САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. N: 33а-15402/2021 Судья: Тонконог Е.Б.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 29 сентября 2021 года
Судья судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда Чуфистов И.В.
при секретаре К.М.Д.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1572/20 по апелляционной жалобе К.О.С. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга, принятое 20 октября 2020 года по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Санкт-Петербургу к К.О.С. о взыскании страховых взносов и пени, установил:
межрайонная инспекция ФНС России N 3 по Санкт-Петербургу (далее - МИФНС России N 3 по Санкт-Петербургу) обратилась в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к К.О.С. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 25 440 рублей 13 копеек, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 27 рублей 56 копеек, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 5 966 рублей 13 копеек, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6 рублей 46 копеек.
В этом же иске представитель налоговой инспекции просил суд взыскать с К.О.С. пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015, 2017 год в размере 736, 88 рублей.
В обоснование административного иска представитель Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Санкт-Петербургу ссылался на то обстоятельство, что в 2015, 2017 годах К.О.С. принадлежал автомобиль, кроме того, в период с "дата" по "дата" - ответчик являлся индивидуальным предпринимателем, однако не исполнил предусмотренную Налоговым кодексом Российской Федерации обязанность уплаты транспортного налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, в связи с чем, в адрес К.О.С. было направлено требование об уплате соответствующего налога, страховых взносов, однако на момент обращения налогового органа в суд с данным иском требование об уплате страховых взносов ответчиком не исполнено.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга, принятым 20 октября 2020 года в порядке упрощённого (письменного) производства, иск Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Санкт-Петербургу удовлетворён - с К.О.С. взысканы страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 25 440 рублей 13 копеек, пени за просрочку уплаты указанных страховых взносов в сумме 27, 56 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование размере 5 966 рублей 13 копеек, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 6 рублей 46 копеек, а также пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015, 2017 год в размере 736, 88 рублей.
Этим же решением с К.О.С. в доход бюджета Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина за рассмотрение дела в суде в размере 1 165 рублей.
В апелляционной жалобе К.О.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Стороны в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом посредством почтовой связи; доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела и не представившего доказательства уважительности причин своей неявки в судебное заседание, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно сведениям об имуществе налогоплательщика, К.О.С. является владельцем автомобиля "... ", государственный регистрационный знак N... (л.д. 27).
Выпиской из ЕГРИП подтверждается, что К.О.С. в период с "дата" по "дата" являлся индивидуальным предпринимателем (л.д. 22-26).
К.О.С. налоговым органом направлены следующие налоговые уведомления:
N... от "дата" об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 4 521 рублей; срок исполнения требования до "дата" (л.д. 18);
N... от "дата" об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 4 521 рублей; срок исполнения требования до "дата" (л.д. 19).
Сведений об уплате налога в налоговую инспекцию не поступило, в связи с чем, налоговой инспекцией в адрес К.О.С. направлено требование N... об уплате пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015, 2017 год в размере 736, 89 рублей (л.д. 13).
Требование налогоплательщиком не исполнено.
В связи с неисполнением К.О.С. в добровольном порядке обязанности по уплате страховых взносов Межрайонной инспекцией ФНС России N 3 по Санкт-Петербургу начислены пени:
- за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с "дата" по "дата" - в размере 27 рублей 56 копеек;
- за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование с "дата" по "дата" - в размере 6, 46 рублей (л. д. 12).
"дата" налоговым органом К.О.С. направлено требование N... об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 25 440 рублей 13 копеек, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 27 рублей 56 копеек, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 5 966 рублей 13 копеек, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 6 рублей 46 копеек (л.д. 10-11).
Требование об уплате страховых взносов налогоплательщиком не исполнено.
"дата" мировым судьёй судебного участка N 115 Санкт-Петербурга по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Санкт-Петербургу вынесен судебный приказ о взыскании с К.О.С. задолженности по налогам и пени на сумму 32177 рублей 16 копеек, однако в связи с поступлением от последнего возражений относительно исполнения судебного приказа, приказ отменён определением судьи от "дата" (л.д. 9).
Суд первой инстанции с учётом того обстоятельства, что доказательств своевременной уплаты транспортного налога за 2015, 2017 год, а также указанных в иске страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, налогоплательщиком не представлено, применил к спорным правоотношениям положения главы 28, главы 34, статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и пришёл к выводу об обоснованности заявленного налоговым органом иска.
Вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, мотоциклы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Возложение на налогоплательщика обязанности по уплате пени является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств, в связи с чем, пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в сроки, что и задолженность по налогам, на которую они начислены.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Административным истцом обоснована законность взыскания с ответчика пени по транспортному налогу; факт владения на праве собственности транспортным средством за указанные налоговые периоды со стороны К.О.С. в апелляционной жалобе не оспаривается.
Транспортный налог за 2015 (срок уплаты до "дата"), 2017 год (срок уплаты до "дата") К.О.С. уплачен несвоевременно - "дата", "дата" соответственно, что подтверждается карточкой расчета с бюджетом (л.д. 14).
Уплата налога в добровольном порядке с пропуском срока, указанного в налоговом уведомлении, не является основанием для освобождения от уплаты пени. Исполнение обязанности по оплате налога прекращает начисление пени на сумму уплаченной недоимки.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с К.О.С. пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2015, 2017 год в размере 736, 88 рублей.
Довод апелляционной жалобы о том, что недоимка по транспортному налогу за 2015 год и начисленные на данную недоимку пени должны быть списаны налоговым органом, как безнадежные к взысканию, на основании Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено признание безнадежными к взысканию и списание недоимки, в том числе, по транспортному налогу, образовавшейся у физических лиц по состоянию на 01 января 2015 года, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящихся на дату принятия налоговым органом в соответствии с указанной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Принимая во внимание, что установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты транспортного налога за налоговый период 2015 года по состоянию на 01 января 2015 года не наступил, недоимка по транспортному налогу за этот налоговый период у налогоплательщика не образовалась, следовательно, оснований для признания её безнадежной к взысканию не имеется.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели.
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 этого же Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации, страховые взносы исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 09.11.2020) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса, уплачивают:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено названной статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 года плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6 884 рубля за расчетный период 2019 года.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено этой же статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ, в срок, установленный абзацем вторым этого же пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Разрешая требования административного иска в части взыскания с К.О.С. страховых взносов за 2019 год и пени, суд первой инстанции пришел обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя влечет за собой обязанность самостоятельно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы, постольку у налоговой инспекции имелись основания для направления К.О.С. требования об уплате страховых взносов и пени.
Довод апелляционной жалобы о несогласии административного ответчика с размером имеющейся задолженности, не может служить основание для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если индивидуальные предприниматели прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.
Следовательно, в связи с тем, что К.О.С. прекратил осуществление предпринимательской деятельности "дата", налоговым органом обоснованно, в соответствии с требования закона, произведён расчёт страховых взносов пропорционально времени осуществления К.О.С. предпринимательской деятельности - 10 месяцев и 12 дней 2019 года.
То обстоятельство, что в административном иске, а также в решении суда указано, что К.О.С. осуществлял предпринимательскую деятельность с "дата", в то время как в действительности началом осуществления предпринимательской деятельности является иная дата - "дата", не свидетельствует о незаконности решения суда.
Таким образом, разрешая административный иск, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга, принятое 20 октября 2020 года по административному делу N 2а-1572/20, оставить без изменения, апелляционную жалобу К.О.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.