Решение Суда Корякского автономного округа от 30 марта 2006 г. N 3-1-2006
Судья Суда Корякского автономного округа Саковец О.В.
при секретаре Метелица Н.П.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Корякского автономного округа Чистова В.Т. "О признании Постановления Губернатора Корякского автономного округа N 545 от 22 декабря 2005 года "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения (канализации)" противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению со дня его издания", установил:
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2005 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", исполняющей обязанности Губернатора Корякского автономного округа Броневич В.Т. 22 декабря 2005 года было принято постановление N 545 "Об утверждении тарифов на услуги системы водоснабжения и водоотведения (канализации)" - (далее по тексту - постановление Администрации КАО). Согласно данному постановлению Администрацией КАО с 1 января 2006 года были установлены тарифы на услуги систем водоснабжения и водоотведения (канализации) для предприятий муниципальных образований Корякского автономного округа потребителям. Постановление Администрации КАО было опубликовано в газете Корякского автономного округа "Народовластие" за N 118 от 24 декабря 2005 года. Пунктом 2 этого постановления оно вступает в силу по истечении 10 дней со дня опубликования.
Прокурор Корякского автономного округа 1 марта 2006 года обратился в Суд Корякского автономного округа с заявлением в порядке ст. 251 ГПК РФ, в котором просит признать постановление Администрации КАО противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению со дня его издания.
В обоснование своего требования указывает, что тарифы, утвержденные данным постановлением, не содержат надбавок к цене (тарифу) для потребителей, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции от 26.12.2005 г.)
Кроме этого, установив тариф на водоснабжение для муниципального унитарного предприятия "Тигильское ЖКХ", Администрация КАО тем самым нарушила права органов местного самоуправления МО "Тигильский муниципальный район", предусмотренные ст. 31 Федерального закона N 154-ФЗ от 28 августа 1995 года, п. 6 ч. 10 ст. 35, пп. 4 ч. 1 ст. 17 федерального закона N 131 от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым органы местного самоуправления осуществляют регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги, предоставляемую предприятиями и учреждениями, находящимися в муниципальной собственности.
Право органов муниципального образования по регулированию тарифов и надбавок предусмотрено также ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции от 26.12.2005 г.), согласно которой органы регулирования муниципальных образований осуществляют регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунального комплекса, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.
В то же время, согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции от 26.12.2005 г.), органы регулирования тарифов субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации твердых бытовых отходов, в случае, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов товаров и услуг этой организации коммунального комплекса. В связи с чем, по мнению прокурора, администрация КАО не может устанавливать тарифы на водоснабжение и водоотведение.
В нарушение приказа Федеральной службы по тарифам N 853-э/4 от 29 декабря 2005 года, которым утверждены предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по Российской Федерации на 2006 год, утвержденные оспариваемым постановлением N 545 от 22 декабря 2005 года, тарифы на водоснабжение и водоотведение установлены без учета указанных предельных индексов.
Кроме этого, срок начала действия введенных постановлением администрации КАО тарифов на водоснабжение и водоотведение определен в нарушение ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции от 26.12.2005 г).
Представитель администрации КАО по доверенности, заместитель начальника правового управления администрации КАО, Селянин Ю.А в письменных возражениях с доводами заявителя не согласился.
В судебном заседании Селянин Ю.А. пояснил, что возражает против удовлетворения требований прокурора по тем же основаниям, что и в письменных возражениях.
Третье лицо на стороне администрации не заявляющее самостоятельных требований, и.о. руководителя Управления по регулированию тарифов администрации КАО Андрианов А.А, также возражал против удовлетворения требований прокурора. Суду пояснил, что администрация КАО работала почти год, прежде чем определила утвержденные оспариваемым постановлением тарифы. При этом была проведена комплексная экспертиза деятельности предприятий коммунального хозяйства округа. Экспертное учреждение ЗАО "Ассоциация экологического мониторинга" внесено в Реестр независимых экспертных организаций. С учетом выводов экспертизы Управление по регулированию тарифов администрации КАО произвело расчет тарифов, которые были утверждены оспариваемым постановлением администрации КАО. При этом учитывалась рентабельность предприятий, себестоимость оказываемых услуг по водоснабжению и водоотведению. Установление оговариваемых в заявлении прокурора надбавок, предельных индексов приведет к необоснованному повышению тарифов. Что касается заявления в части нарушения прав муниципальных образований на установление тарифов, то Управление по регулированию тарифов администрации КАО предварительно заключило соглашения с Главами районов округа о взаимодействии сторон по вопросам установления тарифов, в том числе, на водоснабжение и водоотведение. Указанными соглашениями муниципальными образованиями округа администрации округа были переданы полномочия по установлению тарифов на коммунальные услуги.
Выслушав объяснения заявителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 246 ГПК РФ суд, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству РФ предоставлено право на утверждение перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию,
На основании данного Указа Президента РФ Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждены перечни (NN 2 и 3) продукции, товаров, услуг, в том числе транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2005 года N 424, опубликованном в газете "Российская газета" 15 июля 2005 года N 153, стр. 9, в указанное выше Постановление Правительства РФ N 239 были внесены изменения: из перечня (N 2) продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, были исключены абзацы шестой-восьмой, в том числе - услуги систем водоснабжения и канализации (абз. 6).
Указанные нормативные правовые акты в силу положения Конституции РФ являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, администрация Корякского автономного округа, начиная с 15 июля 2005 года, даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 12 июля 2005 года N 424, утратила право государственного регулирования цен (тарифов) на водоснабжение и водоотведение.
Не прописаны были, на момент принятия постановления Администрации КАО, полномочия Администрации округа по регулированию указанных тарифов как в Законе Корякского автономного округа от 16 июля 1997 г. N 15-ОЗ "Об Администрации Корякского автономного округа" (в редакции от 11 мая 2005 г.), а также и в Положении об Управлении по регулированию тарифов Администрации КАО, утвержденным постановлением Губернатора Корякского автономного округа от 12 июля 2004 г. N 207 "Об Управлении по регулированию тарифов Администрации Корякского автономного округа" (в редакции от 3 ноября 2005 г.), предусматривающим лишь установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям и на услуги по передаче тепловой энергии (п. 7).
Кроме этого, согласно ч. 5 Постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", органы исполнительной власти субъектов РФ, для которых в Федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, т.е. дотационным, регулируют цены (тарифы), в том числе и на услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по согласованию с соответствующими Федеральными органами исполнительной власти. Однако каких-либо доказательств того, что вопрос о пересмотре ранее, до 01.01.2006 г., действовавших на территории КАО тарифов на водоснабжение и водоотведение, прошел согласование в предусмотренном порядке, администрацией Корякского автономного округа суду представлено не было. Доводы же прокурора о том, что Корякский автономный округ является дотационным субъектом более чем на 70 процентов представителями администрации Корякского автономного округа в судебном заседании не оспаривались. Как и не оспаривался ими тот факт, что потребители каждого из муниципальных образований, входящих в Корякский автономный округ, и обслуживаемые предприятиями коммунального комплекса, перечисленными в постановлении администрации КАО N 545 "Об утверждении тарифов на услуги системы водоснабжения и водоотведения (канализации)", не находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) Корякского автономного округа, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют практически 100% товаров и услуг каждой из этих организаций коммунального комплекса.
Согласно же ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции от 26.12.2005 г.), вступившим в законную силу с 1 января 2006 г., органы регулирования муниципальных образований осуществляют регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунального комплекса, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, коими и являются муниципальные образования Корякского автономного округа.
При таких обстоятельствах, исполняющая обязанности Губернатора Корякского автономного округа Броневич В.Т., издав 22 декабря 2005 года постановление N 545 "Об утверждении тарифов на услуги системы водоснабжения и водоотведения (канализации)", которым были установлены тарифы на услуги систем водоснабжения и водоотведения (канализации) для предприятий муниципальных образований Корякского автономного округа потребителям, нарушила требования указанных выше Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции от 26.12.2005 г.), Постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в редакции от 12 июля 2005 года).
Что касается доводов представителей Администрации КАО о правомерности издания оспариваемого постановления в связи с невозможностью муниципальных образований самостоятельно проводить работу по установлению тарифов, в связи с чем и были заключены соглашения в конце ноября 2005 г., отсутствием в муниципальных образованиях специалистов по этому вопросу, соблюдением администрацией округа порядка ценообразования по услугам водоснабжения и водоотведения, а также тот факт, что данные тарифы являются утвержденными впервые, так как ранее тарифы не принимались, то, в силу изложенного выше, они приняты во внимание быть не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 195, 197 - 199, 252, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Корякского автономного округа от 1 марта 2006 года удовлетворить.
Признать постановление Администрации Корякского автономного округа от 22 декабря 2005 года N 545 "Об утверждении тарифов на услуги системы водоснабжения и водоотведения (канализации)" противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.
По вступлению решения в законную силу опубликовать его в газете "Народовластие".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня изготовления его в мотивированной форме путем подачи жалобы через суд Корякского автономного округа.
Судья |
О.В. Саковец |
Мотивированное решение изготовлено 3 апреля 2006 года.
Судья |
О.В. Саковец |
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июня 2006 года решение окрсуда от 30 марта 2006 года оставлено без изменения, а кассационная жалоба Администрации округа без удовлетворения. Решение окрсуда вступило в законную силу 7 июня 2006 года.
Председатель Суда Корякского автономного округа |
Е.Ф. Панасевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда Корякского автономного округа от 30 марта 2006 г. N 3-1-2006
Текст решения опубликован в газете "Народовластие" от 15 июля 2006 г. N 79