Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е.
судей Байбакова М.А. и Захаровой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-280/2021 по иску Усачева Дмитрия Алексеевича к акционерному обществу "Российский сельскохозяйственный банк", Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Костромы о признании незаконным отказа в перечислении средств субсидии
по кассационной жалобе Усачева Д.А. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 9 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Усачев Д.А. обратился в суд с иском к АО "Россельхозбанк" и Управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы о признании уведомления АО "Россельхозбанк" об отказе в перечислении средств субсидии на погашение суммы основного долга и уплаты процентов по кредитному договору от 18 ноября 2019 г. N 07125-ИП/19 незаконным; обязании АО "Россельхозбанк" направить заявку в Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы на перечисление средств субсидии в размере 631 808 руб. владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства N С-25 от 26 марта 2020 г. на погашение суммы основного долга и уплаты процентов по кредитному договору от 18 ноября 2019 г. N 07125-ИП/19, заключенному между Усачевым Д.А, ФИО8 и Банк ГПБ (АО), в целях приобретения жилого помещения; обязании Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы в течение 14 рабочих дней со дня получения от АО "Россельхозбанк" заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет перечислить АО "Россельхозбанк" средства в сумме 631 808 руб, предоставляемые в качестве социальной выплаты Усачеву Д.А. по свидетельству N С-25 от 26 марта 2020 г.; обязании АО "Россельхозбанк" в течение 5 рабочих дней со дня поступления средств из местного бюджета перечислить средства субсидии на банковский счет N 40817810951000034055, открытый на Усачева Д.А.
Требования мотивированы тем, что 26 марта 2020 г. его молодой семье в составе трех человек: Усачева Д.А, ФИО8, ФИО14. администрацией г. Костромы в рамках ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" выдано свидетельство N С-25 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 631 808 руб, которое подлежало предъявлению в банк до 26 апреля 2020 г. 27 марта 2020 г. он предъявил указанное свидетельство в АО "Россельхозбанк", между ним и банком был заключен договор N ЦП-01157/2020/5100 банковского счета физического лица - получателя субсидии в рамках реализации целевой программы, в соответствии с которым владельцу свидетельства открыт банковский счет получателя субсидии.
5 августа 2020 г. он обратился в банк с заявлением о перечислении субсидии на погашение суммы основного долга и процентов по кредитному договору N 07125-ИП/19 от 18 ноября 2019 г. Уведомлением от 12 августа 2020 г. банк отказал в перечислении субсидии на указанные цели, сославшись на то, что внесенные в пп. "е" п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования вступили в действие с 1 августа 2020 г, поэтому применяются к правоотношениям, возникшим с этой даты.
По мнению истца, данный отказ является незаконным, нарушает его и членов его семьи право на гарантированное государством право на жилище, на реализацию программ на доступное и комфортное жилье молодым семьям, на государственную поддержку в улучшении жилищных условий. В настоящее время в связи с передачей квартиры в собственность, его семья на основании распоряжения Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы от 21 августа 2020 г. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку обеспечена более учетной нормы площади жилого помещения. Восстановить нарушенное право иным способом не представляется возможным.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 11 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 9 июня 2021 г, в удовлетворении исковых требований Усачева Д.А. отказано.
В кассационной жалобе Усачев Д.А. просит судебные постановления отменить, как незаконные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Такие нарушения допущены судебными инстанциями при рассмотрении дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 16 февраля 2017 г. между ООО Строительная компания "Волга-Строй" и Усачевым Д.А, ФИО8 заключен договор участия в долевом строительстве N 14НГ20/19, по условиям которого застройщик обязался достроить многоквартирный жилой "адрес" (по ГП) по адресу: "адрес") и передать участникам объект долевого строительства - двухкомнатную квартиру с условным номером 119 в указанном доме, общей площадью 58, 3 кв.м.
Стоимость квартиры на момент заключения договора составляет 1 940 500 руб. Оплата права на получение и оформление в общую совместную собственность объекта долевого строительства осуществляется участниками долевого строительства с использованием кредитных средств в размере 1 540 000 руб, предоставляемых Усачеву Д.А. по кредитному договору, заключаемому с Банком ВТБ 24 (ПАО).
13 марта 2017 г. между Усачевым Д.А, ФИО8 и ВТБ (ПАО) заключен кредитный договор N 634/3751-0000841 на инвестирование строительства квартиры по вышеуказанному договору участия в долевом строительстве.
Постановлением администрации г. Костромы от 25 октября 2017 г. N 2824 Усачев Д.А, ФИО8, ФИО9 приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилищного фонда "адрес", категория - молодая семья.
27 июня 2018 г. Усачев Д.А. обратился в Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы с заявлением о включении его семьи в составе: Усачев Д.А, ФИО8, ФИО9 в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "жилище" на 2015-2020 годы.
Распоряжением начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы от 29 июня 2018 г. N 860-р Усачев Д.А, ФИО8, ФИО9 признаны участниками основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
18 ноября 2019 г. между "Газпромбанк" (АО) и Усачевым Д.А, ФИО8 заключен кредитный договор N 07125-ИП/19, в соответствии с которым банк выдал Усачеву Д.А, ФИО8 кредит в сумме 1 476 423, 15 руб. на срок по 1 ноября 2039 г. включительно. Кредит предоставлен на погашение задолженности по кредитному договору от 13 марта 2017 г. N 634/3751-0000841, заключенному между Усачевым Д.А, ФИО8 и ВТБ (ПАО) на инвестирование строительства вышеуказанного объекта недвижимости.
4 февраля 2020 г. Усачев Д.А. обратился в Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.
26 марта 2020 г. истцу и членам его семьи выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретении жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства N С-25, подлежащее предъявлению в банк до 26 апреля 2020 г, со сроком действия до 26 октября 2020 г.
27 марта 2020 г. между АО "Россельхозбанк" и Усачевым Д.А. (клиент) заключен Договор N ЦП-01157/2020/510 банковского счета физического лица - получателя субсидии в рамках реализации целевой программы открыл Усачеву Д.А, как владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты С-25, банковский счет N для зачисления и дальнейшего использования субсидии.
5 августа 2020 г. Усачевым Д.А. в АО "Россельхозбанк" поданы документы о направлении банком заявки на перечисление средств социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по кредитному договору от 18 ноября 2019 г.
12 августа 2020 г. АО "Россельхозбанк" уведомило истца об отказе в принятии кредитного договора от 18 ноября 2019 г. Отказ обоснован тем, что внесенные постановлением Правительства РФ от 15 июля 2020 г. N 1042 изменения в пп. "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусматривающие использование социальной выплаты для погашения суммы основного долга и уплаты процентов по кредиту, взятому на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, вступили в действие с 1 августа 2020 г. и применяются к правоотношениям, возникшим с указанной даты.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанности по выполнению действий, направленных на перечисление средств социальной выплаты в сумме 631 808 руб. на основании Свидетельства N С-25 от 25 марта 2020 г, выданного молодой семье Усачевых для погашения суммы основного долга и уплаты процентов по представленному истцом в Банк кредитному договору от 18 ноября 2019 г, указав, что в случае, если бы Усачев Д.А. на дату подачи заявления о признании участником программы претендовал на получение спорной выплаты для целей погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору, у Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы имелись основания для отказа в признании семьи Усачева Д.А. участницей мероприятия ввиду того, что кредитный договор на оплату жилого помещения заключен до признания его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметив, что на дату заключения договора участия в долевом строительстве (16 февраля 2017 г.) и кредитного договора (13 марта 2017 г.) семья истца состояла из двух человек и не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий ранее рождения ребенка. Поскольку одним из обязательных условий направления спорной выплаты на погашение долга по кредитному договору является признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении на день заключения такого договора (13 марта 2017 г.), что по настоящему делу не установлено, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей с использованием субсидии для приобретения или строительства жилых помещений на 2015-2020 годы осуществлялось в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения (далее также - социальная выплата), а также использования таких выплат установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
Подпунктом "е" пункта 2 указанных Правил (в редакции, действующей с 1 августа 2020 г.) предусмотрено, что социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья используются для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
В соответствии с пунктом 35 Правил социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.
В случае использования социальной выплаты на цели, предусмотренные подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк документы, поименованные в пункте 42 Правил.
Согласно пункту 46 Правил банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 39 - 42, 44, подпунктами "а" и "б" пункта 45 и пунктом 45(1) настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений.
В случае вынесения банком решения об отказе в принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44, подпунктами "а" и "б" пункта 45 и пунктом 45(1) настоящих Правил, либо об отказе в оплате расходов на основании этих документов или уплате оставшейся части паевого взноса распорядителю счета вручается в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов соответствующее уведомление в письменной форме с указанием причин отказа. При этом документы, принятые банком для проверки, возвращаются.
Социальная выплата считается предоставленной участнику мероприятия ведомственной целевой программы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (пункт 50 Правил).
Таким образом, с 1 августа 2020 г. владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты вправе использовать социальную выплату на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения.
Как следует из уведомления АО "Россельхозбанк" от 12.08.2020, направленного в адрес Усачева Д.А. и ФИО8, в качестве причины отказа в принятии кредитного договора от 18.11.2019 N 07125-ИП/19, предоставленного истцам в целях полного погашения задолженности по кредитному договору от 13.03.2017 N 634/3751-0000841, заключенного на инвестирование строительства объекта недвижимости, банк сослался на невозможность использования социальной выплаты в целях погашения ранее предоставленного жилищного кредита, поскольку новая редакция подпункта "е" пункта 2 Правил применяется к правоотношениям, возникшим с 1 августа 2020 г.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Следовательно, в данном случае к правоотношениям между истцом и ответчиком должны применяться нормативные правовые акты, действующие на день принятия банком решения об отказе в принятии кредитного договора, т.е. на 12.08.2020.
Судебными инстанциями установлено, что документы на перечисление средств социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по кредитному договору от 18 ноября 2019 г. поданы Усачевым Д.А. в АО "Россельхозбанк" 5 августа 2020 г, уведомление об отказе в принятии кредитного договора от 18 ноября 2019 г. направлено банком 12 августа 2020 г, т.е. после внесения изменений в подпункт "е" пункта 2 вышеуказанных Правил.
При таком положении при рассмотрении заявленных истцом требований подлежал применению подпункт "е" пункта 2 Правил в редакции, действующей с 1 августа 2020 г.
Однако названные положения закона судами к обстоятельствам данного дела применены не были, вопрос о праве Усачева Д.А. на использование социальной выплаты на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения, в нарушение положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не рассмотрен.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Усачева Д.А. со ссылкой на неправомерность постановки семьи истца на учет нуждающихся в жилых помещений и признания их участниками основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", судебные инстанции не учли, что решения администрации г. Костромы и Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Москвы о принятии семьи истца на учет нуждающихся в жилых помещениях и признании их участниками программы в установленном законом порядке не оспаривались, незаконными не признавались, предметом настоящего спора не являлись.
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Усачева Д.А. не могут быть признаны правомерными.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты нельзя признать законными. Они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене решения Свердловского районного суда г. Костромы от 11 марта 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 9 июня 2021 г. и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть все приведенное выше и рассмотреть дело на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 9 июня 2021 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Свердловский районный суд г. Костромы.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.