Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Красиковой О.Е, судей Войтко С.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Ивановой А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-175/2021) по административному исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" о признании недействующими в части приказов Региональной энергетической комиссии Омской области от 29 декабря 2020 года N 590/93 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года N 663/78", от 29 декабря 2020 года N 589/93 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2021 год", по апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Омской области на решение Омского областного суда от 19 августа 2021 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя Региональной энергетической комиссии Омской области Стельмашека Б.Н, представителей АО "Оборонэнерго" Саган А.В, Кишпан Т.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Мищенко Е.Ю,
УСТАНОВИЛА:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года N 663/78 (далее - приказ N 663/78) установлена необходимая валовая выручка, долгосрочные параметры и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области.
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 29 декабря 2020 года N 590/93 (далее - приказ N 590/93) внесены изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года N 663/78.
Пунктом 13 приложения N 2 к приказу N 590/93 установлена необходимая валовая выручка для филиала "Забайкальский" АО "Оборонэнерго" на 2021 год в размере 11 024, 82 тысяч рублей.
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 29 декабря 2020 года N 589/93 (далее - приказ N 589/93) установлены и введены в действие с календарной разбивкой единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2021 год.
Пунктом 18 таблицы 1 приложения N 1 к приказу N 589/93 установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации для АО "Оборонэнерго" филиала "Забайкальский в размере 11 024, 82 тысяч рублей.
Акционерное общество "Оборонэнерго" в лице филиала "Забайкальский" (далее - АО "Оборонэнерго", Общество) обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных выше положений с момента их принятия. Исковые требования мотивированы тем, что административным ответчиком не обоснованно уменьшена необходимая валовая выручка организации, что нарушает права АО "Оборонэнерго".
Решением Омского областного суда от 19 августа 2021 года (с учетом определения об исправлении описки от 06 сентября 2021 года) административное исковое заявление АО "Оборонэнерго" удовлетворено. Признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу пункт 13 приложения N 2 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 29 декабря 2020 года N 590/93 в части установления НВВ филиала "Забайкальский" АО "Оборонэнерго" без учета оплаты потерь на 2021 год в размере 11 024, 82 тыс. рублей, пункт 18 таблицы 1 приложения N 1 к приказу N 589/93 в части установления НВВ филиала "Забайкальский" АО "Оборонэнерго" без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в размере 11 024, 82 тыс. рублей.
Не согласившись с решением суда, Региональной энергетической комиссией Омской области (далее - РЭК Омской области, тарифный орган) подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Омского областного суда отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обосновании апелляционной жалобы указывают, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала "Забайкальский" АО "Обороэнерго" на 2021 год РЭК Омской области был проведен анализ обоснованности расходов, понесенных в прошедшем периоде регулирования 2015-2019 годы. В результате выявленные не понесенные расходы на ремонт в период регулирования 2015-2019 годы на сумму 22 824, 38 тысяч рублей, экономически необоснованные расходы, понесенные в период 2015-2019 годы и покрытые за счет поступлений от регулируемого вида деятельности на сумму 3 652, 33 тысяч рублей. С учетом положений пункта 7 Основ ценообразования были приняты оспариваемые нормативные правовые акты. При установлении тарифов на новый долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы, когда определялся базовый уровень подконтрольных расходов, РЭК Омской области не произвела такие действия по причине того, что долгосрочный период не был завершён, не были известны фактические показатели работы предприятия за 2019 год. На новый долгосрочный период регулирования базовый уровень подконтрольных расходов был установлен с учетом представленных обосновывающих документов.
АО "Оборонэнерго" и прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в которых просят решение суда с учетом определения об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу РЭК Омской области без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель РЭК Омской области Стельмашек Б.Н, участвующий в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители АО "Оборонэнерго" Саган А.В, Кишпан Т.В, участвующие в деле с использованием системы видеоконференц-связи, считают, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее Методические указания N 98-э), иных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
На розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 02 ноября 2011 года N 212-п, Региональная энергетическая комиссия Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 Положения, к полномочиям РЭК Омской области в области государственного регулирования в электроэнергетике относится, в том числе установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликованы на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и по этим основаниям не обжалуются.
Как следует из материалов дела, 27 апреля 2020 года АО "Оборонэнерго" обратилось в тарифный орган с заявление о корректировке утвержденного тарифа на услуги по передаче электрической энергии (мощности), устанавливаемого с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2021 год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 годы филиала "Забайкальский" в границах Омской области.
На основании данного заявления РЭК Омской области открыто дело об установлении тарифов N.
Оспариваемыми приказами РЭК Омской области произведена корректировка необходимой валовой выручки на второй год долгосрочного периода регулирования и установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2021 год, размер необходимой валовой выручки для административного истца определен в сумме 11 024, 82 тысяч рублей.
Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (пункт 38 Основ ценообразования, пункт 8 Методических указаний).
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования, в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV Методических указаний необходимой валовой выручки (пункт 4 Методических указаний N 98-э).
Пунктом 6 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что долгосрочные тарифы определяются на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются:
1) базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;
2) индекс эффективности подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов;
3) коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый Методическими указаниями;
4) максимальная возможная корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг, определяемая Методическими указаниями;
5) уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования;
6) уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с Основами ценообразования.
Из пункта 7 Методических указаний N 98-э следует, что перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов: индекс потребительских цен, определенный в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации; размер активов, определяемый регулирующими органами; величина неподконтрольных расходов; величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861; величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации; цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.
Как усматривается их экспертного заключения, корректировка, в виде изъятия из необходимой валовой выручки 6 619, 18 тысяч рублей, была проведена по результатам анализа предыдущего периода регулирования 2015-2019 годы. По результатам данного анализа были выявлены невыполненные ремонтные работы на сумму 22 824, 38 тысяч рублей, экономически необоснованные расходы в сумме 3 652, 33 тысячи рублей.
Органом регулирования необходимая валовая выручка общества скорректирована в целом, в том числе корректировке подверглись и подконтрольные расходы по статьям "Материальные затраты", "Расходы на оплату труда", "Прочие работы и услуги непроизводственного характера", "Расходы из прибыли".
Согласно абзацам 1-3 пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:
расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;
учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящего документа).
В соответствии с абзацем 11 пункта 7 Основ ценообразования исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Судом первой инстанции установлено, что величина необходимой валовой выручки АО "Обороэнерго" за три последних года регулирования ниже 10 % суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Учитывая обстоятельства дела, приведенные выше положения законодательства, суд апелляционной инстанции соглашается с обоснованными и законными выводами областного суда о том, что тарифный орган не имел право пересматривать подконтрольные расходы на второй год (2021) долгосрочного периода регулирования (2020-2024) с учетом анализа использования средств на ремонтные работы, анализа обоснованности расходов регулируемой организации за 2015-2019 годы.
Уровень подконтрольных расходов на второй год долгосрочного периода регулирования (2021) рассчитывается на уровне расходов на утвержденных на первый (базовый) год регулирования (2020) с применением необходимых индексов.
То обстоятельство, что РЭК Омской области при установлении тарифов на новый долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы не мог проанализировать обоснованность расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, так как долгосрочный период не был завершен, основаниями для отмены правильного и законного решения не является.
Законодательством, регулирующим отношения по установлению тарифов в сфере электроэнергетики данное обстоятельство не предусмотрено в качестве основания, позволяющего пересматривать подконтрольные расходы на второй и последующие годы долгосрочного регулирования.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского областного суда от 19 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу региональной энергетической комиссии Омской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Омский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.