Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Захарова Е.И, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Ивановой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-134/2021 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" о признании недействующими приказов Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года N 663/78 "Об установлении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций Омской области" (в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 29 декабря 2020 года N 590/93 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года N 663/788"), от 29 декабря 2020 года N 589/93 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2021 год", с апелляционной жалобой Региональной энергетической комиссии Омской области на решение Омского областного суда от 25 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя Региональной энергетической комиссии Омской области Стельмашека Б.Н, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Лазаревой Ю.В. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области, тарифный орган) от 26 декабря 2014 года N 663/78 (далее - приказ N 663/78) установлена необходимая валовая выручка, долгосрочные параметры и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области на 2015-2019 годы.
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 29 декабря 2020 года N 590/93 (далее - приказ N 590/93) внесены изменения в приказ N 663/78. Приложения к приказу N 663/78 изложены в новой редакции.
Пунктом 19 приложения N 4 к приказу N 663/78 (в редакции приказа N 590/93) для ПАО "Россети Сибирь" (филиал Публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - "Омскэнерго") установлена необходимая валовая выручка на 2021 год в размере "данные изъяты"
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 29 декабря 2020 года N 589/93 (далее - приказ N 589/93) установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2021 год.
Пунктом 25 таблицы 1 приложения N 1 к приказу N 589/93 для ПАО "Россети Сибирь" (филиал Публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - "Омскэнерго") установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере "данные изъяты".
ПАО "Россети Сибирь" (далее - Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказ N 663/78, в редакции приказа N 590/93 в части пункта 19 приложения N 4, приказ N 589/93 в части пункта 25 таблицы 1 приложения N 1, устанавливающих необходимую валовую выручку ПАО "Россети Сибирь".
Исковые требования мотивированы тем, что обжалуемыми приказами нарушен ряд норм, закрепленных в нормативно-правовых актах, имеющих большую юридическую силу. Административный ответчик при согласовании превышения предельных уровней тарифов нарушил требования Порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом ФАС России от 08 ноября 2019 года N 1483/19, что повлекло нарушение требований законодательства при утверждении и установлении необходимой валовой выручки филиала "Омскэнерго" для целей исчисления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год. Кроме того, ни в протоколе, ни в экспертном заключении не содержится информация о том, каким образом и в каком периоде регулирования РЭК Омской области намерена компенсировать недополученный доход, представляющий собой разницу между принятой экономически обоснованной необходимой валовой выручки и необходимой валовой выручкой примененной для целей утверждения расчета единых котловых тарифов. Считают, что проведение корректировки необходимой валовой выручки путем исключения части обоснованной необходимой валовой выручки в целях доведения роста тарифов до предельных уровней тарифов не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы административного истца, поскольку влекут в 2021 году недополучение дохода в сумме "данные изъяты".
Решением Омского областного суда от 25 мая 2021 года административное исковое заявление ПАО "Россети Сибирь" удовлетворено. Оспариваемые пункты приказов N 663/78, N 589/93 признаны недействующими с момента их принятия.
На указанное решение областного суда РЭК Омской области подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов жалобы указывает, что у тарифного органа отсутствовала возможность повторно обратиться в ФАС России в 2020 году за согласованием превышения предельного уровня тарифов на 2021 год, поскольку 28 декабря 2020 года в тарифный орган поступил отказ ФАС России в принятии обращения за согласованием превышения предельных уровней тарифов от 11 декабря 2020 года. По мнению апеллянта, без пересмотра тарифов истец не сможет собрать необходимую валовую выручку в размере "данные изъяты" даже в случае включения такого размера необходимой валовой выручки в оспариваемые приказы РЭК Омской области. Следовательно, учет в оспариваемых приказах необходимой валовой выручки в размере "данные изъяты" права и экономические интересы административного истца не нарушает.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвовавшим в деле, а также административным истцом представлены возражения, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, иных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Согласно пункту 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 02 ноября 2011 года N 212-п, Региональная энергетическая комиссия Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 Положения, к полномочиям РЭК Омской области в области государственного регулирования в электроэнергетике относится, в том числе установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом, с соблюдением его формы и вида, в установленном порядке опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и по этим основаниям не обжалуются.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования, при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Из пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования, к которым относится базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами.
Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Из материалов дела следует, что 30 апреля 2020 года ПАО "Россети Сибирь" обратилось в Региональную энергетическую комиссию Омской области с заявлением на корректировку долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО "МРСК Сибири - Омскэнерго" на 2021 год.
Рассмотрев указанное заявление, тарифный орган 29 декабря 2020 года принял оспариваемые приказы.
Из протокола заседания правления РЭК Омской области от 29 декабря 2020 года N 93, экспертного заключения по делу 03-03/39 о корректировке долгосрочных тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2021 год филиала ПАО "Россети Сибирь" - Омскэнерго" следует, что экономически обоснованные расходы на содержание электрических сетей составили "данные изъяты".
В целях соблюдения предельного максимального уровня единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2021 год, установленного ФАС России, тарифным органом данные расходы приняты в размере "данные изъяты".
Из пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике следует, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, в случае превышения предельных уровней тарифов органу регулирования надлежало направить в Федеральную антимонопольную службу заявление о согласовании решения об установлении тарифов выше максимального в соответствии с Порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 08 ноября 2019 года N 1483/19.
Письмом от 11 декабря 2020 года РЭК Омской области направила в ФАС России заявление о согласовании тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год с обосновывающими документами.
Из данного письма следует, что РЭК Омской области, в соответствии с приказом ФАС России от 08 ноября 2019 года N 1483/19 просит согласовать на второе полугодие 2021 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненных к нему категориям потребителей, на территории Омской области на уровне выше предельных максимальных двухставочных тарифов (в части ставки на содержание электрических сетей) и выше предельных максимальных уровней одноставочных тарифов, утвержденных приказом ФАС России от 26 ноября 2020 года N 1162/20. На 2021 год единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей на территории Омской области на уровне ниже предельных минимальных уровней тарифов, утвержденных приказом ФАС России т 26 ноября 2020 года N 1163/20.
Письмом ФАС России от 25 декабря 2020 года заявление РЭК Омской области не принято к рассмотрению на основании пункта 10 Порядка согласования N 1483/19 в связи с отсутствием подлинников или заверенных копий документов, предусмотренных пунктом 3 данного Порядка.
Исходя из содержания письма Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, судом сделан обоснованный вывод, что данный отказ в рассмотрении заявления РЭК Омской области нельзя расценить как отказ в согласовании единых (котловых) тарифов на уровне выше предельных максимальных.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при принятии оспариваемых приказов административным ответчиком были нарушены требования пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, предусматривающие необходимость согласования превышения предельных уровней тарифов в случае такого превышения до принятия решения об утверждении тарифов.
При этом довод апеллянта о невозможности повторного обращения в ФАС России не свидетельствует о законности оспоренных нормативных правовых актов.
Наряду с этим, судом верно отмечено, что в нарушение пунктов 26, 28 Правил регулирования тарифов в протоколе заседания тарифного органа не конкретизированы расходы, исключенные из суммы экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки (отсутствует расчет указанных расходов), что в свою очередь приводит к невозможности установления основания для исключения РЭК Омской области экономически обоснованных расходов в размере "данные изъяты", в том числе путем применения процедуры сглаживания изменения тарифов, установленной пунктом 7 Основ ценообразования.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского областного суда от 25 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Омской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы, представления через Омский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.