Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Поповой Е.И, судей
Карсаковой Н.Г, Есениной Т.В, с участием прокурора
Скибенко С.А, при секретаре
Корогодовой М.Д, рассмотрела в судебном заседании 20 декабря 2021 года административное дело N2а-5776/2021 по апелляционной жалобе Лихачевой Виктории Игоревны на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 29 октября 2021 года по административному исковому заявлению Лихачевой Виктории Игоревны к Участковой избирательной комиссии N602 об отмене итогов голосования.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И, возражения представителя заинтересованного лица, Территориальной избирательной комиссии N41 Санкт-Петербурга - Савостьянова Н.И. (по доверенности), заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга - Скибенко С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лихачева В.И. обратилась в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии N41 Санкт-Петербурга, в котором просила отменить результаты выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному округу N218 на избирательном участке N602.
Определением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 13 октября 2021 года произведена замена ненадлежащего административного ответчика Территориальной избирательной комиссии N41 Санкт-Петербурга на надлежащего административного ответчика Участковую избирательную комиссию N602, принят отказ Лихачевой В.И. от заявленных требований к Территориальной избирательной комиссии N41 Санкт-Петербурга и производство по делу в части требований к Территориальной избирательной комиссии N41 Санкт-Петербурга прекращено.
В обоснование заявленных требований с учетом письменных дополнений Лихачева В.И. указала, что она являлась избирателем на избирательном участке N602 и приняла участие в голосовании 19 сентября 2021 года. Лихачева В.И. указала, что ей от ФИО1, являвшейся членом Участковой избирательной комиссию N602 с правом совещательного голоса, стало известно, что на избирательном участке N602 принимали участие в голосовании 61 человек, не зарегистрированный на территории 218 одномандатного округа, которым в нарушение действующего законодательства были выданы два бюллетеня для голосования в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации: по федеральному избирательному округу и по одномандатному избирательному округу N218. Также административный истец указала, что ФИО1 и ФИО2, являвшаяся членом Участковой избирательной комиссию N602 с правом совещательного голоса, ознакомились со списком данных избирателей и установили, что не все избиратели имели регистрацию в округе N218 за три месяца до дня голосования, то есть до 18 июня 2021 года, и, следовательно, выдача им бюллетеня по одномандатному округу N218 являлась незаконной. Поскольку это большее число, 1/8 часть от общего числа выданных бюллетеней, то это повлияло на результаты голосования. Также административный истец указала, что при выдаче бюллетеней голосовавшие не представляли свидетельства о регистрации (справки по форме N3), а также сведения о датах регистрации не вносились в списки избирателей.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 29 октября 2021 года, в удовлетворении заявленных Лихачевой В.И. требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Лихачева В.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы Лихачева В.И. указывает, что судом первой инстанции сделаны неверные выводы об отсутствии нарушений действующего законодательства на избирательном участке N602. Апеллянт отмечает, что судом первой инстанции не были вызваны свидетели, в том числе, члены Участковой избирательной комиссию N602 и лица, проголосовавшие на избирательном участке N602. Также Лихачева В.И. обращает внимание, что судом первой инстанции не была допрошена в качестве свидетеля ФИО1, о допросе которой административным истцом было заявлено ходатайство. Кроме того, апеллянт указывает, что судом первой инстанции неверно установлены обстоятельства выдачи бюллетеней и не учтено, что в книге избирателей подлежала проставлению дата регистрации избирателя по месту пребывания на территории округа N218. Также Лихачева В.И. указывает на наличие видеозаписи, на которой запечатлен процесс рассмотрения жалобы ФИО1 и ФИО2, из которой, по мнению апеллянта, представляется возможным сделать вывод о том, что члены Участковой избирательной комиссию N602 не были ознакомлены с Постановлением ЦИК России от 18 июня 2021 года N11/87-8 "О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд".
Представитель заинтересованного лица, Территориальной избирательной комиссии N41 Санкт-Петербурга - Савостьянов Н.И, действующий по доверенности, в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Административный истец, Лихачева В.И, представитель административного ответчика, Участковой избирательной комиссии N602, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Судебная коллегия, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
В силу части 16 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва" были назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации восьмого созыва на 19 сентября 2021 года.
В соответствии с Постановлением ЦИК России от 18 июня 2021 года N11/87-8 "О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" 17-19 сентября 2021 года проведение голосование на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, проходило в течение нескольких дней подряд - 17, 18 и 19 сентября 2021 года.
Материалами дела подтверждается, что выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, проводились, в том числе, Участковой избирательной комиссией N602 на избирательном участке N602, относящемся к избирательному округу N218.
Административный истец Лихачева В.И. принимала участие на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательном участке N602 в качестве избирателя.
20 сентября 2021 года в 05 часов 48 минут членами Участковой избирательной комиссией N602 были подписаны протокол N1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Город Санкт-Петербург - Южный одномандатный избирательный округ N218, а также протокол N2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по федеральному избирательному округу.
Как усматривается из протокола N1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Город Санкт-Петербург - Южный одномандатный избирательный округ N218, он был подписан большинством членов Участковой избирательной комиссию N602 и содержит в себе все предусмотренные законом сведения.
Также судом первой инстанции установлено, что на избирательном участке N602 в книгу списка избирателей со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения были включены 64 избирателя, из которых 61 избирателю были выданы 2 избирательных бюллетеня на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для голосования по федеральному избирательному округу и одномандатному избирательному округу.
В материалы дела представлена копия книги списка избирателей со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения по избирательному участку N602, со сведениями об избирателях, подававших заявление о включении в список избирателей по месту нахождения по избирательному участку N602.
Суд первой инстанции, оценив все собранные по делу доказательства с учетом доводов административного истца, пришел к выводу о том, что нарушения, на которые ссылается административный истец, не были подтверждены в ходе рассмотрения дела.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что при рассмотрении спорных правоотношений не установлено нарушений избирательного законодательства на избирательном участке N602, которые делают невозможным установление действительной воли избирателей, поэтому отсутствуют основания для признания недействительным решения об итогах голосования.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
Частью 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен исчерпывающий список оснований для отмены итогов голосования.
Так суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
В соответствии с частью 1.3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд соответствующего уровня по заявлению избирателя, участника референдума об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором этот избиратель, участник референдума принял участие в выборах, референдуме, может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1.2 настоящей статьи.
Исходя из части 2 статьи 100 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", после установления итогов голосования, определения результатов выборов депутатов Государственной Думы вышестоящей избирательной комиссией решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом избирательной комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол избирательной комиссии и (или) сводную таблицу избирательная комиссия, составившая эти протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
Согласно части 3 статьи 100 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", уд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае:
1) нарушения правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
3) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчетом голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
4) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
5) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
При этом, исходя из части 4 статьи 100 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", суд соответствующего уровня по заявлению избирателя об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, на котором этот избиратель принял участие в выборах, может отменить решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 3 настоящей статьи.
По смыслу статей 46-52, 118, 120 и 123 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статей 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд как орган правосудия призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, то есть законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что основаниями для удовлетворения требований административного истца могли служить только доказательства наличия таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, таких доказательств в ходе рассмотрения спора лицами, участвующими в деле представлено не было.
На территории Российской Федерации вопросы проведения выборов, а также обеспечения прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В силу пунктов 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представленных в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи. В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 7, 7.1 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" список избирателей, участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием ГАС "Выборы", отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом. Лица, представляющие сведения об избирателях, участниках референдума, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления.
Список избирателей, участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, участниках референдума, включаемые в список избирателей, участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя, участника референдума. В списке избирателей, участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления избирателем, участником референдума подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов, референдума и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю, участнику референдума (пункт 11 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В силу пункта 16 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации избиратель, участник референдума, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию, комиссию референдума заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения (далее в настоящем пункте - заявление) в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее в настоящем пункте - порядок). Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня (первого дня) голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем, участником референдума только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком. Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок. Порядком может быть предусмотрено использование в целях указанной защиты специального знака (марки), при этом порядок должен содержать требование об учете специальных знаков (марок), в том числе при их передаче комиссиями. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей, участников референдума по месту своего жительства.
Избиратель, участник референдума, подавший заявление, может быть включен в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения только на одном избирательном участке, участке референдума. Избиратель, участник референдума, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок, участок референдума по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей, участников референдума только по решению участковой комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке, участке референдума по месту своего нахождения. В случае включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту своего жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения. Информация о подаче заявления избирателем, участником референдума, в том числе об избирательном участке, участке референдума, на котором избиратель, участник референдума, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, участников референдума, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых комиссий, в том числе с использованием ГАС "Выборы". Информация о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с порядком. В этом случае голосование по открепительным удостоверениям и предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона досрочное голосование не проводятся.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации порядок включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума, установленный настоящим пунктом, не применяется. В этом случае закон субъекта Российской Федерации должен предусматривать голосование по открепительным удостоверениям либо досрочное голосование, предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона.
Часть 6 статьи 81 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливает, что избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Каждый избиратель имеет право получить два избирательных бюллетеня (за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи): один для голосования по федеральному избирательному округу и один для голосования по соответствующему одномандатному избирательному округу. Если избиратель голосует за пределами территории одномандатного избирательного округа, в котором он обладает активным избирательным правом в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, он вправе получить только один избирательный бюллетень - для голосования по федеральному избирательному округу. Перед выдачей избирательных бюллетеней член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в том, что избиратель не проголосовал досрочно, письменное заявление (устное обращение) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре, указанном в части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона, и к нему не направлены члены участковой избирательной комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования.
При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть проставлены в списке избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При наличии соответствующего решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей с использованием ГАС "Выборы" при составлении указанного списка. В этом случае член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдающий избирательные бюллетени, сверяет указанные сведения с соответствующими записями в предъявляемом избирателем документе. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении каждого избирательного бюллетеня. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю избирательные бюллетени, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей (часть 7 статьи 81 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу.
При этом, в силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого находится на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, имеет право избирать депутата Государственной Думы по этому одномандатному избирательному округу. Право избирать депутата Государственной Думы по одномандатному избирательному округу имеет также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, зарегистрированный по месту пребывания на территории этого одномандатного избирательного округа не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей по месту нахождения в соответствии с частью 4.1 статьи 17 настоящего Федерального закона для голосования в пределах одномандатного избирательного округа, в котором он зарегистрирован по месту пребывания.
Постановление ЦИК России от 25 мая 2021 года N7/51-8 "О Порядке подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва" утвержден Порядок подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (далее - Порядок).
В силу пункта 3.3 Порядка, если место жительства избирателя находится за пределами одномандатного избирательного округа либо он не имеет регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации (в графе "Особые отметки" списка избирателей указано "Бюллетень по одномандатному избирательному округу выдается при наличии регистрации по месту пребывания на территории округа до __________"), избирательный бюллетень для голосования по одномандатному избирательному округу выдается только при наличии у избирателя свидетельства о регистрации по месту пребывания на территории соответствующего одномандатного избирательного округа не позднее чем за три месяца до дня (последнего дня) голосования.
Одновременно, внесение в книгу списка избирателей сведений о месте и сроке регистрации по месту пребывания Порядком не установлено, что дает основания сделать вывод о том, что данные сведения подлежат проверке визуально, то есть путем предоставления члену избирательной комиссии свидетельства о регистрации по месту пребывания.
В ходе рассмотрения дела стороной ответчика указано, что 61 избиратель, принявший участие в голосовании на избирательном участке N602 по федеральному избирательному округу и по одномандатному избирательному округу, при получении бюллетеней предъявили членам участковой избирательной комиссии свидетельства о регистрации по месту пребывания.
Доказательств обратного стороной административного истца в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии нарушения действующего избирательного законодательства со стороны Участковой избирательной комиссии N602.
Также судебная коллегия отмечает, что приведенные доводы административного истца не свидетельствуют об искажении истинного волеизъявления избирателей.
Кроме того, необходимо констатировать, что даже в случае не принятия 61 избирателя в голосовании по одномандатному избирательному округу, это не повлияло бы на общие итоги голосования.
Доводы апелляционной жалобы о нарушение судом первой инстанции процессуальных нарушений в виде не вызова и допроса свидетелей, судебная коллегия отклоняет, поскольку ходатайств о допросе свидетелей сторонами не заявлялось, а суд в силу закона не обязан определять круг свидетелей и в обязательном порядке проводить допрос свидетелей, поскольку показания свидетелей являются одним из видов доказательств.
Относительно доводов апелляционной жалобы об отказе судом первой инстанции в допросе в качестве свидетеля ФИО1 необходимо указать следующее.
Исходя из части 1 статьи 51 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения административного дела, и которое вызвано в суд для дачи показаний.
В силу части 3 статьи 51 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежат допросу в качестве свидетелей: представители и защитники по уголовному делу, по делу об административном правонарушении, представители по гражданскому делу, по административному делу - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением своих обязанностей; представители лиц, участвовавших в проведении примирительной процедуры, посредники, в том числе медиаторы, судебные примирители, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с участием в примирительной процедуре; судьи, присяжные или арбитражные заседатели - о вопросах, возникавших в совещательной комнате в связи с обсуждением обстоятельств административного дела при вынесении решения суда или приговора; священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, - об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди; другие лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В настоящем случае ФИО1 была указана в административном исковом заявлении в качестве представителя административного истца.
Также в ходе судебного заседания 13 октября 2021 года административному истцу было разъяснено о том, что лицо, подлежащее допросу в качестве свидетеля, не должно присутствовать в зале судебного заседания до момента допроса, однако, в последующем ФИО1 присутствовала в зале судебного заседания в ходе судебных заседаний.
Таким образом, ФИО1 не могла быть допрошена в качестве свидетеля в рамках настоящего дела, поскольку она была осведомлена о ходе рассмотрения дела, что дает основания для критической оценки ее показаний.
Ссылки административного истца о наличии у нее иных доказательств, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку Лихачева В.И. не была ограничена в представлении суду первой инстанции доказательств в обоснование заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Также судебная коллегия находит необходимым отметить следующее.
Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулируется положениями главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
В силу части 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
Аналогичные правовые предписания закреплены в пункте 3 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 04 июня 2021 года).
Согласно части 2 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N115-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменена редакция части 4 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и введено новое правовое регулирование исчисления процессуальных сроков в отношении дел, касающихся защиты избирательных прав.
Согласно части 4 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, установленных статьей 240, частями 3 и 3.1 статьи 298, частью 2 статьи 314 настоящего Кодекса.
Федеральный законодатель, закрепляя в части 4 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общее правило определения окончания процессуального срока - как возможность сдать свое обращение в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, сделал исключение из него для правоотношений, связанных с производством по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации, что предопределено строгими временными рамками избирательного процесса и необходимостью оперативного разрешения соответствующих дел.
Последствия пропуска процессуального срока предусмотрены статьей 94 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока (часть 1).
На основании частей 7, 9, 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроки, указанные в частях 2 - 6 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска. Пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть восстановлен судом, за исключением сроков, которые установлены частями 2 - 6 настоящей статьи и восстановление которых невозможно. Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Как следует из материалов дела, административное исковое заявление об отмене итогов голосования подано административным истцом посредством почтового отправления 29 сентября 2021 года, что подтверждается почтовым штампом на конверте.
В соответствии с частью 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации десятидневный процессуальный срок для подачи административного искового заявления начинает исчисляться со дня принятия решения об итогах голосования, в настоящем случае таким днем является 20 сентября 2021 года, когда по итогам голосования выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Участковой избирательной комиссией N602 было принято оспариваемое решение, оформленное протоколом и подписанное членами Участковой избирательной комиссией N602.
Таким образом, административное исковое заявление должно было быть подано в суд не позднее 30 сентября 2021 года.
Административное исковое заявление поступило в Кировский районный суд Санкт-Петербурга 04 октября 2021 года, что подтверждается входящим штампом суда.
При этом день сдачи административного иска в организацию почтовой связи не учитывается в силу императивного предписания части 4 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Положения Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не содержат особых указаний о способе подачи заявления в суд.
Таким образом, в рассматриваемом случае Лихачевой В.И. был пропущен установленный законом срок для обращения в суд, при этом, суд первой инстанции не имел оснований для признания срока обращения административного истца в суд не пропущенным, либо для его восстановления, поскольку это бы прямо противоречило вышеприведенным нормам процессуального права.
Данное обстоятельство в силу действующего законодательства является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований Лихачевой В.И.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 29 октября 2021 года по административному делу N2а-5776/2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу Лихачевой Виктории Игоревны - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.