Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Миргородской И.В.
судей
Хвещенко Е.Р, Петухова Д.В.
при секретаре
Софроновой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 августа 2021 года апелляционную жалобу Администрации Калининского района Санкт-Петербурга на решение Калининского районного суда города Санкт-Петербурга от 11 марта 2021 года по гражданскому делу N 2-1403/2021 по иску Администрации Калининского района Санкт-Петербурга к Левандовской Я. В. об обязании продать квартиру с публичных торгов.
Заслушав доклад судьи Миргородской И.В, выслушав объяснения представителя истца Администрации Калининского района города Санкт-Петербурга - Пшенковой Я.А, председателя третьего лица ЖСК-770 - Усикова С.В, поддерживавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Администрации Калининского района города Санкт-Петербурга обратилась в Калининский районный суд города Санкт-Петербурга с исковым заявлением к Левандовской Я. В. об обязании продать принадлежащую ей квартиру по адресу: "адрес", с публичных торгов.
В обоснование требований истец указал, что ответчик, являясь собственником квартиры по вышеуказанному адресу на основании свидетельства о праве на наследство N... от 12.08.1999, согласно актам управляющей компания ненадлежащим образом содержит принадлежащее ей жилое помещение, нарушает права соседей, проживающих в одном с ней подъезде, поскольку в своей квартире разводит собак различных пород. На неоднократные уведомления в ее адрес об устранении нарушений прав соседей реакции от ответчика не последовало, в связи с чем истец обратился с настоящим иском в суд.
Решением Калининского районного суда города Санкт-Петербурга от "дата" Администрации Калининского района Санкт-Петербурга в удовлетворении заявленных к Левандовской Я.В. требований об обязании продать квартиру с публичных торгов отказано.
Не согласившись с решением суда, истец Администрация Калининского района Санкт-Петербурга подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, исковые требования удовлетворить.
Ответчик Левандовская Я.В. на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом; ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, доказательств уважительности причин неявки в судебную коллегию не представила, при таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционный принцип недопустимости произвольного лишения жилища, реализация которого осуществляется в жилищном законодательстве, означает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч.4 ст.3 ЖК РФ).
В соответствии со ст.20 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст.11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными ЖК РФ, другим федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.4 ст.17 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.1 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу ч.4 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491, обязывает осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей; обеспечивать сохранность жилого помещения, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к его порче; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования, обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования.
В п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений ч.1 - 3 ст.17 ЖК РФ следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое.
К систематическому нарушению прав и законных интересов соседей нанимателем и (или) членами его семьи с учетом положений ч.2 ст.1 и ч.4 ст.17 ЖК РФ следует отнести их неоднократные, постоянно повторяющиеся действия по пользованию жилым помещением без соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении или доме граждан, без соблюдения требований санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, правил пользования жилыми помещениями, например, нарушение правил содержания домашних животных.
К федеральным правилам относятся санитарно-эпидемиологические и ветеринарные правила. Верховным Судом РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических правил содержания домашних животных рекомендовано привлекать к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ, а за нарушения ветеринарных правил привлекать по ст.10.6 КоАП РФ.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ответчик является собственником квартиры по адресу: "адрес", на основании свидетельства о праве на наследство N N... от 12.08.1999, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Факт проживания ответчика по спорному адресу подтверждается справкой о регистрации (форма-9).
13.12.2019 председателем ЖСК-770 в адрес Управления Роспотребнадзора направлено обращение о жестоком обращении ответчика с животными и нарушении санитарных норм, установленных для проживания в жилых помещениях.
Указанное обращение перенаправлено в адрес Администрации Калининского района города Санкт-Петербурга.
17.01.2020 в адрес ответчика истцом направлено уведомление о недопустимости нарушения прав соседей, собственников жилых помещений.
Из акта обследования условий проживания ответчика от января 2019 следует, что на лестничной клетке около квартиры имеется стойкий неприятный запах жизнедеятельности животных, со слов собственника квартиры - Левандовской Я.В. - в квартире находятся восемь собак, доступ в жилое помещение предоставлен не был.
18.03.2020, 10.06.2020 в адрес ответчика истцом направлены повторные уведомления о недопустимости нарушения прав соседей, собственников жилых помещений.
Согласно актам от 16.03.2020, 03.06.2020 доступ в квартиру ответчиком предоставлен не был.
Из акта обследования жилищно-бытовых условий от 04.06.2020 следует, что квартира является двухкомнатной, в квартире проживают три собаки породы "русские борзые", в прихожей установлена клетка с маленькой собакой, в обеих комнатах на полу имеются лежанки для собак, следов проживания человека нет, в квартире ощущается устойчивый неприятный запах; доступ в места общего пользования и кладовую предоставлен не был, за дверями слышен лай собак, в прихожей отсутствует напольное покрытие, обои грязные, оборваны, паркетный пол в комнатах вздут.
В ходе судебного заседания третьим лицом представлена квитанция об оплате коммунальных услуг в отношении спорной квартиры, в соответствии с которой задолженность по оплате у Левандовской Я.В. составляет по состоянию на 01.03.2021 - 694 895 руб. 66 коп.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, оценив представленные доказательства в их совокупности, не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истца.
Доводы апелляционной жалобы истца, что судом первой инстанции при рассмотрении дела не учтены нормы Федерального закона "О эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, федеральные санитарные правила СанПин 2.1.2.1002-00, содержащие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию жилых помещений и критерии безопасности среды обитания человека, судебной коллегией отклоняются.
Согласно положениям ст. 293 ГК РФ, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.
Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
Судом не установлено и из представленных материалов не следует, что ответчик привлекалась к ответственности за ненадлежащее содержание животных, сведения об инициировании собственниками жилых помещений, права которых нарушаются ответчиком, а равно компетентными государственными органами судебных процессов об обязании ответчика привести помещение в надлежащее санитарно-техническое состояние, не представлено.
Имеющиеся в материалах дела уведомления, направленные Администрацией Калининского района города Санкт-Петербурга в адрес Левандовской Я.В. (л.д.20, 30, 40) не содержат конкретных фактов, свидетельствующих о допускаемых ею нарушениях в содержании жилого помещения, влекущее разрушение жилого помещения, нарушение прав других жильцов дома, либо ненадлежащего содержание животных, либо использование квартиры не по назначению.
В заседании судебной коллегии председатель ЖСК-770 не отрицал, что ответчик проживает в квартире.
Допустимые доказательства, подтверждающих, что условия проживания ответчика в "адрес" не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам, ответчик допускает разрушение, принадлежащего ей жилого помещения, в материалах дела отсутствуют.
Отсутствие же ремонта в квартире и наличие задолженности по оплате коммунальных услуг не может являться основанием для применения ст. 293 ГК РФ и обязании ответчика продать принадлежащую ей квартиру с публичных торгов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что лишение права владения собственника принадлежащим ему жилым помещением является крайней мерой в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принимая во внимание, что предусмотренные законом меры с целью обязании ответчика привести жилое помещение в первоначальное состояние либо предоставить в него доступ, истцом не исчерпаны, суд пришел к правильному выводу, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к выражению несогласия с действиями суда, связанными с оценкой представленных по делу доказательств.
При таком положении оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда города Санкт-Петербурга от 11 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Калининского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение судебной коллегии изготовлено "дата"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.