Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г.
судей Старовойт Р.К, Хребтовой Н.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джамалудиновой Юлии Евгеньевны к администрация Надеждинского района Приморского края о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности, по кассационной жалобе Джамалудиновой Юлии Евгеньевны
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 5 июля 2021 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, пояснения представителя администрации Надеждинского района Приморского края Осиповой Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Джамалудинова Ю.Е. обратилась в суд с иском к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности. Указав, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация Надеждинского муниципального района распоряжением от 01.09.2020 отказала ей во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Полагала, что данное распоряжение является незаконным, поскольку с 1996 года ее опекуном был Крестьянинов Д.А, который в силу имевшегося заболевания не мог заниматься вопросами постановки ее на учет для обеспечения жилым помещением. После его смерти, в 2001 году ее опекуном назначена Крестьянинова Н.И, которая занималась оформлением документов для постановки ее на учет, но документы, подтверждающие данные обстоятельства, не сохранились. До настоящего времени она жилым помещением не обеспечена.
Уточнив требования, просила признать незаконным распоряжение от 01.09.2020 N 1690-р "Об отказе во включении Джамалудиновой Ю.Е. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями". Возложить на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края обязанность включить ее в указанный список.
Решением Надеждинского районного суда Приморского края от 8 февраля 2021 года исковые требования удовлетворены. Распоряжение от 01.09.2020 N 1690-р "Об отказе во включении ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями" признано незаконным.
На администрацию Надеждинского муниципального района возложена обязанность включить Джамалудинову Юлию Евгеньевну в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 5 июля 2021 года решение Надеждинского районного суда Приморского края от 8 февраля 2021 года отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Джамалудинова Ю.Е. просит отменить постановление суда апелляционной инстанции. Полагает, что непринятие ее на учете лиц нуждающихся в жилых помещениях, не может рассматриваться как безусловное основание для отказа в удовлетворении требований о предоставлении вне очереди жилого помещения. Считает, что необходимо выяснить причины, в силу которых заявитель, своевременно не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, имеются все основания для включения ее в списки. Указывает, что дети-сироты имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением и при наличии закреплённого жилого помещения, если будет установлено, что вселение в это жилое помещение невозможно в связи с признанием его в установленном порядке непригодным для проживания.
Представитель ответчика в судебном заседании возражая против доводов кассационной жалобы указала, что истица не представила доказательств уважительности причин пропуска срока (до 23 лет) для обращения в администрацию с заявлением о включении ее соответствующий список детей-сирот, нуждающихся в жилье. Также не обращалась в администрацию с заявлением о признании жилого дома аварийным, непригодным для проживания в результате пожара. Она не лишена возможности быть принятой на учет нуждающихся в жилье на общих основаниях как малоимущая.
Истец в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явилась. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в силу положений статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истец является лицом, имевшим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку в период до достижения 18-летнего возраста в отношении ее была установлена опека. По достижении возраста 18 лет Джамалудинова Ю.Е. не была обеспечена жилым помещением.
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции. Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия исходила из того, что при установлении опеки над Джамалудиновой Ю.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за ней было закреплено жилое помещение по адресу: "адрес", в котором она зарегистрирована с 20.02.2004 и является его нанимателем, доказательств того, что у нее имелись препятствия для проживания в указанном жилом помещении после достижения ею возраста 18 лет, а также, что в результате пожара или иных причин указанное жилое помещение стало непригодным для проживания, суду не представлено. Также судебной коллегией отмечено, что истец до момента обращения в администрацию Надеждинского района в 2020 году на учете как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в получении жилья не состояла, с заявлением в орган местного самоуправления не обращалась.
Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу, что законные основания для включения Джамалудиновой Ю.Е. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, отсутствуют.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены определения суда апелляционной инстанции отсутствуют.
В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Ранее установленный порядок предполагал обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилым помещением только если указанные лица были приняты на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, при этом такое право распространялось на них до достижения ими возраста 23 лёт.
С 1 января 2013 года порядок и условия предоставления жилого помещения изменился.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Пунктом 9 статьи 8 указанного Федерального закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом N159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.
Проверяя законность такого отказа су апелляционной инстанции установили, что Джамалудинова Ю.Е. до достижения возраста 23 лет в компетентные органы с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращалась, на учете нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состояла, на момент обращения с соответствующим заявлением в администрацию Надеждинского района ей исполнилось 32 года, при этом доказательств уважительности причин пропуска срока обращения не представлено, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Отменяя решение суда первой инстанции, принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия Приморского краевого суда, обоснованно указала на то, что при установлении над истицей опеки, постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N за ней было закреплено право на "адрес", общей площадью 47, 1 кв.м, где она до настоящего времени является нанимателем, зарегистрирована в нем вместе с несовершеннолетним ребенком. Кроме того, истицей не представлено доказательств непригодности для проживания, занимаемого на условиях социального найма жилого помещения (заключение межведомственной комиссии), на момент произошедшего в 2014 году в доме пожара истица достигла возраста 26 лет.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на верном применении норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судебной коллегии, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебного акта, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 5 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Джамалудиновой Юлии Евгеньевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.