Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Войтко С.Н., рассмотрев единолично, без проведения судебного заседания административный материал N 9а-109/2021 с частной жалобой Касиловой Н.А. на определение судьи Приморского краевого суда от 11 ноября 2021 года о возвращении административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Касилова Н.А. - член окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа Приморский край Владивостокский одномандатный избирательный округ N 62 в порядке главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии города Уссурийска от 21 октября 2021 года N 46/230 об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении ей заверенных копий первых экземпляров протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссии избирательного участка N 2812.
Определением судьи Приморского краевого суда от 11 ноября 2021 года указанное административное исковое заявление возвращено на основании пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ввиду неподсудности дела данному суду.
В частной жалобе Касилова Н.А, считая постановленный судебный акт незаконным, просит его отменить.
В обоснование, ссылаясь на отдельные положения Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, указывает, что поскольку полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 14 по выборам депутатов Законодательного собрания Приморского края были возложены на территориальную избирательную комиссию города Уссурийска, то подсудность административного иска к территориальной избирательной комиссии города Уссурийска должна определяться исходя из полномочий окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 14.
В соответствии с положениями части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции может быть осуществлено по правилам, установленным главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса частная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания.
Проверив административный материал, изучив доводы частной жалобы, суд приходит к следующему выводу.
В силу пункта 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд (подпункт "е" пункта 23 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ).
Частью 4 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.
Административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции (статья 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административному истцу административное исковое заявление в случае, если дело неподсудно данному суду.
Принимая обжалуемый судебный акт, судья суда первой инстанции со ссылкой на указанные положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исходил из того, что Касилова Н.А. имея намерение получить копии первых экземпляров протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссии избирательного участка N 2812, которые в силу требований пункта 30 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ были уже направлены в территориальную избирательную комиссию города Уссурийска, обратилась с заявлением именно в территориальную избирательную комиссию, решением которой ее заявление оставлено без удовлетворения.
В этой связи, судья пришел к выводу о неподсудности административного иска Касиловой Н.А. Приморскому краевому суду.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с данным выводом и находит обжалуемое определение незаконным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в тех случаях, когда полномочия одних избирательных комиссий, комиссий референдума возлагаются на другие избирательные комиссии, комиссии референдума (например, полномочия окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - на территориальные избирательные комиссии на основании пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), подсудность дела следует определять с учетом уровня комиссии, полномочия которой возложены на другую избирательную комиссию, комиссию референдума.
Решением избирательной комиссии Приморского края от 04 июня 2021 года N 269/1823 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Приморского края на территориальные избирательные комиссии" полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 14 по выборам депутатов Законодательного Собрания Приморского края возложены на территориальную избирательную комиссию города Уссурийска.
В статье 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации содержится перечень административных дел, подсудных верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, где в пункте 7 указаны административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.
Из содержания административного искового заявления следует, что Касиловой Н.А. спаривается решение территориальной избирательной комиссии города Уссурийска об отказе в предоставлении ей заверенных копий первых экземпляров протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссии избирательного участка N 2812 по выборам депутатов в Законодательное собрание Приморского края.
При таких данных, краевому суду при вынесении обжалуемого определения надлежало выяснить обстоятельства, связанные с наделением указанной территориальной избирательной комиссии полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов в Законодательное собрание Приморского края, поскольку в силу приведенных выше законоположений подсудность административного дела об обжаловании решений избирательных комиссий следует определять с учетом уровня комиссии, полномочия которой возложены на другую избирательную комиссию.
Таким образом, возвращая административное исковое заявление, суд допустил нарушение норм процессуального права, повлекшее принятие неправильного решения, поэтому обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а административное исковое заявление - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение со стадии разрешения вопроса о принятии его к производству.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Приморского краевого суда от 11 ноября 2021 года отменить.
Административное исковое заявление Касиловой Н.А. возвратить в Приморский краевой суд на новое рассмотрение со стадии разрешения вопроса о принятии его к производству.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Приморский краевой суд.
Судья С.Н. Войтко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.