Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Панфиловой Л.Ю, Кравченко А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русина И.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Большой Камень Приморского края (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе ГУ УПФР в г. Большой Камень Приморского края (межрайонное) на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 5 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 15 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, пояснения представителя Русина И.А. - Кропотова Ю.П, поддержавшего возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия
установила:
Русин И.А. обратился в суд указав, что по достижении 56 лет он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. По результатам рассмотрения его заявления, 23 июля 2019 года ответчиком вынесено решение N об отказе в назначении досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого количества специального стажа. В специальный стаж не засчитаны периоды работы: с 24 июля 1981 года по 06 апреля 1982 года в должности электромонтажника судового на Тихоокеанском предприятии "Эра"; с 2 августа 1984 года по 08 декабря 1998 года в должности электромонтажника судового Тихоокеанском предприятии "Эра"; с 9 декабря 1998 года по 15 сентября 1999 года в должности электромонтажника судового на Тихоокеанском предприятии "Эра". Указанные периоды не включены в специальный стаж по причине отсутствия подтверждения его полной занятости в течение рабочего дня внутри отсеков подводной лодки. Кроме того, не засчитан период срочной службы по призыву с 20 апреля 1982 года по 13 июня 1984 года (02 года 01 месяц 23 дня). С указанным решением Русин И.А. не согласен, поскольку в спорные периоды работал электромонтажником судовым на подводных лодках полный рабочий день, что подтверждается записью в трудовой книжке за N от 24 июля 1981 года, в которой указано: "Считать работающим на АПЛ". Специфика и технология производственного процесса предусматривает необходимость нахождения электромонтажников судовых внутри отсеков лодки в течение всего рабочего дня. Работы велись в отсеках с первого по десятый, рабочий день заканчивался в 17 часов, а при сдаче заказа работы велись сверхурочно. Так как отсеки подводных лодок были радиационно загрязнены, работники получали талоны на молоко и сок, также им предоставлялся дополнительный отпуск и специальное питание (талоны на обеды).
Работа по специальности электромонтажник судовой входит в Список N2, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, рабочим местом истца являлись отсеки подводных лодок в течение всего рабочего дня. Также незаконно в специальный стаж не включен период прохождения им срочной службы в Советской Армии с 20 апреля 1982 года по 13 июня 1984 года, поскольку п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N590 период срочной службы в армии приравнивался к работе по Списку N. Просит суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Большой Камень Приморского края (межрайонное) от 23 июля 2019 года N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; включить в специальный трудовой стаж периоды работы: с 24 июля 1981 года по 6 апреля 1982 года, с 2 августа 1984 года по 8 декабря 1998 года, с 9 декабря 1998 года по 15 сентября 1999 года в должности электромонтажника судового на... "; период прохождения срочной службы по призыву с 20 апреля 1982 года по 13 июня 1984 года; обязать ответчика назначить досрочно страховую пенсию по старости, с момента обращения с соответствующим заявлением, то есть с 11 июля 2019 года.
Решение Шкотовского районного суда Приморского края от 8 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 15 июня 2021 года исковые требования удовлетворены. Суд постановил:признать решение ГУ - УПФ РФ в г. Большой Камень Приморского края (межрайонное) от 23 июля 2019 года N об отказе в установлении страховой пенсии незаконным. На ГУ - УПФ РФ в г. Большой Камень Приморского края (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж для назначения Русину И.А. досрочной страховой пенсии по старости периоды: с 24 июля 1981 года по 6 апреля 1982 года в должности электромонтажника судового на Тихоокеанском предприятии "Эра"; с 2 августа 1984 года по 15 сентября 1999 года в должности электромонтажника судового Тихоокеанском предприятии "Эра"; прохождения службы в Советской Армии по призыву с 20 апреля 1982 года по 13 июня 1984 года. На ГУ - УПФ РФ в г. Большой Камень Приморского края (межрайонное) возложена обязанность назначить Русину И.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 11 июля 2019 года.
В кассационной жалобе ГУ УПФР в г. Большой Камень Приморского края (межрайонное) просит отменить принятые по делу судебные постановления в части включения в специальный стаж Русина Р.А. периода прохождения срочной военной службы по призыву с 22.04.1982 по 14.06.1984. Считает, что суды неверно применили к спорным правоотношениям п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственной пенсии, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590.
В возражениях на кассационную жалобу Русин И.А. указывает об отсутствии оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах изложенных в ней доводов, возражения на неё, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при разрешении гражданского дела судами допущены не были.
С 01.01.2015 пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ). В соответствии с частью 3 статьи 36 настоящего закона Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В силу п. п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "б" ст. 1 которого устанавливается, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а также Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Судами установлено, что с 24 июля 1981 года по 6 апреля 1982 года Русин И.А. трудоустроен в должности электромонтажника судового в цех N1 Тихоокеанского предприятия "Эра", выполнял работы внутри отсеков АПЛ с занятостью в течение полного рабочего дня. С данной должности истец уволен в связи с призывом на военную службу. С 20 апреля 1982 года по 13 июня 1984 года истец проходил службу в рядах Советской Армии. 2 августа 1984 года истец был вновь принят электромонтажником судовым в цехе N1 Тихоокеанского предприятия "Эра".
11 июля 2019 года Русин И.А. обратился с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
23 июля 2019 года ответчиком вынесено решение N об отказе в назначении досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого количества специального стажа.
В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не включены периоды работы с 24 июля 1981 года по 6 апреля 1982 года в должности электромонтажника судового на Тихоокеанском предприятии "Эра"; с 2 августа 1984 года по 8 декабря 1998 года в должности электромонтажника судового на Тихоокеанском предприятии "Эра"; с 9 декабря 1998 года по 15 сентября 1999 года в должности электромонтажника судового на Тихоокеанском предприятии "Эра", поскольку документально не подтверждена занятость истца в тяжелых условиях труда не менее 80% рабочего времени.
Однако Русин И.А. лишен возможности представить сведения, уточняющие особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии и подтверждающие постоянную занятость на льготных условиях, поскольку предприятие ликвидировано 16 декабря 2009 года.
В архивном отделе администрации городского округа Большой Камень отсутствуют первичные документы, подтверждающие характер и условия работы истца в спорный период, поскольку при ликвидации Тихоокеанского предприятия "Эра" не в полном объеме передало документы в архив.
Вместе с тем, характер работы Русина И.А. в условиях занятости не менее 80% рабочего времени на работах с тяжелыми условиями подтверждается, в частности, архивной справкой, выданной архивным отделом администрации городского округа Большой Камень 13 мая 2019 года, в лицевых счетах по начислению заработной платы Русину И.А. за спорные периоды прослеживаются доплаты за трудные условия (подводные), за выполнение важного задания.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО9 и ФИО10 подтвердили, что у электромонтажников судовых, регулировщиков электромеханических и радиотехнических приборов и систем, работавших в Тихоокеанском предприятии "Эра", не было иного рабочего места, помимо отсеков подводных лодок, где они работали в течение полного рабочего дня. Свидетелю ФИО9 назначена страховая пенсия по старости за выполнение аналогичной работы на Тихоокеанском предприятии "Эра", в подтверждение представлены соответствующие документы.
Согласно Отраслевому перечню, являющемуся Приложением N 1 к постановлению Министерства судостроительной промышленности СССР и ИХ профсоюза рабочих судостроительной промышленности от 21.09.1990 N ПГ-23/3613, работы в отсеках подводных лодок в период достройки, испытаний и ремонта относятся к особо тяжелым и особо вредным условиям труда.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о том, что периоды работы истца в Тихоокеанском предприятии "Эра" подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости.
С решением суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
В период службы Русина И.А. в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.
Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В пп. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (действовавшего в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. "а" и "б" п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (пп. "в" п. 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий).
Таким образом, в соответствии с указанным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при решении вопроса о включении в специальный стаж периода службы истца по призыву необходимо руководствоваться положениями законодательства, действовавшего на момент прохождения истцом службы, и правильно пришел к выводу о наличии оснований для включения периода службы истца в специальный стаж.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции полагает возможным согласиться с такими выводами судов первой и апелляционной инстанции, основанными на нормах подлежащего применению законодательства и обстоятельствах, установленных в соответствии с представленными в деле доказательствами.
Оснований сомневаться в правильности принятых по делу решений у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования и оценки судов, рассмотревших дело, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Доводы жалобы о неверной оценке судами первой и апелляционной инстанции фактических обстоятельств и представленных в деле доказательств, опровергающие выводы судов, направлены на восполнение и переоценку судом кассационной инстанции доказательств по делу, что не входит в компетенцию такого суда согласно предписаниям части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
В остальной части доводы кассационной жалобы применительно к части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не содержат оснований для отмены или изменения кассационным судом общей юрисдикции обжалуемых судебных постановлений, кассационная жалоба ГУ УПФР в "адрес" камень (межрайонное) удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шкотовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменений, кассационную жалобу ГУ УПФР в "адрес" (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.