Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Сучковой Е.Г, Тертишниковой Л.А, при секретаре Грейсман А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-114/2021 по административному исковому заявлению Головко Ларисы Сергеевна к краевому государственному бюджетному учреждению "Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учета недвижимости" об оспаривании решения учреждения от 20 февраля 2021 года N 13 (акта от 20 февраля 2021 года N АОКС272021/000031), по апелляционной жалобе представителя административного ответчика КГБУ "Хабкрайкадастр" - Чичик А.Ю. на решение Хабаровского краевого суда от 3 августа 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Мулярчика А.И, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Головко Л.С. обратилась в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения КГБУ "Хабкрайкадастр" от 20 февраля 2021 года N 13 (акта от 20 февраля 2021 года N АОКС272021/000031), которым исправлена ошибка, допущенная при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, кадастровая стоимость которого изменена решением КГБУ "Хабкрайкадастр" в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Оспариваемое решение вынесено с нарушением порядка, установленного статьей 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке), выразившееся в том, что КГБУ "Хабкрайкадастр" пересчитало кадастровую стоимость без заявления собственника на основании выявленной единичной, а не системной ошибки.
Кроме того, указанным решением учреждение в нарушение порядка, установленного статьей 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости), изменило дату определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административный истец просил признать незаконным решение КГБУ "Хабкрайкадастр" об изменении даты определения кадастровой стоимости и исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта капитального строительства: кадастровый номер N; наименование объекта капитального строительства: помещение; назначение: нежилое; площадь 760, 2 кв.м, этаж N 1, адрес: "адрес" выраженное в акте об определении кадастровой стоимости от 20.02.2021 г. N АОКС272021/000031.
Решением Хабаровского краевого суда от 3 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным решение КГБУ "Хабкрайкадастр" от 20 февраля 2021 года N 13 (акт от 20 февраля 2021 года N АОКС272021/000031).
С принятым решением не согласился представитель административного ответчика КГБУ "Хабкрайкадастр" - Чичик А.Ю, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы указывает, что признавая оспариваемое решение незаконным на том основании, что КГБУ "Хабкрайкадастр" не обладает полномочиями по изменению даты определения кадастровой стоимости, суд не учел, что дата определения кадастровой стоимости нежилого помещения - 19 июня 2019 года, указана административным ответчиком в соответствии с датой постановки объекта на кадастровый учет, сведения о которой содержались в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) на дату принятия оспариваемого административным истцом решения.
Кроме того, признавая незаконным решение от 20 февраля 2021 года N 13, суд не принял во внимание, что данным решением определена кадастровая стоимость не только оспариваемого объекта, но и двух других объектов недвижимости, правообладатели которых не обращались в суд с заявлением о признании незаконным указанного решения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Закона о государственной кадастровой оценки государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).
Уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края в сфере государственной кадастровой оценки является министерство имущества Хабаровского края (пункт 1.1. Положения о министерстве имущества Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 4 декабря 2018 года N 441-пр "Об утверждении Положения о министерстве имущества Хабаровского края"), (далее - Положение).
Согласно пункту 3.6.3. Положения министерство имущества Хабаровского края осуществляет в соответствии с законодательством полномочия в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории края, в том числе наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, государственное бюджетное учреждение, созданное краем.
Согласно пункту 2.3. Устава краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учета недвижимости", утвержденного распоряжением министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 25 мая 2017 года N 1408, учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки, определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (том 1 л.д. 92).
Бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. В случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. При выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается. Решение о необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть принято уполномоченным органом субъекта Российской Федерации без заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, предусмотренных данной статьей (части 1, 15, 25 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценки).
В соответствии с частью 23 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценки решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Головко Л.С. принадлежит 29/100 долей в праве общей долевой собственности на нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" "адрес" (том 1 л.д. 27-30).
Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на 20 августа 2019 года составляла 25 301 075, 23 рублей (том 1 л.д. 31). Указанная кадастровая стоимость определена КГБУ "Хабкрайкадастр" актом определения кадастровой стоимости от 13 мая 2020 года N 28 в соответствии с частью 9 статьи 24.20 Закона о государственной кадастровой оценке (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 274-ФЗ).
В связи с выявлением единичной ошибки, повлекшей некорректное определение кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N, выявленной по результатам рассмотрения заявления ЗАО "Промкомбинат", поступившее в адрес бюджетного учреждения 17 февраля 2021 года о разъяснении определения кадастровой стоимости указанного объекта (том 1 л.д. 159), КГБУ "Хабкрайкадастр", во исполнение положений части 15 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценки, приняло решение о проведении проверки порядка определения кадастровой стоимости однотипных объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N.
По результатам проведенной проверки, решением КГБУ "Хабкрайдастр" от 20 февраля 2021 года N 13 исправлена ошибка, допущенная при определении кадастровой стоимости указанных объектов. Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости установлена в размере 4 206 923, 99 рублей по состоянию на 19 июня 2019 года актом определения кадастровой стоимости КГБУ "Хабкрайкадастр" от 20 февраля 2021 года N АОКС272021/000031.
Результаты определения кадастровой стоимости переданы в Управление Росреестра по Хабаровскому краю в виде XML-файла, содержащего сведения о кадастровой стоимости и дате ее определения для загрузки в ЕГРН.
Изучив представленные в дело доказательства, оценив их в совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение и составленный на его основе акт об определении кадастровой стоимости приняты уполномоченным на то государственным органом - КГБУ "Хабкрайкадастр", в установленном статьей 21 Закона о государственной кадастровой оценке порядке.
Вместе с тем, разрешая спор по существу заявленных административных исковых требований, суд установил, что КГБУ "Хабкрайкадастр", в нарушение статьи 61 Закона о государственной регистрации недвижимости, изменило дату определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N, указанную в ЕГРН, не обладая полномочиями на совершение данных действий. Указанное решение нарушает права собственника объекта недвижимости, обратившегося в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 20 августа 2019 года, так как влияет на период применения кадастровой стоимости.
Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
Согласно части 13 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе: неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории); использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.
По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке).
В случае, если ошибка допущена при определении кадастровой стоимости в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона, бюджетным учреждением в соответствии с требованиями, установленными указанной статьей, составляется акт об определении кадастровой стоимости. По итогам исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением в течение трех рабочих дней со дня исправления таких ошибок передается акт об определении кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, если такая кадастровая стоимость определена в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона (части 19, 20 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке).
Из анализа вышеизложенных положений следует, что бюджетное учреждение в рамках статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке наделено полномочиями по выявлению ошибок, влияющих на величину кадастровой стоимости, их устранению и осуществлению пересчета кадастровой стоимости в связи с выявлением указанных ошибок. Полномочиями по изменению даты определения кадастровой стоимости КГБУ "Хабкрайкадастр" не обладает, следовательно, не могло своим решением устанавливать дату, отличную от даты, указанной в ЕГРН - 20 августа 2019 года, внесенной на основании акта определения кадастровой стоимости от 13 мая 2020 года N 28 (том 1 л.д. 31, 238).
Довод апеллянта о том, что КГБУ "Хабкрайкадастр" при принятии оспариваемого решения, верно указало дату определения кадастровой стоимости в соответствии с датой постановки объекта на кадастровый учет (19 июня 2019 года), указанной в выписке из ЕГРН и представленном Управлением Росреестра по Хабаровскому краю перечне помещений, постановленных на государственный кадастровый учет в 2019 году, судебная коллегия находит несостоятельным.
Согласно выписке из ЕГРН от 15 января 2021 года N КУВИ-001/2021-1864486 (том 1 л.д. 31) кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N определена по состоянию на 20 августа 2019 года.
В соответствии с представленными в материалы дела ФГБУ "ФКП Росреестра" разъяснениями по делу от 7 июля 2021 года, КГБУ "Хабкрайкадастр" на основании части 9 статьи 24 Закона о государственной кадастровой оценке осуществлено определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Результаты определения кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, в том числе нежилого помещения с кадастровым номером N, утверждены актом определения кадастровой стоимости КГБУ "Хабкрайкадастр" от 13 мая 2020 года N 28, направленном в виде XML-файла в Управление Росреестра по Хабаровскому краю для включения в ЕГРН. Из содержания данного файла следует, что кадастровая стоимость указанного объекта определена по состоянию на 20 августа 2019 года, а не на 19 июня 2019 года.
Согласно части 1 статьи 61 Закона о государственной регистрации недвижимости техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
Таким образом, исправление технической ошибки в сведениях, содержащихся в ЕГРН, осуществляется по решению государственного регистратора прав, каким КГБУ "Хабкрайкадастр" не является.
Вместе с тем, признавая решение от 20 февраля 2021 года N 13 (акт от 20 февраля 2021 года N АОКС272021/000031) незаконным в части определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N, суд первой инстанции в абзаце 2 резолютивной части решения указал: "Признать решение краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учета недвижимости" от 20 февраля 2021 года N 13 (акта от 20 февраля 2021 года N АОКС272021/000031) незаконным".
При этом, из текста административного искового заявления и обжалуемого решения Хабаровского краевого суда следует, что предметом исследования и оценки суда являлась законность принятия решения от 20 февраля 2021 года N 13 (акта от 20 февраля 2021 года N АОКС272021/000031) только в части определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N, долевой собственник которого обратился с соответствующим заявлением в суд.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае судом первой инстанции допущена описка, которая носит технический характер, ее исправление не повлечет изменение содержания судебного акта, в связи с чем она подлежит исправлению в соответствии со статьей 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции".
На основании изложенного, абзац 2 резолютивной части решения Хабаровского краевого суда от 3 августа 2021 года следует изложить в следующей редакции: "Признать решение краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учета недвижимости" от 20 февраля 2021 года N 13 (акт от 20 февраля 2021 года N АОКС272021/000031) незаконным в части установления по состоянию на 19 июня 2019 года кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 4 206 923, 99 рублей".
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, в целом определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 3 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учета недвижимости" - Чичик А.Ю. - без удовлетворения.
Изложить абзац второй резолютивной части решения Хабаровского краевого суда от 3 августа 2021 года в следующей редакции: "Признать решение краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учета недвижимости" от 20 февраля 2021 года N 13 (акт от 20 февраля 2021 года N АОКС272021/000031) незаконным в части установления по состоянию на 19 июня 2019 года кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 4 206 923, 99 рублей".
Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.