Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Никитиной Г.Н, Войтко С.Н.
при секретаре Ивановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области о признании не действующим в части Устава Москаленского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета Москаленского муниципального района Омской области от 3 апреля 2017 года N 26/6
по апелляционной жалобе Главного управления лесного хозяйства Омской области на решение Омского областного суда от 31 августа 2021 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Совета Москаленского муниципального района Омской области "О принятии Устава Москаленского муниципального района Омской области в новой редакции" от 3 апреля 2017 года N 26/6 утвержден Устав Москаленского муниципального района Омской области (далее - Устав). Решение зарегистрировано в Управлении Минюста России по Омской области 11 апреля 2017 N RU555130002017001.
Первоначальный текст Устава опубликован в издании "Москаленский вестник" от 13 апреля 2017 года, N14.
В последующем в Устав вносились изменения решениями Совета Москаленского муниципального района Омской области, в настоящее время Устав действует в редакции решения Совета от 26 мая 2021 года N 69.
Пунктом 35 части 1 статьи 4 Устава к вопросам местного значения муниципального района отнесено осуществление муниципального лесного контроля.
Статьей 4.2 Устава предусмотрено, что к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления Москаленского муниципального района на территориях сельских поселений, относятся:
-организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений (пункт 10);
-осуществление муниципального лесного контроля (пункт 14).
Главное управление лесного хозяйства Омской области обратилось в Омский областной суд с административным иском и с учетом уточненных требований просило признать не действующими пункт 35 части 1 статьи 4, пункты 10, 14 статьи 4.2 Устава, ссылаясь на их несоответствие статьям 7, 23, 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 9 ноября 2020 года), положениям Федерального закона от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемые нормы являются избыточными, нарушающими права административного истца.
Решением Омского областного суда от 31 августа 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Главное управление лесного хозяйства Омской области со ссылкой на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права просит постановленный судебный акт отменить, приняв по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. По мнению административного истца, судом не дана надлежащая правовая оценка тому обстоятельству, что на территории муниципального образования отсутствуют лесные участки, принадлежащие на праве муниципальной собственности, лесничества и лесохозяйственные регламенты, что само по себе исключает правовой механизм охраны, защиты и воспроизводства лесов в силу статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Оспариваемые положения Устава создают неопределенность, допуская произвольное вторжение административного ответчика в регулирование вопросов, находящихся в компетенции Главного управления лесного хозяйства Омской области.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Входящий в систему муниципальных правовых актов устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования (части 1 и 2 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17, пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Уставом муниципального образования, принимаемым представительным органом муниципального образования (населением непосредственно на сходе граждан) регулируются вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (части 2, 3 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 18 Устава Москаленского муниципального района Омской области принятие устава муниципального района и внесение в него изменений отнесено к компетенции Совета Москаленского муниципального района.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые положения Устава Москаленского муниципального района Омской области приняты уполномоченным лицом, с соблюдением процедуры их принятия, опубликования, а также требований к форме нормативного правового акта, по этим основаниям решение суда не обжалуется.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые положения муниципального правового акта полностью воспроизводят нормы Федерального закона N 131-ФЗ, что исключает наличие противоречий между указанными положениями и нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права большей юридической силы и регулирующими спорное правоотношение.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации от Российской Федерации переданы, в том числе, полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (пункт 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав Положение о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденное Указом Губернатора Омской области от 26 декабря 2007 года N 143, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Главное управление лесного хозяйства Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации и полномочия органа исполнительной власти Омской области в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области.
В силу положений частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона N 131- ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 29 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление муниципального лесного контроля.
Аналогичная норма содержится в пункте 5 части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 98 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный лесной контроль осуществляется органами местного самоуправления в рамках полномочий в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса; муниципальный лесной контроль может осуществляться муниципальными учреждениями, подведомственными органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов. Предметом муниципального лесного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, требований, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, в том числе в области семеноводства в отношении семян лесных растений. Организация и осуществление муниципального лесного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Положение о муниципальном лесном контроле утверждается представительным органом муниципального образования.
В силу положений части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (пункт 19 части 1), осуществление муниципального лесного контроля (пункт 32 части 1).
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (часть 3 статьи 14).
Частью 4 рассматриваемой статьи установлено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов; в этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Статьей 2 Закона Омской области от 24 сентября 2015 года N 1786-03 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области" за сельскими поселениями Омской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 13, 15, 22, 26, 31, 38 части 1 статьи 14 Федерального Закона N 131-ФЗ.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые положения Устава Москаленского муниципального района Омской области полностью воспроизводят положения Федерального закона N 131-ФЗ, является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что федеральный законодатель исключил из правового регулирования органов местного самоуправления городские леса не основан на нормах закона и опровергается положениями части 1 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о несостоятельности доводов административного истца об отсутствии на территории муниципального района на данный момент объектов муниципального лесного контроля.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что осуществление оспариваемых полномочий в границах поселений свидетельствует о присвоении административном ответчиком компетенции истца, является ошибочной.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, и не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела..
Оснований, влекущих отмену решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского областного суда от 31 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления лесного хозяйства Омской области - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Омский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.