Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств пгт. Южно-Курильск" Павленко Ю.В. на вступившие в законную силу решение судьи Южно-Курильского районного суда Сахалинской области от 18 декабря 2020 года, решение судьи Сахалинского областного суда от 16 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица - муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств пгт. Южно-Курильск",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору территориального отделения надзорной деятельности Южно-Курильского района Главного управления МЧС России по Сахалинской области от 25 августа 2020 года N 11 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств пгт. Южно-Курильск" (далее - МБУДО "ДШИ пгт. Южно-Курильск", Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Южно-Курильского районного суда Сахалинской области от 18 декабря 2020 года постановление должностного лица от 25 августа 2020 года изменено, размер назначенного административного штрафа снижен до 75 000 рублей.
Решением судьи Сахалинского областного суда от 16 марта 2021 года постановление должностного лица от 25 августа 2020 года и решение судьи Южно-Курильского районного суда Сахалинской области от 18 декабря 2020 года оставлены без изменения, жалоба директора МБУДО "ДШИ пгт. Южно-Курильск" Павленко Ю.В. без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, директор МБУДО "ДШИ пгт. Южно-Курильск" Павленко Ю.В. просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, принять новое решение по делу.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" и действовавших на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности (далее - Правила противопожарного режима), в отношении каждого объекта защиты (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты защиты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения.
В силу пункта 3 Правил противопожарного режима лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты (пункт 12 Правил противопожарного режима).
В соответствии с пунктом 20 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно подпункту "б" пункта 36 Правил противопожарного режима при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Пунктом 61 Правил противопожарного режима установлено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
Запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары (пункт 74 Правил противопожарного режима).
Пунктом 77 Правил противопожарного режима установлено, что руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
В силу пункта 460 Правил противопожарного режима инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
В настоящее время указанные требования содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 N 1479, действующих с 1 января 2021 года.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3.3 "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 3.13130.2009) система оповещения и управления эвакуацией людей (далее - СОУЭ) должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения.
Из материалов дела следует, что 28 июля 2020 года в 16 часов 13 минут в ходе приемки к началу 2020-2021 учебного года МБУДО "ДШИ пгт. Южно-Курильск", расположенного по адресу: "адрес" главным государственным инспектором по пожарному надзору территориального отделения надзорной деятельности Южно-Курильского района Главного управления МЧС России по Сахалинской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара. При нажатии на извещатель пожарный ручной светозвуковой оповещатель, установленный в коридоре первого этажа, не включился (не работоспособен). Таким образом, не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре (пункт 61 Правил противопожарного режима; часть 3 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; пункт 3.3 СП 3.13130.2009);
- предоставленная инструкция о мерах пожарной безопасности разработана не в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима (пункты 2, 460, 461 Правил противопожарного режима);
- не предоставлены инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого объекта защиты (гараж, бойлерная) (пункт 2 Правил противопожарного режима);
- не обеспечено наличие на дверях помещений складского и производственного назначения (гараж, бойлерная) обозначений их категорий по пожарной безопасности (пункт 20 Правил противопожарного режима);
- противопожарные расстояния между зданием школы и иными постройками использованы для установки контейнеров (пункт 74 Правил противопожарного режима);
- не обеспечена очистка прилегающей к объекту защиты территории от растительности (пункт 77 Правил противопожарного режима);
- лицо, назначенное руководителем организации ответственным за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты, не прошло обучение по пожарно-техническому минимуму. Представленное удостоверение просрочено (пункт 3 Правил противопожарного режима);
- на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечил проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты. Не представлены подтверждающие документы (пункт 12 Правил противопожарного режима);
- в тамбуре второго эвакуационного выхода размещены различные материалы, изделия и оборудование (подпункт "б" пункта 36 Правил противопожарного режима).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения МБУДО "ДШИ пгт. Южно-Курильск" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ должностным лицом.
Факт совершения МБУДО "ДШИ пгт. Южно-Курильск" правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 25 августа 2020 года N 21 (л.д. 33-35); справкой главного государственного инспектора по пожарному надзору территориального отделения надзорной деятельности Южно-Курильского района Главного управления МЧС России по Сахалинской области от 28 июля 2020 года N 112 (л.д. 36-38); письмом главного государственного инспектора по пожарному надзору территориального отделения надзорной деятельности Южно-Курильского района Главного управления МЧС России по Сахалинской области от 28 июля 2020 года N 111 (л.д. 39-40) и иными материалами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у МБУДО "ДШИ пгт. Южно-Курильск" имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но учреждением не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях МБУДО "ДШИ пгт. Южно-Курильск" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы заявителя жалобы о том, что часть выявленных нарушений устранена МБУДО "ДШИ пгт. Южно-Курильск" до момента вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, должностным лицом административного органа допущены нарушения порядка организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 23 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля", акт по результатам проведенной проверки отсутствует, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах. С выводами нижестоящих судебных инстанций следует согласиться.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судебными инстанциями нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Административное наказание назначено МБУДО "ДШИ пгт. Южно-Курильск" (с учетом внесенных судьей районного суда в постановление должностного лица изменений) с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановление должностного лица вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для отмены либо изменения состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору территориального отделения надзорной деятельности Южно-Курильского района Главного управления МЧС России по Сахалинской области от 25 августа 2020 года N 11, решение судьи Южно-Курильского районного суда Сахалинской области от 18 декабря 2020 года, решение судьи Сахалинского областного суда от 16 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица - муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств пгт. Южно-Курильск" оставить без изменения, жалобу директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств пгт. Южно-Курильск" Павленко Ю.В. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.