ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Малюженко Е.А. Дело N 33а-4334/2021
Докладчик: Киселева О.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2021 года с удебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Долбнина А.И, судей Киселевой О.М. и Захарова Н.И, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болдыревой О.И, рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Чуносовой Татьяне Владимировне на решение Советского районного суда г. Липецка от 20 августа 2021 года, которым постановлено:
Удовлетворить исковые требования Межрайонной ИФНС России N 6 по Липецкой области к Чуносовой Татьяне Владимировне о взыскании задолженности по земельному налогу, пени.
Взыскать с Чуносовой Татьяны Владимировны, зарегистрированной по адресу: "адрес" в доход бюджета "адрес" задолженность по земельному налогу за 2019 г. в размере 6379 руб. 68 коп, пени за период с 02.12.2020 г. по 18.01.2021 г. в размере 274 руб. 16 коп..
Отказать в удовлетворении встречных исковых требований Чуносовой Татьяны Владимировны о взыскании с Межрайонной ИФНС России N 6 по Липецкой области незаконно удержанных денежных средств в размере 37134 руб.
Заслушав доклад судьи Киселевой О.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 6 по Липецкой области обратилась в суд с административным иском к Чуносовой Т.В, в котором с учетом уточненных требований просила о взыскании земельного налога за 201 9 г. в размере 6379, 68 руб, пени за период с 02.12.2020 г. по 18.01.2021 г. в размере 274, 16 руб. Свои требования налоговый орган обосновывал тем, что в 2019 году Чуносова Т.В. являлась собственником земельных участков, расположенны х в "адрес" с кадастровыми номерами NN N земельного участка, расположенного в "адрес" с кадастровым номером N, земельных участков, расположенных в г. Липецке с кадастровыми номерами NN N. За указанный период ей был начислен земельный налог. После направления налогового уведомления и требования об уплате налоговых платежей, недоимка по земельному налогу за 2019 административным ответчиком полностью не оплачена, что послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены в суд с указанным административным иском в суд.
Чуносова Т.В. обратилась в суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области с о встречными исковыми требованиями о взыскании незаконно удержанных денежных средств в размере 37134 руб, уплаченных ею по НДФЛ, полагала, что произведенный налоговым органном взаимозачет является незаконным, поскольку об этом она не просила, а обратилась с заявлением о возврате денежных средств по уплате НДФЛ согласно поданной декларации.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонн ой инспекци и Федеральной налоговой службы России N 6 по Липецкой области Бербаш П.В. поддержал заявленные требования и просил удовлетворить, возражал против удовлетворения встречных исковых требований, ссылаясь на ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Представитель административного ответчика Чуносовой Т.В.- адвокат Докукина Я.А. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, поддержала встречные исковые требования, просила их удовлетворить.
Административный ответчик Чуносова Т.В. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом и своевременно.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе административный ответчик Чуносова Т.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что: во все извещениях, направленных от имени МИФС не соответствуют коды валюты в счете получателя денежных средств, на который ответчик производил оплату земельного налога, все финансовые операции по данному счету незаконны; доверенность, выданная представителю административного истца не соответствует требованиям действующего законодательства; обжалуемое решение вынесено нелегетимным судом.
Проверив материалы дела, судебная коллегия судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с решениями Совета депутатов сельского поселения Бутырский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области от 1 октября 2013 г. N 215, 9 октября 2019 г. N 234, 18 ноября 2019 г. N 241 "О Положении "О земельном налоге на территории сельского поселения Бутырский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области Российской Федерации", в соответствии с нормами которых налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым органом.
В решении от 9 октября 2019 г. N 234 указано, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из 9 предусмотренных частью 5 ст.391 Налогового кодекса РФ категорий граждан. Уменьшение налоговой базы (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет. Уведомление о выбранном земельном участке может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.
В отношении земельного налога Налоговый кодекс РФ предусмотрел возможность его уменьшения на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из категорий, перечисленной в части 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ, для инвалидов, имеющих I I группу инвалидности.
Согласно пункту 6.1 статьи 391 Налогового кодекса РФ уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщить в налоговые органы сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об их владельцах.
Как следует из материалов дела, в 2019 году Чуносова Т.В. являлась собственником земельных участков, расположенны х в "адрес" с кадастровыми номерами N N земельного участка, расположенного в "адрес" с кадастровым номером N, земельных участков, расположенных "адрес" с кадастровыми номерами NN N
В адрес Чуносовой Т.В. направлялось налоговое уведомление N N от 01.09.2020 г. об уплате земельного налога за 2019 г. в общей сумме 43432 руб. со сроком уплаты не позднее 01.12.2020 года
Направление налогового уведомления подтверждается списком заказной корреспонденции.
В связи с неисполнением ответчиком указанного налогового уведомления, налоговым органом в адрес Чуносовой Т.В. было направлено требование N N от 19.01.2021 года об уплате земельного налога в размере 40318 руб, пени по земельному налогу в размере 274, 16 руб.
Направление налогового требования подтверждается списком заказной корреспонденции.
О взыскании недоимки по земельному налогу за 2019 г. в размере 40318 руб, пени по земельному налогу в размере 274, 16 руб. налоговый орган обращался в мировой судебный участок с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Чуносовой Т.В.
Мировым судьей судебного участка N 16 Советского судебного района г.Липецка был вынесен судебный приказ от 19.04.2021 года, которым с Чуносовой Т.В. была взыскана вышеуказанная недоимка по земельному налогу за 2019 г, пени по земельному налогу.
Указанный судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка N 16 Советского судебного района г.Липецка от 27.04.2021 года.
В суд с исковым заявлением о взыскании недоимки по земельному налогу за 2019 г, и пени налоговый орган обратился 17.06.2021 года.
Поскольку Чуносова Т.В. является "данные изъяты", налоговым органом был применен налоговый вычет в отношении 600 кв.м площади земельного участка с кадастровым номером N расположенного в "адрес" кадастровой стоимостью 652390 руб, площадью 1000 кв.м. Уменьшение земельного налога было произведено на 391434 руб, что не нарушает права налогоплательщика с учетом применения п.п. 5, 6.1 ст. 391 НК РФ (по земельному участку с кадастровым номером N, по которому был рассчитан максимальный налог, уменьшение налога было бы всего на 47472 руб. (стоимость 600 кв.м.)).
С уведомлением Чуносова Т.В. в налоговый орган о выбранном земельном участке, в отношении которого необходимо было бы применить налоговый вычет, в предусмотренный законом срок не обращалась.
18.02.2021 г. Чуносовой Т.В. в налоговый орган была подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ с суммой налога, подлежащей возврату из бюджета в размере 37134 руб. К декларации было приложено заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц (37134 руб.) на основании ст. 78 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) (приложение к Разделу 1).
В сообщении от марта 2021 г, адресованному Чуносовой Т.В, было сообщено, что принято решение о зачете 03.03.2021 г. суммы излишне уплаченного налога. Так, согласно сообщениям:
- N N сумма в размере 81, 68 руб. по заявлению от 18.02.2021 г. N N была зачтена в счет уплаты налога на имущество физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения в границах сельских поселений;
- N N сумма в размере 3114 руб. по заявлению от 18.02.2021 г. N N была зачтена в счет уплаты земельного налога физических лиц в границах городских округов;
- N N сумма в размере 33938, 32 руб. по заявлению от 18.02.2021 г. N N была зачтена в счет уплаты земельного налога физических лиц в границах сельских поселений.
Факт уплаты Чуносовой Т.В. и поступление денежных средств 19.02.2021 г. в размере 37134 руб. в налоговый орган подтверждается карточкой расчетов с бюджетом (Т. 1 л.д. 141).
Таким образом, суд, установив, что налоговым органом соблюден порядок взыскания недоимки по земельному налогу, пени за 2019 г, а также срок обращения в суд с данным требовани е м (в течение шести месяцев после вынесения определения об отмене судебного приказа) пришел к правильному выводу о необходимости взыскания с ответчика недоимки по земельному налог у за 201 9 год в сумме 6379, 68 руб. = 40318 руб. (общий размер исчисленного земельного налога) - 33938, 32 руб, пени за период с 02.12.2020 г. по 18.01.2021 г. в размере 274, 16 руб.
На основании пункта 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения (недоимки) задолженности (абзац 2 пункта 6 статьи 78 НК РФ).
Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Суд правильно отказал Чуносовой Т.В. в удовлетворении встречных исковых требований, заявленных к Межрайонной ИФНС России N 6 по Липецкой области, о взыскании незаконно удержанных денежных средств в размере 37134 руб, поскольку налоговым органом правомерно был произведен взаимозачет, что согласуется с положениями пункта 6 статьи 78 НК РФ.
В частности, суммы в размере 33938, 32 руб. и 3114 руб. учтены за земельный налог за 2019 год.
При этом сумма 3114 руб. начислена в налоговом уведомлении об уплате земельного налога за 2019 год, но не предъявлена в налоговом требовании, а также не заявлена в настоящем иске, в связи с погашением задолженности в данном размере; сумма 33938, 32 руб. учтена по данному делу при расчете задолженности за земельный налог за 2019 год.
Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, жалоба не содержит.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм права, являются несостоятельными.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 20 августа 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика Чуносовой Татьяне Владимировне - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 20 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.