Решение Суда Корякского автономного округа
от 24 октября 2007 г. N 3-5-07
Суд Корякского автономного округа в составе:
председательствующего судьи Слободчикова О.Ф.
при секретаре Кирилловой Н.А.
с участием представителя прокуратуры Камчатского края по доверенности - старшего помощника прокурора Тигильского района Шехтель Э.Р., представителя Губернатора Камчатского края по доверенности Александрова Л.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 октября 2007 года в п. Палана Камчатского края гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Камчатского края
о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению ст. 10.1. Закона Корякского автономного округа "Об административных правонарушениях" N 198-оз от 27 февраля 2003 года, установил:
Первый заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с заявлением о признании недействующей ст. 10.1 Закона Корякского автономного округа (далее - КАО) "Об административных правонарушениях" N 198-оз от 27 февраля 2003 года с момента вступления в силу судебного решения.
В обоснование требований указал, что оспариваемой нормой окружного закона введена административная ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за появление несовершеннолетних лиц в возрасте до 14 лет на улицах, стадионах, в скверах, парках и в других общественных местах в ночное время (с 22 до 6 часов) без сопровождения родителей или иных законных представителей несовершеннолетних. Однако права и обязанности родителей (законных представителей) установлены Семейным Кодексом РФ (ст.ст. 1, 63, 65), следовательно, в соответствии со ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ответственность за неисполнение этих обязанностей может быть установлена только на федеральном уровне. А ст. 5.35 КоАП РФ уже установлена административная ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Кроме того, оспариваемая норма ограничивает права родителей на самостоятельное воспитание своих детей, установленные действующим законодательством.
В судебном заседании представитель прокуратуры Камчатского края Шехтель Э.Р. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель Губернатора Камчатского края Александров Л.Г. с заявлением прокурора согласился, не возражая против его удовлетворения. Председатель Думы КАО Мышляев В.А. просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Думы КАО, заявив об отсутствии возражений на заявление прокурора.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Законом КАО от 21 июня 2006 года N 187-оз были внесены изменения в Закон КАО "Об административных правонарушениях" от 27 февраля 2003 года N 198-оз - данный Закон был дополнен статьей 10.1, согласно которой появление несовершеннолетних лиц в возрасте до 14 лет на улицах, стадионах, в скверах, парках и в других общественных местах в ночное время (с 22 до 6 часов) без сопровождения родителей или иных законных представителей несовершеннолетних - влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда. Данный Закон был опубликован в окружной газете "Народовластие" N 75 от 6 июля 2006 года.
В силу части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п. "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 п. 4 ст. 1 Семейного Кодекса РФ права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья и законных интересов других членов семьи и иных граждан.
Статья 5 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) предусматривает, что государства-участники уважают права и обязанности родителей должным образом управлять и руководить ребенком.
Согласно ст. 65 Семейного Кодекса РФ все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
Анализируя указанные нормы в их совокупности суд приходит к выводу о том, что данные нормы предполагают, что родители (законные представители) вправе самостоятельно, с учетом мнения детей, решать вопросы их воспитания, в том числе их пребывания на улицах, стадионах, в скверах парках и в других общественных местах в ночное время (с 22 до 6 часов). Поэтому окружной законодатель, ограничив оспариваемой статьей Закона КАО "Об административных правонарушениях" пребывание несовершеннолетних лиц в возрасте до 14 лет в ночное время на улицах и в других общественных местах без сопровождения родителей или иных законных представителей, вышел за пределы своей компетенции.
Далее, статьей 1.3 КоАП РФ разграничены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в соответствии с которой к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Содержание и порядок выполнения родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов регулируется Семейным Кодексом РФ, в частности ст. 63 и ч. 1 ст. 65.
Согласно ст. 3 Семейного Кодекса РФ законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным Кодексом к ведению субъектов Российской Федерации, и по вопросам, непосредственно Кодексом не урегулированным. В данном случае регулирование указанных вопросов к ведению субъектов не отнесено, поскольку урегулировано Семейным Кодексом РФ.
За неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних статьей 5.35 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 1 до 5 минимальных размеров оплаты труда.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей за их виновное противоправное действие (бездействие), выражающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних установлена федеральными законами и не может быть установлена законом субъекта РФ. В связи с чем, ст. 10.1 Закона Корякского автономного округа "Об административных правонарушениях" противоречит федеральному законодательству, в силу чего, в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ она подлежит признанию недействующей с момента вступления в силу судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Камчатского края удовлетворить.
Признать ст. 10.1. Закона Корякского автономного округа "Об административных правонарушениях" N 198-03 от 27 февраля 2003 года недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Данное решение, по вступлению в законную силу, опубликовать в газете Корякского автономного округа "Народовластие".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ через Суд Корякского автономного округа в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.
Судья |
О.Ф. Слободчиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Прокурор Камчатского края обратился в суд с заявлением о признании недействующей статьи 10.1 Закона Корякского автономного округа от 27 февраля 2003 г. N 198-ОЗ "Об административных правонарушениях".
Оспариваемой нормой окружного закона введена административная ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за появление несовершеннолетних лиц в возрасте до 14 лет на улицах, стадионах, в скверах, парках и в других общественных местах в ночное время (с 22 до 6 часов) без сопровождения родителей или иных законных представителей несовершеннолетних.
В обоснование требований прокурор указал, что права и обязанности родителей (законных представителей) установлены Семейным кодексом РФ, следовательно, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, ответственность за неисполнение этих обязанностей может быть установлена только на федеральном уровне. КоАП РФ уже установлена административная ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Анализируя нормы законодательства в их совокупности суд пришел к выводу о том, что данные нормы предполагают, что родители (законные представители) вправе самостоятельно, с учетом мнения детей, решать вопросы их воспитания, в том числе их пребывания на улицах, стадионах, в скверах парках и в других общественных местах в ночное время (с 22 до 6 часов). Поэтому окружной законодатель, ограничив оспариваемой статьей пребывание несовершеннолетних лиц в возрасте до 14 лет в ночное время на улицах и в других общественных местах без сопровождения родителей или иных законных представителей, вышел за пределы своей компетенции.
Ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей за их виновное противоправное действие (бездействие), выражающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних установлена федеральными законами и не может быть установлена законом субъекта РФ. В связи с чем, статья 10.1 Закона Корякского автономного округа "Об административных правонарушениях" противоречит федеральному законодательству, в силу чего она подлежит признанию недействующей с момента вступления в силу судебного решения.
Решение Суда Корякского автономного округа от 24 октября 2007 г. N 3-5-07
Текст решения опубликован в газете "Народовластие" от 13 ноября 2007 г. N 139