Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Пономарева Р.С, судей Калашниковой А.В, Лобановой Н.В, при секретаре Мироненко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 14 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску к Меньшикову Алексею Владимировичу о взыскании недоимки по налогу, пени.
Заслушав доклад судьи Калашниковой А.В, судебная коллегия
установила:
ИФНС России по городу Архангельску обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Меньшикова А.В. недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2016, 2017, 2018 годы в сумме 4 116 рублей, пени по транспортному налогу за период с 2 декабря 2017 года по 3 февраля 2020 года в сумме 71 рубль 02 копейки.
В обоснование требований указано, что по сведениям регистрирующих органов налогоплательщик Меньшиков А.В. имеет в собственности транспортное средство, в связи с чем является плательщиком транспортного налога. Налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2016, 2017, 2018 годы, который административным ответчиком своевременно не уплачен. Административному ответчику выставлены требования об уплате налога и пени, которые последним не исполнены. Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления рассматриваемого административного иска.
Решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 14 апреля 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
С этим судебным решением не согласился административный истец. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что при установлении собственника транспортного средства судом не учтено, что указанный в карточке учета транспортного средства владелец Казарин А.В. и административный ответчик Меньшиков А.В. являются одним лицом. Данное обстоятельство подтверждается сведениями о смене паспорта административного ответчика в связи с изменением фамилии на "Меньшиков".
В соответствии со статьями 150 и 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 Кодекса).
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные суда транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Как это предусмотрено статьями 361, 363 Налогового кодекса Российской Федерации, конкретные ставки транспортного налога, а также порядок и сроки уплаты налога определяются законами субъектов Российской Федерации.
На территории Архангельской области принят Закон "О транспортном налоге" от 01 октября 2002 года N 112-16-ОЗ (далее - Закон).
Статьей 1 указанного Закона установлены ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на 1 лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, 1 регистровую тонну или единицу транспортного средства.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Меньшиков А.В. не является плательщиком транспортного налога, начисленного в отношении транспортного средства Lada-217030, государственный регистрационный знак Н427АВ29, поскольку согласно карточке учета транспортного средства владельцем транспортного средства является иное лицо - Казарин А.В.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда ошибочными.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 1 марта 2008 года владельцем транспортного средства Lada-217030, государственный регистрационный знак "данные изъяты", является Казарин А.В.
Из представленных с апелляционной жалобой документов следует, что 16 декабря 2010 года Казарину А.В. выдан новый паспорт гражданина Российской Федерации в связи с изменением им фамилии на фамилию "Меньшиков".
Таким образом, Меньшиков А.В, как собственник указанного ранее транспортного средства, являлся плательщиком транспортного налога в 2016, 2017, 2018 годах.
Налоговые уведомления от 20 сентября 2017 года об уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 1 372 рубля в срок не позднее 1 декабря 2017 года, от 5 сентября 2018 года об уплате транспортного налога за 2017 год в сумме 1 372 рубля в срок не позднее 3 декабря 2018 года, от 1 августа 2019 года об уплате транспортного налога за 2018 год в сумме 1 372 рубля в срок не позднее 2 декабря 2019 года вручены Меньшикову А.В. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, пользователем которого он является, что в силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации освобождало налоговый орган от обязанности по направлению этих документов на бумажном носителе.
В связи с тем, что в установленный срок налог Меньшиковым А.В. не уплачен, налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены требования от 26 февраля 2020 года N, от 5 февраля 2019 года N, от 4 февраля 2020 года N об уплате налога и пени, которые в установленные в них сроки не исполнены.
Пени в размере 71 рубль 02 копейки начислены налоговым органом на спорную недоимку за период с 2 декабря 2017 года по 3 февраля 2020 года, что закону не противоречит.
Доводы, приведенные административным ответчиком в возражениях на судебный приказ мирового судьи о взыскании спорной недоимки о том, что он не является владельцем транспортного средства, на обоснованность предъявленных налоговым органом административных исковых требований не влияют.
Продажа транспортного средства без снятия его с регистрационного учета в государственном органе не освобождает налогоплательщика, являющегося физическим лицом, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по уплате транспортного налога основаны на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства за налогоплательщиком (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.).
Каких-либо обстоятельств, препятствующих обращению в регистрирующий орган с заявлением о снятии транспортного средства с учета, Меньшиковым А.В. не приведено. Возражений на административный иск он в суд не представил.
В данном случае сведениями карточки учета транспортного средства, представленной в суд, подтверждается, что владельцем транспортного средства в спорный период являлся именно Меньшиков (ранее - Казарин) А.В. Доказательств обратного в деле не имеется, сведений об уплате транспортного налога иным лицом административный ответчик не представил.
Пунктами 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов административного дела, 13 августа 2020 года мировым судьей судебного участка N 1 Исакогорского судебного района города Архангельска был вынесен судебный приказ о взыскании с Меньшикова А.В. недоимки и пени в заявленной в настоящем административном исковом заявлении сумме.
После отмены 3 сентября 2020 года вынесенного названным мировым судьей судебного приказа налоговый орган 3 марта 2021 года направил административное исковое заявление в Исакогорский районный суд города Архангельска.
Таким образом, установленный статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций налоговым органом соблюден.
При указанных обстоятельствах требования налогового органа о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2016, 2017, 2018 годы, пени подлежали удовлетворению.
В этой связи, постановленное по делу решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина в сумме 400 рублей.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Исакогорского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску к Меньшикову Алексею Владимировичу о взыскании недоимки по налогу, пени удовлетворить.
Взыскать с Меньшикова Алексея Владимировича, проживающего по адресу: "адрес", недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2016, 2017, 2018 годы в общей сумме 4 116 рублей, пени по транспортному налогу за период с 2 декабря 2017 года по 3 февраля 2020 года в сумме 71 рубль 02 копейки.
Взыскать с Меньшикова Алексея Владимировича государственную пошлину в сумме 400 рублей в доход местного бюджета.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение будет изготовлено 15 декабря 2021 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.