процедуры проведения общественных обсуждений, суд установили подтверждается материалами дела, что 21 апреля 2020 г. в администрацию города Вологды поступило заявление муниципального казённого учреждения "Градостроительный центр города Вологды" об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22 с целью проезда строительной техники к месту строительства детского сада (с бассейном) на 220 мест по ул. Ярославской г. Вологды (в том числе строительной техники на период строительства) с указанием, что предполагаемый срок действия публичного сервитута - постоянный. К заявлению в том числе приложен муниципальный контракт от 21 апреля 2020 г. N К-31/2020 от 21 апреля 2020 на выполнение работ по строительству упомянутого детского сада, заключение ООО "Архитектурно-градостроительный центр города Вологды" по устройству проезда к объекту: "Привязка экономически эффективной проектной документации повторного использования для строительства детского сада (с бассейном) на 220 мест по ул. Ярославская города Вологды".
Постановлением главы города Вологды от 13 июля 2020 г. N 327 по проекту решения Вологодской городской Думы "Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22" назначены публичные обсуждения.
Данным документом администрации города Вологды предписано организовать: опубликование оповещения о начале общественных обсуждений 15 июля 2020 г. (пункт 3.1); публикацию в газете "Вологодские новости" и размещение с 22 июля 2020 г. до 3 августа 2020 г. (включительно) на официальном сайте администрации города Вологды проекта Решения N 267 (пункт 3.2); подготовку и оформление протокола и заключения о результатах публичных обсуждений (пункт 3.3); обеспечение опубликования заключения о результатах публичных обсуждений в газете "Вологодские новости" и размещение его на официальном сайте администрации города Вологды в течение десяти календарных дней со дня подписания (пункт 3.4).
Этим же актом утверждён Порядок приёма предложений и (или) замечаний по проекту Решения N 267 и участия населения муниципального образования "Город Вологда" в его обсуждении.
Оповещение о начале общественных обсуждений и названное постановление главы города Вологды от 13 июля 2020 г. N 327 официально опубликовано 15 июля 2020 г. в газете "Вологодские новости", N 28 (2155).
Согласно протоколу публичных обсуждений по проекту оспариваемого решения от 7 августа 2020 г. в период с 22 июля 2020 г. до 3 августа 2020 г. (включительно) принимались предложения и (или замечания) участников публичных обсуждений.
Из протокола также усматривается, что административные истцы не были лишены возможности выразить своё мнение по обсуждаемому вопросу и представили возражения против установления публичного сервитута.
В заключении о результатах публичных обсуждений от 7 августа 2020 г. содержится вывод о том, что все необходимые процедуры в рамках публичных обсуждений выполнены надлежащим образом и соответствуют требованиями действующего законодательства и нормативным правовым актам муниципального образования "Город Вологда", указано, что поступившие предложения и (или) замечания граждан, являющихся участниками публичных обсуждений признаны организатором публичных обсуждений не подлежащими учёту при принятии решения об утверждении (отклонении) проекта. Предложения и (или) замечания в количестве 56 документов, поступившие в период с 22 июля 2020 г. до 3 августа 2020 г. (включительно) не подлежат рассмотрению организатором публичных обсуждений, поскольку поступили с нарушением требований пунктов 3, 8 Порядка приёма предложений и (или) замечаний по проекту решения Вологодской городской Думы "Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22" и участия населения муниципального образования "Город Вологда" в его обсуждении, утверждённого постановлением главы города Вологды от 13 июля 2020 г. N 327.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, положения пункта 1.4 Порядка установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Вологда", утверждённого решением Вологодской городской Думы от 21 сентября 2017 г. N 1271, призваны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемого установления (прекращения) публичного сервитута и гласность при подготовке соответствующего решения, а также учёт мнения участников общественных обсуждений, в том числе путём предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа своё мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты общественных обсуждений носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер. Следовательно, значимым обстоятельством является сам факт проведения общественных обсуждений, а высказанные на общественных обсуждениях отрицательные замечания не могут свидетельствовать о нарушении процедуры их проведения.
Заключение о результатах публичных обсуждений от 7 августа 2020 г. опубликовано 12 августа 2020 г. в газете "Вологодские новости", N 32 (2159).
На заседании Вологодской областной Думы, состоявшемся 17 сентября 2020 г, за принятие Решения N 267 проголосовали 25 депутатов из 27 присутствующих, то есть решение принято большинством голосов.
При таком положении суд сделал обоснованный вывод о том, что процедура принятия Решения N 367 была соблюдена.
Из имеющегося в материалах дела заключения ООО "Архитектурно-градостроительный центр города "Вологды" по устройству проезда к объекту: "Привязка экономически эффективной проектной документации повторного использования для строительства детского сада (с бассейном) на 220 мест по ул. Ярославская города Вологды", которое было учтено Вологодской городской Думой при принятии Решения N 267, следует, что подъезд с ул. Ярославской у дома N 34 и со стороны ул. Новгородской не соответствует требованиям законодательства; подъезд со стороны ул. Ярославской между домами N 36 и N 38 является наиболее оптимальным.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству административных истцом определением Вологодского областного суда от 23 ноября 2020 г. назначена землеустроительная экспертиза, на разрешение эксперта ОАО "ВологдаТИСИЗ" поставлены два вопроса: 1. существует ли возможность организации прохода и проезда к земельному участку с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 с земель общего пользования без использования земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:22 и 35:24:0501010:11; 2. в случае положительного ответа на вопрос N 1, предложить все возможные варианты организации доступа (прохода, проезда к земельному участку с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 без использования земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:22 и 35:24:0501010:11, исходя из требований градостроительных, пожарных, строительных, санитарно-эпидемиологических норм и правил с учётом нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Город Вологда".
По результатам экспертизы экспертом составлено заключение от 31 января 2021 г, в соответствии с которым выявлено наличие территорий общего пользования с западной стороны земельного участка с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 и возможные варианты организации доступа в виде проезда, прохода, в соответствии с действующими нормативными требованиями к градостроительному проектированию в отношении проездов и проходов.
Отвечая на второй вопрос суда, эксперт указал, что доступ в виде прохода от ул. Ярославской до границ земельного участка с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 по землям общего пользования существует, но организация проезда невозможна; доступ в виде проезда и прохода от ул. Новгородской до границ земельного участка с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 по землям общего пользования существует, организация проезда и прохода в соответствии с градостроительными и пожарными требованиями возможна; доступ в виде проезда и прохода от ул. Молодёжной до границ земельного участка с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 по землям общего пользования существует, организация проезда и прохода в соответствии с градостроительными и пожарными требованиями возможна.
Ввиду того, что экспертом установлена возможность организации проезда и прохода к земельному участку с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 по землям общего пользования со стороны ул. Молодёжной вдоль торца жилого дома N 41 по ул. Новгородской, но при этом однозначно не определено, отвечает ли указанный вариант организации проезда и прохода требованиям строительных, санитарно-эпидемиологических норм и правил с учётом нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Город Вологда", по ходатайству административных истцов определением Вологодского областного суда от 1 марта 2021 г. назначена дополнительная судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Санкт-Петербургский центр судебных экспертиз".
В соответствии с заключением эксперта от 20 июля 2021 г. существующий доступ (проход, проезд) к земельному участку с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 с земель общего пользования без использования земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22 со стороны ул. Молодёжной вдоль торца жилого дома N 41 по ул. Новгородской (кадастровый номер 35:24:0501010:4652) по территории его благоустройства (газон), между земельными участками с кадастровыми номерами 35:24:0501010:84 (ул. Ярославская, дом 44а) и 35:24:0501010:4652 (ул. Новгородская, дом 41), вдоль торца жилого дома 40а по ул. Ярославской, затем между жилым домом 37а по ул. Новгородской и территорией детского сада N 108 "Гнёдышко" (участок с кадастровым номером 35:24:0501010:210), далее с поворотом на 135 градусов между участком школы N 41 (с кадастровым номером 35:24:0501010:42) и территорией детского сада N 108 "Гнёздышко" (участок с кадастровым номером 35:24:0501010:210) по существующей пешеходной дорожке и зелёной зоне с посадками ивы до границ участка с кадастровым номером 35:24:0501010:4590, не отвечает требованиям градостроительных строительных, пожарных норм и правил, а также требованиям нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Город Вологда".
Установив, что организация проезда и прохода к земельному участку с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 наиболее оптимальна и наименее обременительна с использованием земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:22 и 35:24:0501010:11, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что Решение N 267 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись правовой позицией административных истцов в суде первой инстанции, которая проверена и получила надлежащую правовую оценку в решении суда, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, решение суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований является законным и обоснованным.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вологодского областного суда от 1 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Оглоблиной Любови Владимировны, Ровенского Александра Михайловича, Изюмовой Ольги Дмитриевны, Павловой Елены Прокопьевны, Климантовой Елены Борисовны, Зелениной Валентины Петровны, Зеленина Александра Валериановича, Дулеповой Людмилы Александровны, Киселева Евгения Александровича - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.